minevi.ru
страница 1
скачать файл


ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИН
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА
(вариативная часть)

АННОТАЦИИ

«Педагогика»

1. Цель дисциплины: сформировать систематизированные знания о закономерностях и содержании образовательного процесса, требованиях к его организации в различных учреждениях системы образования, представление о сущности педагогической деятельности, особенностях педагогической профессии и современных требованиях педагога.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Педагогика» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин (3.1.1).

Для освоения дисциплины «Педагогика» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин «Психология», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена».

Освоение дисциплины «Педагогика» является необходимой основой для последующего изучения дисциплины «Методика обучения и воспитания младших школьников», а также дисциплин вариативной части профессионального цикла.



3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК- 1);

- способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

- готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

- способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);

- решение задач воспитания средствами учебного предмета (ПК-12);

- осознает специфику начального образования, способен реализовывать преемственность воспитания, обучения, социализации детей дошкольного, младшего школьного и младшего подросткового возрастов, готов к организации досуговой и творческой деятельности обучающихся (СК-1).



В результате освоения дисциплины студент должен

знать:

основные этапы развития педагогической теории и практики в исторической ретроспективе, особенности современного этапа развития образования;

основные педагогические категории;

методы и логику педагогического исследования, особенности его организации;



уметь:

использовать методы педагогической науки для решения различных учебных и профессиональных задач;

осуществлять педагогический процесс в различных типах образовательных учреждений;

владеть:

профессиональными навыками для осуществления педагогической деятельности.



4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц.
5. Разработчики:

МПГУ, профессор кафедры педагогики начального обучения, доктор педагогических наук Л.К.Веретенникова,

МПГУ, профессор кафедры педагогики начального обучения, кандидат педагогических наук Д.И.Латышина,

МПГУ, доцент кафедры педагогики начального обучения, кандидат педагогических наук Е.В. Борисова,

МПГУ, доцент кафедры педагогики начального обучения, кандидат педагогических наук М.А. Олейникова,

МПГУ, доцент кафедры педагогики начального обучения, кандидат педагогических наук М.Я. Ситниченко.



«Психология»


  1. Цели дисциплины: формирование целостного представления о психологических особенностях человека как закономерностях его деятельности и обучения, раскрытие психологического аспекта профессиональной подготовки будущих педагогов путем расширения их представлений о фундаментальности психологии, ее прикладном характере; об исторически сложившихся и современных подходах к решению психологических проблем жизни и деятельности человека, его развития, образования и воспитания.




  1. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Психология» относится к базовой части профессионального цикла (3.1.1).

Освоение данной дисциплины является необходимой основой для изучения дисциплин «Педагогика», «Методики обучения и воспитания младших школьников», прохождения педагогической практики.


3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОПК-1),

- способен использовать систематизированные теоретические и практические знания при решении профессиональных задач (ОПК-2);

- готов применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);

- готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

- способен организовать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6).
В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

закономерности психического развития и особенности их проявления в учебном процессе в разные возрастные периоды;

способы психологического изучения обучающихся;

способы построения межличностных отношений в группах разного возраста;

способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса;

способы профессионального самопознания и саморазвития;



уметь:

развивать и активизировать интеллектуальную деятельность и индивидуальные способности обучающихся, отбирая оптимальные приемы обучения и воспитания, обеспечивающие эффективную учебную деятельность, активность, творческую самостоятельность, познавательный интерес;

использовать методы психологической диагностики для решения различных профессиональных задач;

создавать психологически безопасную образовательную среду;

бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса;

анализировать и оценивать результаты собственной педагогической деятельности и вносить в нее необходимые коррективы;


владеть:

способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения;

различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности.


  1. Общая трудоемкость дисциплины составляет 8 зачетных единиц.




  1. Разработчики:

МПГУ, доцент кафедры психологии младшего школьника, доктор психологических наук К.В. Макарова,

МПГУ, доцент кафедры психологии младшего школьника, кандидат психологических наук Е.Р.Горелова,

МПГУ, доцент кафедры психологии младшего школьника, кандидат психологических наук М.Г.Пирожкова,

МПГУ, доцент кафедры психологии младшего школьника, кандидат психологических наук О.А.Таллина.



