minevi.ru
страница 1
скачать файл
6 класс. Тема года: Изобразительное искусство в жизни человека.

Пояснительная записка.

Программа "Изобразительное искусство" создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Данная рабочая программа составлена на основе рабочей программы «Изобразительное искусство» под редакцией и руководством Б.М. Неменского для 5-9 классов (издательство «Просвещение», 2011 г.).

Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, сотворчество учителя и ученика. Цель предмета - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Настоящая программа предусматривает изучение курса изобразительного искусства в объеме одного учебного часа в неделю.

Учебный предмет "Изобразительное искусство" в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащегося как неотъемлемой части культуры духовной. Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие в социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и утверждения своей уникальной индивидуальности.

Обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся: знание культуры своего народа, формирование ответственного отношения к учению, развитие морального сознания, формирование коммуникативной компетентности в общении, осознание значения семьи в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной практической творческой деятельности: умение самостоятельно определять цели своего обучения, умение самостоятельно планировать пути к достижению целей, осуществлять контроль своей деятельности, владеть основами самоконтроля, самооценки, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: развитие визуально-пространственного мышления, освоение художественной культуры, ее жанров, воспитания уважения к истории культуры своего отечества, приобретение опыта работы с различными художественными материалами и в разных техниках, развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, развитие индивидуальных творческих способностей.

Тема 6 класса "Изобразительное искусство в жизни человека" посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразовать жизнь собственную. Понимание искусства - это большая работа, требующая и знаний и умений.

Настоящая программа предусматривает изучение курса изобразительного искусства в объеме одного учебного часа в неделю.

Основное содержание программы.

Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 ч.)

Основы представлений о языке изобразительного искусства. Все элементы и средства этого языка служат для передачи значимых смыслов, является изобразительным способом выражения содержания. Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своем восприятии жизни, а зритель при сформированных зрительских умениях понимает произведения искусства через сопереживания его образному содержанию.



Мир наших вещей. Натюрморт (8 ч.)

История развития жанра "натюрморт" в контексте развития художественной культуры. Натюрморт как отражение мировоззрения художника, живущего в определенное время, и как творческая лаборатория художника.

Особенности выражения содержания натюрморта в графике и живописи.Художественно-выразительные средства изображения предметного мира (композиция, перспектива, объем, форма, свет).

Вглядываясь в человека. Портрет (12 ч.)

Приобщение к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета – интерес к личности, наделенной индивидуальными качествами. Сходство портретируемого внешнее и внутреннее.

Художественно-выразительные средства портрета (композиция, ритм, форма, линия, объем, свет).

Портрет как способ наблюдения человека и понимания его.



Человек и пространство. Пейзаж (7 ч.)

Жанры в изобразительном искусстве.

Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника.

Историческое развитие жанра. Основные вехи в развитии жанра пейзажа.

Образ природы в произведениях русских и зарубежных художников-пейзажистов. Виды пейзажей.

Особенности образно-выразительного языка пейзажа. Мотив пейзажа. Точка зрения и линия горизонта. Линейная и воздушная перспектива. Пейзаж настроения.



Требования к уровню подготовки обучающихся.

Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что обучающиеся



должны знать:

- о месте и значении изобразительных искусств в жизни человека и общества;

- основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;

- называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;

- основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива);

должны уметь:

- пользоваться красками, графическими материалами, обладать навыками лепки;

- видеть конструктивную форму предмета, уметь пользоваться правилами линейной и воздушной перспективы;

- видеть соотношение пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

- обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;

-   конструктивно видеть формы предмета, владеть первичными навыками плоского и объёмного его изображения, а также группы предметов;

- активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать свое восприятие.

Перечень учебно-методического обеспечения.

1. Неменская Л. А. Изобразительное искусство 6 класс. « Просвещение», 2011 г.

2. Неменский Б. М. Искусство вокруг нас. – М.: Просвещение, 2003.

3. Павлова О. В. Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.






Тема урока

Тип урока

Учебно-творческое задание

Элементы содержания

Требования к уров

ню подго

товки обучающих

ся


Формы

конт

роля

Элементы дополните

льного содержания

Домашнее зада

ние

Тема 1. Виды изобразительного искусства (8 часов)

1

Изобразительное искусство в семье пластических искусств

Урок формирования новых знаний




Виды пластических искусств. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве

Знать виды пластических и изобразительных искусств, различные художественные материалы и их значение в создании художественного образа

Сгруппировать предложенные фото и репродукции произведений по видам изобразительных (пластических искусств)




Принести природный мате

риал (вето

чки, колос

ки зонтичные расте

ния)


2

Рисунок – основа изобразительного творчества


Урок формирования но

вых знаний



Зарисовки с натуры отдельных растений, веточек (колоски, зонтичные растения).

