minevi.ru
страница 1
скачать файл

Этап занятия

Деятельность логопеда

1. Орг. Момент.
2. Артикуляционная гимнастика.

3. Сообщение темы занятия.

4. Образование, характеристика и сравнение звуков.

5. Связь звука и буквы.


6. Пальчиковая гимнастика.


7. Работа в тетрадях. Чистописание.
8. Развитие фонематического слуха, связь звука и буквы.

9. Физминутка. Развитие фонематического слуха. (игра с мячом)

10. Работа над звуковым составом слова, развитие фонематического слуха, развитие языкового анализа и синтеза.

11. Закрепление.

12. Итог занятия.


- Здравствуйте, ребята! Сегодня на урок к вам пришёл гость. Он не может справиться с заданиями и просит вас помочь ему. А вы сами догадаетесь сейчас, почему он не может сам справиться. (вывешивается иллюстрация Незнайки) . Правильно, это Незнайка, давайте поможем ему выполнить задания.
- Теперь послушайте историю про Незнайку и повторяйте за мной движения: (артикуляционная гимнастика, дети держат в руках зеркала)

Проснулся сегодня Незнайка, выглянул в окно и увидел, что светит яркое солнышко.Улыбнулся Незнайка(упражнение №улыбка 5 раз). Почистил зубы ( упражнение “ Чистим зубки” 5 раз.) Решил он пойти погулять. Вышел Незнайка на улицу и увидел горку (упражнение “горка” 5 раз). А потом заметил качели, решил он на них покачаться (упражнение “Качели”, поднимание и опускание лопатообразного языка к верхней и нижней губе при раскрытом рте), вверх-вниз, всё выше и выше. (под счёт 5 раз).

Устал Незнайка, проголодался, и решил пойти домой попить чай с блинами. Испечём блины (удерживаем язык расслабленный на нижней губе под счёт, 5 раз) . Потом он налил чай в чашечку, покажем, какая у него была чашечка (упражнение “Чашечка” , под счёт 5 раз. А чай-то был горячий. Подуем на чашечку, чтобы не обжечься. ( дуем 5 раз).
- Молодцы, ребята! А теперь посмотрим, какие же задания принёс наш гость.

_ Угадаем, с какими звуками мы сегодня будем работать:

А) этот звук лишний: г, ж, л, с, м. Почему звук С лишний?

Б) этот звук есть в каждом слове: мышь, шапка, шуба, мишутка.

- Сегодня мы с Незнайкой работаем со звуками [С] – [Ш] – будем их сравнивать и различать.
- Итак, следующее задание. Расскажем Незнайке , как правильно произносить звук С и Ш, пользуясь артикуляционными профилями. (Дети по очереди рассказывают артикуляцию звуков).

- Что общего в произнесении этих звуков? ( Возд. струя встречает преграду, голосовые связки не работают). Значит, что будет общее в характеристике звуков? (согласные, глухие)

- В чём отличие произнесения звуков? (положение языка, его подъём, положение губ)

- Дайте характеристику звукам. (дети дают характеристику звукам).Обращаем внимание детей , что для обозначения этих звуков используем одинаковый символ – синий квадратик. Характеристика одинаковая.


- Какой буквой на письме обозначаем звук С? (Буквой эс)

- Какой буквой на письме обозначаем звук Ш? ( буквой ша)

- Вспомните, на что похожи эти буквы, вспомните, какие учили стихи про эти буквы.
- Подготовим наши пальчики к письму. Возьмите в руки маленькие мячики. “Слепим” снежки, покатаем между ладошек.
- Откройте тетради, посмотрите на буквы, которые я вам написала, возьмите в руки карандаш, зачеркните лишние буквы, кроме С и Ш.

С С О с ш Ш е Е С Ш Щ ш щЭ С

- напишите на следующей строке красиво, чтобы научить правильно писать Незнайку наши буквы.
- Давайте научим Незнайку слушать внимательно. Я называю звуки, потом слоги, потом слова, а вы записываете только букву С или Ш в тетрадях.

С, ш, ш, с, ш, са, ша, су, шо, ши, шапка, суп, крыша, крыса, Соня, хвост, волос, Шура.

- Проверим работу. Взяли в руки простой карандаш, ставим под написанными буквами + или -. (Дети проверяют работу в парах, один ученик читает написанные буквы, обращаем внимание, что имена надо было писать с большой буквы).
Наши ножки: топ, топ.

Наши ручки: хлоп, хлоп!

Вниз ладошки опускаем,

Отдыхаем, отдыхаем. ( сделать 2 раза)

- А теперь покажем Незнайке какие мы ловкие, как умеем ловить и бросать мяч, повторяя правильно слоговые дорожки.

Логопед бросает мяч и произносит слоговые ряды, дети внимательно слушают, ловят мяч, воспроизводят ряды слогов.

СА- ША- ША-СА

СО-СО-ШО-СО

ШУ-ШУ-СУ-СУ

ШИ-ШИ-СЫ-ШИ (чтение слоговых таблиц)


- Следующее задание, которое приготовил Незнайка. Звуки рассыпались, составьте слово: К, Р, Ы С, А. (дети выкладывают схему слова на партах) Молодцы, ребята, вы научили Незнайку делать схему слова.

- А теперь послушайте, какое предложение составил Незнайка:



НА ГЛАЗАХ У ДЕТВОРЫ КРЫСУ КРАСЯТ МАЛЯРЫ.

- Скажите, может Незнайка что-то перепутал?

Что красят маляры? (крышу)

- Какие звуки перепутал Незнайка? (С-Ш)

- Произнесите предложение правильно. Назовите слова, которые отличаются одним звуком, так можно заменять звуки?

Запишите в тетрадь , подчеркните буквы, которыми они отличаются. Объясните смысл слов. Придумайте предложения с этими словами. (Запись в тетрадь крыса-крыша)

- Начертите в тетради карандашом на следующей строке схему своего предложения. Отметьте буквы С и Ш в словах предложения.


- Незнайка приготовил вам задание на карточках, но он, как всегда пропустил буквы. Нужно вставить в слова буквы С и Ш.

Возьмите в руки маркер. Я говорю задание, а вы отгадываете слово и вставляете буквы.

- Однозначное число? (___е___ть)

- Имя и мальчика, и девочки? (___а___а)

- Маленькая баранка? (___у___ка)

- Хвойное дерево в лесу? ( ___о___на)

- Настольная игра? (___а___ки)
- Молодцы, ребята! Вы все задания Незнайки выполнили. Чему мы сегодня научили Незнайку?

- Какие звуки сравнивали?

- Чем похожи эти звуки?

- Чем различаются?



- Зачем учили Незнайку сравнивать эти звуки и буквы? (Чтобы не смешивать при письме и чтении).

НЕЗНАЙКА ДАРИТ ВАМ МЕДАЛЬКИ С НАДПИСЬЮ “ ЗНАЙКИ”.
скачать файл



Смотрите также:
2. Артикуляционная гимнастика
45,46kb.
Очарование женщины. Интимная гимнастика Мастер-класс «Интимная гимнастика»
17,63kb.
Пальчиковая гимнастика
58,36kb.