«Методика обучения и воспитания младших школьников»

1. Цель дисциплины: сформировать целостное представление о сущности педагогического процесса и его специфике в системе начального образования.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Методика обучения и воспитания младших школьников» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин (3.1.3).

Для освоения дисциплины «Методика обучения и воспитания младших школьников» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин «Педагогика», «Психология», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена».

Освоение дисциплины «Методика обучения и воспитания младших школьников» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла, педагогической практикой студентов.


3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК- 1);

- способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

- готов применять современные методики и технологии, в том числе информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

- способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);

- готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

- способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);

- решение задач воспитания средствами учебного предмета (ПК-12);

- осознает специфику начального образования, способен реализовывать преемственность воспитания, обучения, социализации детей дошкольного, младшего школьного и младшего подросткового возрастов, готов к организации досуговой и творческой деятельности обучающихся (СК-1).


В результате освоения дисциплины студент должен

знать:

сущность процесса обучения и воспитания в начальной школе;

психолого-педагогические теории обучения и воспитания детей младшего школьного возраста;

основные принципы, методы, формы обучения и воспитания детей;

структуру и содержание основных педагогических технологий начального образования на современном этапе;

способы организации взаимодействия с различными участниками учебно-воспитательного процесса: коллегами, родителями, общественными и образовательными организациями, детскими коллективами для совместного решения задач педагогической деятельности;



уметь:

рационально выбирать оптимальные формы, методы, средства обучения и воспитания младших школьников;

строить процесс обучения, воспитания и развития детей младшего школьного возраста с учетом необходимости формирования у них духовно-нравственных ценностей;

использовать педагогические технологии для регулирования, совершенствования и контроля образовательного процесса;

оценивать результаты внедрения инновационных технологий;

владеть:

профессиональными навыками для осуществления педагогической деятельности;

навыками самообразования в области педагогической деятельности.

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 14 зачетных единиц.
5. Разработчики:

МПГУ, профессор кафедры педагогики начального обучения, доктор педагогических наук А.Е. Дмитриев,

МПГУ, профессор кафедры педагогики начального обучения, кандидат педагогических наук С.П. Баранов,

МПГУ, профессор кафедры педагогики начального обучения, доктор педагогических наук Е.Н. Землянская,

МПГУ, доцент кафедры педагогики начального обучения, кандидат педагогических наук Е.В. Борисова,

МПГУ, доцент кафедры педагогики начального обучения, кандидат педагогических наук М.А. Олейникова,

МПГУ, доцент кафедры педагогики начального обучения, кандидат педагогических наук М.В. Школьникова.
«Русский язык»

1. Цель дисциплины: сформировать систематизированные знания об основных закономерностях современного русского языка.

2. Место дисциплины в ООП:

Дисциплина «Русский язык» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (3.2.1.).

Для освоения дисциплины «Русский язык» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения русского языка в общеобразовательной школе.

Освоение «Русский язык» дисциплины является необходимой базой для изучения дисциплин: «Методика обучения русскому языку и литературному чтению», прохождения педагогической практики в школе.


3. Требования к результатам освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины «Русский язык» направлен на формирование следующих компетенций:



  • способен логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6);

  • владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

  • способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6);

  • способен применять знание теоретических основ и технологий начального языкового образования в обучении русскому языку учащихся начальных классов (СК-2).


В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

теоретические основы русского языка;

нормы русского литературного произношения, словоупотребления, грамматики;

уметь:

анализировать лингвистические явления различного типа;



владеть:

навыками практического разбора единиц всех языковых уровней.


4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 12 зачетных единиц.


  1. Разработчики:

АГПА, доцент кафедры педагогики и технологий дошкольного и начального образования Т.В. Деньгина,

АГПА, доцент кафедры педагогики и технологий дошкольного и начального образования Л.А. Синько,

доцент кафедры педагогики и технологий дошкольного и начального образования

Л.Г. Лисицкая,

АГПА, доцент кафедры педагогики и технологий дошкольного и начального образования В.И. Андрющенко,

АГПА, старший преподаватель кафедры педагогики и технологий дошкольного и начального образования А.А. Рыбакова.