Материал: карандаш, уголь, фломастеры



Виды графики. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Рисунок – основа мастерства художника. Графические материалы и их выразительные возможности

Знать виды графики, графические художественные материалы и их значение в создании художественного образа. Уметь использовать выразительные возможности графических материалов при работе с натуры (карандаш, уголь, фломастер)

Фронтальный опрос (устно). Просмотр, анализ и оценивание работ

Творческие задачи рисунка. Виды рисунка. Виды рисунка: зарисовки, наброски с натуры, учебный рисунок




3

Линия и ее выразительные возмож-

ности


Комбини

ро

ван



ный урок

Выполнение линейных рисунков: трав, которые колышет ветер (линейный ритм, линейные узоры травянистых соцветий, разнообразие в характере линий – тонких, широких, ломких, корявых, волнистых и т.д.) Материалы: карандаш, уголь.

Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные рисунки А.Матисса, П.Пикассо, В.Серова

Знать основы языка изобразительного искусства: ритм. Понимать значение ритма и характера в создании художественного образа. Уметь использовать язык графики (характер и ритм линий), выразительные возможности материала (карандаш, уголь) в собственной художественной деятельности с натуры

Анализ результатов собственной художествен

ной деятельности.






Подобрать репродукции графических работ А.Матисса, П.Пикассо, В.Серо

ва


4

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен

Ком би

ни

ро



ван

ный урок


Изображение различных состояний в природе (ветер, тучи, дождь, туман, яркое солнце и тени) черной и белой гуашью

Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Тон и тональные отношения: темное - светлое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно. Графические рисунки Ф.Васильева, И.Левитана; черно-белая графика А.Остроумовой- Лебедевой

Знать основы языка изобразительного искусства (тон), выразительные возможности тона и пятна в изобразительном искусстве. Уметь использовать выразительные средства графики (тон, линия, ритм, пятно) в собственной художественно творческой деятельности; активно воспринимать произведения станковой графики

Просмотр и анализ работ




Подобрать репродукции произведений графики с ярко выраженными тональными отношениями

5

Цвет. Основы цвето

ведения


Ком би

ни

ро



ван

ный урок


Фантазийное изображение сказочных царств ограниченной палитрой и с показом вариативных возможностей цвета («Царство Снежной Королевы», «Изумрудный город», «Страна золотого солнца». Гуашь, кисти

Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета. Механическое смешение цветов.

Знать основные характеристики и свойства цвета. Уметь выполнять цветовые растяжки по заданному свойству, владеть навыками механического смешивания цветов.

Экспресс - выставка




Подобрать осенние листья одного цветового тона, но разной светлоты(насыщенности)

6

Цвет в произведениях живописи

Ком би

ни

ро



ван

ный урок


Изображения осеннего букета с разным настроением: радостный, грустный, торжествен

ный, тихий



Понятие «колорит», «гармония цвета». Механическое смешение цветов. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Выразительность мазка. Фактура живописи. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и т.д. Зрительный ряд: И.Грабарь «Хризантемы», К.Коровин «Цветы и фрукты», «На берегу моря»

Понимать значение колорита и его роль в создании художественного образа. Уметь: владеть навыками механического смешения цветов, передавать эмоциональное состояние средствами живописи; активно воспринимать произведения станковой живописи

Диктант по живописи. Просмотр, анализ и оценивание работ




Принести иллюстрированные книги о животных или рисун

ки, фотографии живот

ных


7

Объемные изображе

ния в скульптуре



Ком би

ни

ро



ван

ный урок


Выполнение объемных изображений животных. Материалы: пластилин, стеки.

Выразительные возможности объемного изображения.

Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, металл, дерево и др.; Произведения анималистического жанра В. Ватагина, В.Серова



Знать определение термина «анималистичес-

кий жанр», выразительные средства и материалы скульптуры.

Уметь использовать выразительные возможности пластического материала в самостостоя

тельной работе



Опрос. Просмотр и анализ работ.




Подготовить вопросы к викто

рине по содержанию



8

Основы языка изображе

ния


Повторитель

но – обобщающий урок («Конкурс знатоков»)



Выполнение конкурсных заданий

Обобщение материала: виды графики, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие, зрительские умения

Знать: виды пластических и изобразительных искусств, виды графики, основы изобразительной грамоты (ритм, цвет, тон, композиция) средства выразительности графики, скульптуры, живописи; имена произведения выдающихся художников, творчество которых рассматривалось на уроках четверти. Уметь воспринимать и анализировать знакомые произведения

искусства



Подведение итогов конкурса




Составить кроссворд (5-6 слов) используя приобретенные знания

Тема 2 . Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов)

9

Реальность и

фантазия в творчестве художника



Урок формирования новых знаний




Изображение как познание окружающего мира и выражения отношения к нему человека. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выразительные средства и правила изображения.

