minevi.ru
страница 1
скачать файл
Северо-Казахстанский государственный университет им. М.Козыбаева

Виртуальная академия школьников

Заочная школа юного журналиста

Задания для седьмого занятия

на тему «Искусство публицистики»

май


Подготовила: Расули Т.А. – старший преподаватель кафедры русского языка и литературы

Здравствуйте! Это последнее в этом учебном году занятие в заочной школе юного журналиста.

Тема седьмого занятия «Искусство публицистики».
Прежде всего, остановимся на том, что мы называем термином «публицистика». У этого явления нет общепризнанной «расшифровки», и о его содержании специалисты ведут нескончаемые споры. Возьмем за первоначальный ориентир определение, данное Словарем иностранных слов: «Публицистика (от лат. Publicus – общественный) – вид литературы, посвященной обсуждению насущных социальных вопросов с целью прямого воздействия на общественное мнение; публицистика тесно связана с текущей прессой; произведения этого вида (статьи, очерки, памфлеты, фельетоны и др.)». В других источниках, в частности в научных трудах, о публицистике говорится как об общественно-политической деятельности, связанной с актуальным идеологическим воздействием на общественное мнение, сознание и поведение.

Из сравнения этих двух точек зрения (на самом деле их многократно больше) становится ясно, во-первых, что публицистика – это способ энергичного влияния на умы, настроения и поведение людей, во-вторых, что влияние осуществляется открыто, публично (о чем можно судить по звучанию самого термина), в-третьих, что источник воздействия занимает ясно выраженную позицию по предмету обсуждения, на которую и стремится привлечь общественность. Даже беглый обзор средств такой деятельности наводит на мысль о том, что для нее используется не одна лишь пресса. Публичным идеологическим актом становится и страстное выступление оратора, и документальное кино, и агитационный плакат, и театрализованное представление (вспомним массовые уличные действа, характерные для послереволюционной России в 20-е годы). По своему содержанию идеи, которые несет в себе публицистика, совсем не обязательно относятся к сфере политики: они бывают философскими, эстетическими, экологическими и т.д. Следовательно, публицистика – это явление широкое и многоликое, во всяком случае, она «шире» журналистики. В то же время ее полноценное бытование в современном мире совершенно немыслимо без использования уникальных возможностей прессы. Осознавая это, часть журналистов – как теоретиков, так и практических работников – считает, что всякий журналистский материал является публицистикой. Однако обратим внимание на то, что в словарном определении называются произведения особого вида – те, которые обладают качеством публицистичности. К ним, т.е. к текстам, насыщенным идейным содержанием и наступательным по манере его изложения, вряд ли следует относить простенькую заметку или информативное интервью, в которых лишь констатируются факты. Получается, что теперь уже журналистика «шире» публицистики, поскольку в прессе появляются материалы, не обладающие качеством публицистичности, во всяком случае, выраженной в явной форме.

Цель публицистики – воздействовать на современное общественное мнение, нравы и существующие политические институты, укреплять или обновлять их в соответствии с социальными интересами или общественно-нравственными идеалами.

Предмет публицистики – вся жизнь в ее многообразном самовыражении: частная и общественная, реальная или отраженная в прессе, искусстве, документе. Картины действительности, человеческие характеры и судьбы возникают в публицистических произведениях как аргументы, почерпнутые из самой жизни как система доказательств, как предмет анализа или служат эмоциональной почвой, раздражителем, поводом для произнесения приговоров, для обличения или запроса в инстанции, для утверждения идеала.

Публицистика – наука и искусство одновременно, то есть она синтезирует в себе разные формы творческого самовыражения: обобщенные, абстрактно-логические (как в науке) и конкретные, воплощенные в художественных образах (как в искусстве).

Главное, что принципиально отличает публицистику как особый род творческой деятельности, - публицистическое мышление автора, прямое, а не опосредованное, обращение к читателю, зрителю, слушателю, собеседнику…

Публицистика – наука мировоззренческая, открыто тенденциозная, полемичная, эмоциональная, сочетающая в арсенале своих изобразительно-выразительных средств строгую научную точность, аргументированность, фактологичность с художественно-экспрессивной формой подачи материала.

Основные жанры публицистики – статья, фельетон, памфлет, эссе, очерк, открытое письмо и т.д. Кроме отмеченных чистых жанров, в современной публицистике рождаются синтетические виды и формы – например, рассказ-очерк, роман-эссе, письмо-рассказ, статья-воззвание и многие другие.