«Методика обучения русскому языку и литературе»


1. Цель дисциплины: сформировать у студентов систему знаний о методах и приемах освоения учащимися родного языка как средства общения в устной и письменной форме.

2. Место дисциплины в ООП:

Дисциплина «Методика обучения русскому языку и литературе» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин(3.2.2.).

Для освоения дисциплины «Методика обучения русскому языку и литературе» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин «Русский язык», «Теория и практика читательской деятельности».

Освоение дисциплины «Методика обучения русскому языку и литературе является необходимой базой для изучения дисциплины «Практикум по русскому правописанию», прохождения педагогической практики.



3. Требования к результатам освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:



  • способен логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6);

  • владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

  • способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

  • решение задач воспитания средствами учебного предмета (ПК-12);

  • способен применять знание теоретических основ и технологий начального языкового образования в обучении русскому языку учащихся начальных классов (СК-2)

  • способен применять знание теоретических основ и технологий начального литературного образования в формировании у учащихся начальных классов читательской самостоятельности (СК-3).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

основные понятия методики обучения русскому языку и литературе;

основные принципы работы с языковым и литературным материалом;

уметь:

использовать лингвистические понятия;

реализовывать основные этапы работы над художественным произведением в начальной школе;

формировать у учащихся навыки культурного речевого общения;



владеть:

способами формирования орфографического навыка у младших школьников;

способами формирования навыка чтения у младших школьников

способами формирования читательской самостоятельности у младших школьников.


4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 12 зачетных единиц.
5. Разработчики:

АГПА, профессор кафедры педагогики и технологий дошкольного и начального образования Л.П. Реутова;

АГПА, доцент кафедры педагогики и технологий дошкольного и начального образования Н.В. Фоменко.

«Практикум по русскому правописанию»


1. Цель дисциплины: сформировать теоретические основы правописания и стойкие орфографические и пунктуационные навыки, необходимые в работе по обучению письму младших школьников.

2. Место дисциплины в ООП:

Дисциплина «Практикум по русскому правописанию» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (3.2.3).

Для освоения дисциплины «Практикум по русскому правописанию» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в школьном курсе изучения русского языка
3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины «Практикум по русскому правописанию» направлен на формирование следующих компетенций:



  • способен логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6);

  • владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

  • способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

  • способен применять знание теоретических основ и технологий начального языкового образования в обучении русскому языку учащихся начальных классов (СК-2).


В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

теоретические основы русского правописания;

принципы правописания;

основные орфографические и пунктуационные правила;



уметь:

объяснять орфографические и пунктуационные правила и применять их на практике;

анализировать орфографические явления различного типа;

владеть:

навыками грамотного письма;

навыками орфографического разбора;

навыками пунктуационного анализа основных синтаксических единиц.


4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.
5.Разработчик:

АГПА, доцент кафедры педагогики и технологий дошкольного и начального образования В.И. Андрющенко.



«История отечественной литературы»


1. Цели дисциплины: сформировать знания по истории отечественной литературы,

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «История отечественной литературы» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (3.2.4).

Для освоения дисциплины «История отечественной литературы» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения литературы в общеобразовательной школе.

Освоение дисциплины «История отечественной литературы» является необходимой базой для изучения дисциплины «Методика обучения русскому языку и литературному чтению», «Теория и практика читательской деятельности», прохождения педагогической практики.


3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способен применять знание теоретических основ и технологий начального литературного образования в формировании у учащихся начальных классов читательской самостоятельности (СК-3).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

историю отечественной литературы в её диахронном и синхронном аспектах;



уметь:

формировать навык осознанно-аналитического прочтения художественного текста;


владеть:

принципами анализа художественного произведения на основе современной методологии и методики.


4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.
5. Разработчик:
АГПА, доцент кафедры педагогики и технологий дошкольного и начального образования И.В. Павленко.

«Теория и практика читательской деятельности»


1. Цель дисциплины: сформировать методические знания, необходимые для совершенствования читательской деятельности у студентов и организации самостоятельной читательской деятельности младших школьников.

  1. Место дисциплины в ООП:

Дисциплина «Теория и практика читательской деятельности» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин(3.2.5.) .

Для освоения дисциплины «Теория и практика читательской деятельности» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения дисциплины «История и теория отечественной литературы», «Детская литература».

Освоение дисциплины «Теория и практика читательской деятельности» является необходимой базой для изучения дисциплин: «Методика обучения русскому языку и литературе», прохождения педагогической практики.
3. Требования к результатам освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:



  • владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

  • способен применять знание теоретических основ и технологий начального литературного образования в формировании у учащихся начальных классов читательской самостоятельности (СК-3).


В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

основные понятия теории и практики читательской деятельности;

основные принципы лингвометодического анализа художественного произведения;

уметь:

анализировать художественные тексты разных родов и жанров для учащихся начальных классов;

вести диалог с другими читателями в ходе обсуждения художественного произведения;

владеть:

навыками анализа художественных текстов разных родов и жанров детской литературы для младших школьников;

методами обучения детей младшего школьного возраста основам теории и практики читательской деятельности.


  1. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.

5. Разработчик:

АГПА, доцент кафедры педагогики и технологий дошкольного и начального образования Н.В. Фоменко



«Детская литература с основами литературоведения»


  1. Цель дисциплины: сформировать у студентов знание основ теории, истории и критики детской литературы.


2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Детская литература» (3.2.6.) относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин.

Для освоения дисциплины «Детская литература» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Теория литературы и практика читательской деятельности», «История отечественной литературы», «Методика обучения русскому языку и литературному чтению».

Изучение дисциплины «Детская литература» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла.


3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование компетенции:



  • способен применять знание теоретических основ и технологий начального литературного образования в формировании у учащихся начальных классов читательской самостоятельности (СК-3).


В результате изучения дисциплины студент должен
знать:

классификацию жанров детского фольклора;

этапы истории детской литературы и современные тенденции ее развития;

специфику детской литературы;

ключевые теоретические понятия детского фольклора и детской литературы;

содержание художественных произведений детской литературы (родной, русской, мировой);

не менее 20 стихотворений;

основные идеи критических статей;


уметь:

самостоятельно оценивать соответствие произведения ожиданиям разных групп юных читателей;

находить связи детской литературы с устным народным творчеством и мировой литературой;

пользоваться научной и справочной литературой;

анализировать произведения в контексте других искусств и в контексте детского творчества;

владеть навыками:

выразительного чтения произведений детской литературы;

диалогического общения с ребенком о прочитанных произведениях;

составления списков литературы для чтения младших школьников.


4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы.
5. Разработчики:

АГПА, доцент кафедры педагогики и технологий дошкольного и начального образования И.В. Павленко.



«Математика»

1. Цели дисциплины: сформировать у студентов систематизированные знания основ математики.
2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Математика» относится к вариативной части профессионального цикла (3.2.7.).

Для освоения дисциплины «Математика» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения математики в общеобразовательной школе.

Освоение дисциплины «Математика» является необходимой базой для изучения дисциплин «Методика преподавания математики», прохождения педагогической практики.


3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способен применять знание теоретических основ и технологий начального математического образования, готов использовать методы развития образного, логического мышления и методы исследовательской деятельности, формировать предметные умения и навыки младших школьников, готов к воспитанию у них интереса к математике и стремления использовать математические знания в повседневной жизни (СК-4).
В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

теоретические основы математики; подходы к понятию целого неотрицательного числа; элементы геометрии и величины, изучаемые в начальном курсе математики.



уметь:

обосновывать выбор действия при решении простых текстовых задач; рационально выполнять и обосновывать устные и письменные вычисления с целыми неотрицательными числами; решать и обосновывать решение задач на распознавание фигур, изображать фигуры на плоскости; практически измерять величины и устанавливать вид зависимости между величинами при решении текстовых задач.