А теперь перейдем к заданиям.
Задание 1. Представьте себе, что Вы берете интервью у Дмитрия Медведева и Ксении Собчак. Составьте вопросник для каждого из них (по 10-15 вопросов).
Задание 2. Вы написали статью в газету о скопившемся мусоре во дворах города. Придумайте к ней «убойный» заголовок так, чтобы читатель заинтересовался и прочитал эту статью.
Задание 3. На телевидении и в газете часто используется косвенная речь, а не прямая. Иначе бы все материалы журналистов ограничивались жанром интервью. Нужно уметь верно выстраивать такую речь. Для этого предлагаем Вам выполнить следующее задание. Переработайте текст в косвенную речь.

- Я просто счастлив, что футбольный сезон подошел к концу, - говорил Андрей Болотный, начальник городского управления полиции. – Стадионы превратились в места для разборок, пьянства и хамства. Мы прилагаем много сил для того, чтобы предотвратить драматические ситуации на трибунах, а могли бы в это патрулировать улицы. Общество должно добиваться от руководителей клубов выделения больших средств на обеспечение порядка при проведении матчей, внесения новых идей для укрощения околофутбольной стихии, - объяснял далее депутатам Андрей Болотный.
P.S. Такой прием называется методом оговорки. Он позволяет журналисту ссылаться на источник, снимая с себя ответственность за достоверность или объективность информации и авторизует информатора, называя его. На подобные тексты на телевидении накладывается видеоряд, подтверждающий слова журналиста, в газете это достигается публикацией фотографий и иллюстраций в тексте.
Задание 4. Кем является журналист по отношению к общественности? Ваша точка зрения? Допишите ваши варианты: Журналист – информатор – ……… – ……. и т.д.
Задание 5. Назовите Вашего любимого журналиста-публициста в газете или в журнале. Расскажите, что привлекает Вас в его материалах.
Задание 6. Представьте себе такую ситуацию: старшеклассник оказывает платные услуги по выполнению контрольных работ, домашних заданий, написанию сочинений и т.д. для своих одноклассников. Опишите эту ситуацию сначала с положительной стороны, а затем с отрицательной стороны.
Задание 7. Что такое ответственность журналиста? Журналист несет ответственность за ту информацию, которую он представляет потребителю. Если журналист не будет осознавать всех последствий своей деятельности, начнется хаос. Ответственность журналиста, заключается в том, что его информация должна быть сто раз проверена, в том числе цифры, фамилии, названия. Если ты взял на себя ответственность осветить данное событие и донести его до общественности, сделай это по совести, так как "кое-как" может сделать любой. К любому материалу, даже к самой маленькой заметке, следует относиться серьезно. Каждый понимает, что журналист может показать факт под различным углом зрения и произвести на аудиторию различный эффект (манипулировать общественным мнением). Следовательно, каждый должен знать меру своей свободе. Профессиональная этика должна совершенствоваться с каждым годом работы.
Ответственность - это сознание того, что говоришь не в пустоту, а живым людям (у которых свои чувства и которых журналист обязан уважать). Свобода - это право быть человеком, имеющим свое мнение и возможность его озвучивать, а ответственность - это обязанность быть человеком.
Напишите эссе, в котором вы рассуждаете на тему «Что такое ответственность журналиста?».

Задание 8. А теперь продемонстрируй свое критическое мышление. «Отправь SMS и разгадай какой город у меня в ребусе» или «Звоните нам в прямой эфир и отгадывайте зашифрованное слово. Деньги ждут вас» - это слова из знакомых всем передач, называемых «лохотрон». Ваше отношение к подобным программам.
Задание 9. Со словами УДАР, ЗАСНУТЬ, ВЫВОД составьте хорошую подводку к информационной программе на телевидении.

Подводка – это текст диктора перед сюжетом.
Задание 10. Настало время «словесного волшебства». Придумай слоган (рекламный девиз) к новому товару. Например, шоколадный батончик «Сербер». Главное, чтобы слоган смог закрепиться за товаром, а у людей появился стимул его приобрести.

Благодарим за участие в турах и ждем Вас на кафедре русского языка и литературы СКГУ (учебный корпус 3, аудитории 155, 256)! Все в твоих руках!
скачать файл



Смотрите также:
«Искусство публицистики»
64,33kb.
Изобразительное искусство
229,07kb.
Научно-исследовательская работа по математике «Математика и искусство» Выполнили
106,32kb.
Уэсиба Морихей Искусство мира
179,38kb.
Оккультизм
20,41kb.
Вступительные испытания на базе среднего общего образования
193,94kb.
А чему, на ваш взгляд, дает начало любовь?
29,89kb.
Тема работы актуальна, так как движение импрессионизма принесло с собой самые большие новшества в искусство со времен Ренессанса
52,66kb.
Северная гештальт инициатива
123,74kb.
А. П. Миньяр-белоручева западноевропейское искусство
459,57kb.
Изобразительное искусство и декоративно – прикладное творчество «Зимняя фантазия»
38,89kb.
Русская духовная музыка — часть русской культуры «Искусство в школе»
78,95kb.