владеть:

методами развития образного и логического мышления, методами исследовательской деятельности.



4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 12 зачетных единиц.
5. Разработчик:

АГПА, доцент кафедры педагогики и технологий дошкольного и начального образования Е.И. Фоменко.


«Методика преподавания математики»

1. Цели дисциплины: формирование у студентов методических знаний и умений, необходимых для обучения математике младших школьников.
2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Методика преподавания математики» относится к вариативной части профессионального цикла (3.2.8.).

Для освоения дисциплины «Методика преподавания математики» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения дисциплины «Математика».

Освоение дисциплины «Методика преподавания математики» является необходимой базой для изучения дисциплины «Методика обучения компьютерной грамотности», прохождения педагогической практики.


3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- решение задач воспитания средствами учебного предмета (ПК-12);

- способен применять знание теоретических основ и технологий начального математического образования, готов использовать методы развития образного и логического мышления, формировать предметные умения и навыки младших школьников, готов к воспитанию у них интереса к математике и стремления использовать математические знания в повседневной жизни (СК-4).


В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

методику преподавания математики;



уметь:

формировать предметные умения и навыки младших школьников;



владеть:

методами развития образного и логического мышления;

методами и приемами изучения основных разделов начального курса математики;

формами, методами и средствами обучения младших школьников математике.


4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 9 зачетных единиц.
5. Разработчик:

МПГУ, доцент кафедры естественных дисциплин и методики их преподавания в начальной школе В.Ф. Сибаева.


«Естествознание»
1. Цели дисциплины: сформировать теоретические знания и практические навыки по ботанике, зоологии и землеведению, в соответствии с современными требованиями целостной научной картины мира; а также по природоохранной деятельности.
2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Естествознание» относится к вариативной части профессионального цикла (3.2.10).

Для освоения дисциплины «Естествознание» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения биологии, ботаники, зоологии, географии в общеобразовательной школе.

Освоение дисциплины «Естествознание» является необходимой базой для изучения дисциплины «Методика преподавания предмета «Окружающий мир», прохождения педагогической практики.


3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способен применять знание теоретических основ и технологий начального естественнонаучного образования, понимать значение экологии в современном мире, соблюдать и пропагандировать основные принципы защиты окружающей среды, формировать предпосылки научного мировоззрения младших школьников, развивать их умение наблюдать, анализировать, обобщать (СК-5).

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

теоретические основы естествознания (в том числе, ботаники, зоологии, землеведения);

принципы классификации животного мира и преставление о главных систематических категориях;

уметь:

проводить опыты, практические работы по естествознанию;



владеть:

навыками организации и проведения экскурсий со школьниками.


4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц.
5. Разработчики:

МПГУ, доцент кафедры естественных дисциплин и методики их преподавания в начальной школе Е.М. Алексахина;

МПГУ, доцент кафедры естественных дисциплин и методики их преподавания в начальной школе Е.Н. Степанян;

МПГУ, доцент кафедры естественных дисциплин и методики их преподавания в начальной школе П.А. Данилов.



«Методика преподавания предмета “Окружающий мир”»
1. Цели и задачи дисциплины: сформировать у студентов методические основы естествознания с целью изучения целостной научной картины мира детьми младшего школьного возраста.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Методика преподавания предмета «Окружающий мир» относится к вариативной части профессионального цикла (3.2.12).

Для освоения дисциплины «Методика преподавания предмета «Окружающий мир» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин «Естественнонаучная картина мира», «Естествознание».

Освоение дисциплины «Методика преподавания предмета «Окружающий мир» является необходимой базой для прохождения педагогической практики.


3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- решение задач воспитания средствами учебного предмета (ПК-12);

- способен применять знание теоретических основ и технологий начального естественнонаучного образования, понимать значение экологии в современном мире, соблюдать и пропагандировать основные принципы защиты окружающей среды, формировать предпосылки научного мировоззрения младших школьников, развивать их умение наблюдать, анализировать, обобщать (СК-5).


В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

содержание, методы, формы работы с младшими школьниками в области естествознания;

методику преподавания;

пути формирования естественнонаучных понятий;

принципы экологического воспитания младших школьников;

уметь:

проводить опыты, практические работы по естествознанию;

организовывать и проводить с младшими школьниками различные виды внеурочной и внеклассной работы;

проводить мероприятия по охране природы;



владеть:

навыками работы с учебниками и учебными пособиями по естествознанию, а также составлению тематических и поурочных планов.


4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц.
5. Разработчик:

МПГУ, доцент кафедры естественных дисциплин и методики их преподавания в начальной школе Е.Ф. Козина.

«Методика преподавания технологии»
1. Цель дисциплины: формирование у студентов профессиональных знаний, умений и навыков в предметной области «Технология», для последующего обучения младших школьников.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Методика преподавания технологии» относится к вариативной части профессионального цикла (3.2.13).

Для освоения дисциплины «Методика преподавания технологии» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения технологии в общеобразовательной школе.

Освоение дисциплины «Методика преподавания технологии» является необходимой базой для изучения дисциплины «Методика обучения и воспитания младших школьников», прохождения педагогической практики.


3. Требования к результатам освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:



  • способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

  • готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

  • решение задач воспитания средствами учебного предмета (ПК-12);

  • способен применять знание теоретических основ и навыки организации практической деятельности начального художественно-эстетического образования, обеспечивающие развитие творчества и самостоятельности детей младшего школьного возраста (СК-6).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

предметное содержание курса «Технология» в начальных классах и методику преподавания технологии в начальной школе;

основы технологической культуры, художественного творчества, художественного конструирования и моделирования;

современные требования к урокам технологии;



уметь:

организовывать педагогический процесс по формированию знаний, умений, навыков у детей младшего школьного возраст по технологии,

выбирать методы, формы и средства обучения;

составлять планы-конспекты в соответствии со структурой урока технологии; использовать различные материалы и инструменты в творческих работах;



владеть:

различными технологиями и методическими приемами для обучения детей младшего школьного возраста на уроках технологии.



4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.

5. Разработчик:

АГПА, доцент кафедры педагогики и технологий дошкольного и начального образования О.Д. Шалимова

«Методика преподавания изобразительного искусства»

1. Цель дисциплины: сформировать профессиональные навыки по художественному воспитанию младших школьников.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом» относится к вариативной части профессионального цикла (3.2.14).

Для освоения дисциплины «Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения изобразительного искусства в общеобразовательной школе.

Освоение дисциплины «Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом» является необходимой базой для изучения дисциплины «Методика обучения и воспитания младших школьников», прохождения педагогической практики.


3. Требования к результатам освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:



  • способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

  • готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

  • решение задач воспитания средствами учебного предмета (ПК-12);

  • способен применять знание теоретических основ и навыки организации практической деятельности начального художественно-эстетического образования, обеспечивающие развитие творчества и самостоятельности детей младшего школьного возраста (СК-6).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

теоретические основы изобразительного искусства;

терминологию и средства художественной выразительности, применяемые в процессе изобразительной деятельности;

особенности развития изобразительного творчества у детей младшего школьного возраста;

роль и значение уроков изобразительного искусства в системе эстетического воспитания младших школьников;

особенности различных программ по предмету «Изобразительное искусство» для начальной школы; особенности Кубанского народного творчества.



уметь:

использовать изобразительную деятельность как средство эстетического воспитания и художественного образования младших школьников;

самостоятельно выбирать методы, формы и средства обучения для конкретного урока изобразительного искусства и использовать их для активизации творческих способностей детей; использовать региональный компонент на уроках декоративного рисования;

владеть:

приемами и методами рисования, в том числе реалистического изображения в различных художественных материалах.



4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.

5. Разработчик:

АГПА, старший преподаватель кафедры педагогики и технологий дошкольного и начального образования Т.М. Концедалова

«Теория и методика музыкального воспитания»

1. Цель дисциплины: сформировать профессиональные навыки по теории и методике музыкального воспитания младших школьников.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Теория и методика музыкального воспитания» относится к вариативной части профессионального цикла (3.2.15).

Для освоения дисциплины «Теория и методика музыкального воспитания» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения музыкального искусства в общеобразовательной школе.

Освоение дисциплины «Теория и методика музыкального воспитания» является необходимой базой для изучения дисциплины «Методика обучения и воспитания младших школьников», прохождения педагогической практики.



3. Требования к результатам освоения дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:



  • способен реализовывать учебные программы базовых курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

  • готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени образовательного учреждения (ПК-2);

  • решение задач воспитания средствами учебного предмета (ПК-12);

  • способен применять знание теоретических основ и навыки организации практической деятельности начального художественно-эстетического образования, обеспечивающие развитие творчества и самостоятельности детей младшего школьного возраста (СК-6).


В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

содержание, методы и формы музыкального воспитания учащихся;

виды и жанры музыкального искусства,

основные элементы теории музыки;

историю развития зарубежной и отечественной музыкальной культуры,

историю детского музыкального воспитания;

методологические и научные основы музыкального образования в начальной школе;

содержание программ, учебников и рабочих тетрадей по музыке;

виды музыкальной деятельности младших школьников на уроках музыки;

уметь:

анализировать музыкальные произведения;

использовать учебники, рабочие тетради, по музыкальному воспитанию школьников, аудио- и видеозаписи, музыкальные инструменты;

проводить внеклассные музыкальные занятия с учащимися;



владеть:

навыками слухового анализа;

элементарными навыками игры на фортепиано;

навыками пения соло и в вокально-хоровом коллективе;

основными дирижерско-хоровыми навыками.

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.

5. Разработчики:

АГПА, доцент кафедры педагогики и технологий дошкольного и начального образования И.П. Сергеева;

АГПА, доцент кафедры педагогики и технологий дошкольного и начального образования Г.А. Трибушная.

«Педагогика начального образования»

1. Цель дисциплины: формирование педагогических знаний об организации и реализации образовательного процесса в начальной школе в соответствии современным тенденциям развития образовании в России.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Педагогика начального образования» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин (Б. 3. В.1).

Для освоения дисциплины «Педагогика начального образования» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения дисциплин «Педагогика», «Психология», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена».

Освоение дисциплины «Педагогика начального образования» является необходимой основой для последующего изучения дисциплины «Методика обучения и воспитания младших школьников», а также частных методик в вариативной части профессионального цикла.



3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7);

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК- 1);

- способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных, экономических наук при решении профессиональных и социальных задач;

-способен нести ответственность за результат своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

- способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

- готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса(ПК-5);

- способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников(ПК-6);

- способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности(ПК-12);

- осознает специфику начального образования, способен реализовывать преемственность воспитания, обучения, социализации детей дошкольного, младшего школьного и младшего подросткового возрастов, готов к организации досуговой и творческой деятельности обучающихся (СК-1).

В результате освоения дисциплины студент должен

знать:

основные категории и понятия педагогики начального образования;

особенности использования категорий и понятий педагогики начального образования в различных образовательных системах; сущность педагогического процесса в начальной школе;

уметь:

использовать знания педагогики начального образования для решения профессионально-педагогических задач;

осуществлять педагогический процесс в начальной школе;

владеть:

профессиональными навыками для осуществления педагогической деятельности учителя начальных классов.



4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 9 зачетных единиц.
5. Разработчики:

АГПА, профессор кафедры педагогики и технологий дошкольного и начального образования Л.П. Реутова,

доцент кафедры педагогики и технологий дошкольного и начального образования О.Д. Шалимова,

доцент кафедры педагогики и технологий дошкольного и начального образования Н.В. Фоменко,



доцент кафедры педагогики и технологий дошкольного и начального образования И.В. Крючкова.

скачать файл



Смотрите также:
Издания. Общие требования к издательской аннотации. Проект Statistical registration of non-periodical and periodical publications
77,39kb.
Аннотации
310kb.
Аннотации спектаклей П. Кальдерон «Дама-невидимка» 12+
15,94kb.