Понимать значение изобразительного искусства в жизни человека и общества; взаимосвязь реальной действительности и её художественного изображения в искусстве







Подобрать произведения изобразительного искусства, контрастные между собой по языку изображения

10

Изображение предметно

го мира.


Натюрморт

Комбинированный урок

Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов с акцентом на композицию, ритм.

Материалы: ф.А4, цветная бумага, ножницы, клей



Многообразие форм изображений мира вещей в истории искусства. О чем рассказывают изображения вещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательность плоских рисунков

Знать определение термина «натюрморт», выдающихся художников и произведения в жанре натюрморта. Уметь: активно воспринимать произведения искусства натюрмортного жанра; творчески работать, используя выразительные возможности языка изобразительного искусства(ритм, пятно, композиция)

Просмотр и самоанализ работ




Подобрать репродукции натюрмортного жанра

11

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

Комбинированный урок

Конструирование из бумаги простых геометрических тел (конус цилиндр, куб, призма)

Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Геометрические тела, которые составляют основу всего многообразия форм

Иметь представление о многообразии и выразительности форм

Игра «Определи произведение и его автора по фрагменту». Просмотр и анализ работ

Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности

Подобрать изображения природных форм, и форм созданных человеком

12

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива

Комбинированный урок

Зарисовки конструкции из нескольких геометрических тел.

Материалы: карандаш, ф.А4



Плоскость и объем. Перспектива и способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел с натуры. Композиция на плоскости

Знать правила объемного изображения геометрических- тел с натуры; основы композиции на плоскости. Уметь применять полученные знания в практической работе с натурой

Просмотр и анализ работ

Когда и почему возникли задачи объемного изображения. Понятие ракурса




13

Освещение. Свет и тень

Комбинированный урок

Зарисовки геометрических тел из гипса или бумаги с боковым освещением.

Материалы:

Черная и белая гуашь или акварель, ф. А4


Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия: «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Свет как средство организации композиции в картине

Знать основы изобразительной грамоты: светотень.

Уметь видеть и использовать в качестве средства выражения характер освещения при изображении с натуры



Фронтально опрос(устно). Самоанализ работ учащимися




Сбор материала на тему: «Выдающиеся русские и зарубежные художники их произведения натюрмортного жанра» (П.Сезанн,В.Ван Гог,И. Машаков и др.)

14

Натюрморт в графике

Комбинированный урок

Выполнение натюрморта в технике печатной графике(оттиск с аппликацией на картоне

Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорции, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник. Творчество А.Дюррера, В. Фаворского

Понимать роль языка изобразительного искусства в выражении художником своих переживаний, отношение к окружающему миру в жанре натюрморта. Знать выдающихся художников-графиков. Уметь: составлять натюрмортную композицию на плоскости, применяя язык изобразительного искусства и выразительные средства графики: работать в технике печатной графики

Просмотр и анализ работ

Гравюра и её виды(офорт,ксилография,линогравюра). Выразительные возможности гравюры

Продолжение работы над проектом

15

Цвет в натюрморте

Комбинированный урок

Работа над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный, грустный, таинственный. Материалы: гуашь, кисти, ф. А3

Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета(локальный) и цвет в живописи(обусловленный). Цветовая организация натюрморта - ритм цветовых пятен. И.Маршаков «синие сливы», А.Матисс «Красные рыбки», К.Петров-Водкин «утренний натюрморт», «Скрипка». Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника

Знать выразительные возможности цвета. Уметь с помощью цвета передавать настроение в натюрморте, работать гуашью, анализировать цветовой строй знакомых произведений натюрмортного жанра

Анализ и оценка процесса и результатов собственного художественного творчества




Завершение работы над проектом

16

Выразительные возможности натюрморта

Урок обобщение




Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражении е в натюрморте переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о самих себе.

Натюрморт в искусстве 19-20 веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника. Презентация проектов .Зрительный ряд: И. Грабарь «Неприбранный стол», И.Машков «Хлебы», Н.Сапунов «Ваза, цветы и фрукты». Натюрморты Ван Гога, Моне и Сезанна



Знать жанр изобразительного искусства(натюрморт), выдающихся художников и их произведения натюрмортного жанра (Ван Гог, Моне, Машков)

Уметь анализировать образный язык произведений натюрмортного жанра



Анализ и оценка результатов проектной деятельности







Тема 3. Вглядываясь в человека. Портрет (10 часов)

17

Образ человека-главная тема искусства

Урок формирования новых знаний,умений,навыков




Портрет как образ определенного, реального человека. История развития жанра. Изображение в искусстве обычных эпох. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира. Великие художники портретисты: Рембрант, Ф.Рокотов, В.Боровицкий,

Д. Левицкий, И.Репин



Знать жанры изобразительного искусства: портрет выдающихся художников- портретистов русского и мирового искусства (Рембрант, И.Репин).

Уметь активно воспринимать произведения портретного жанра






Типология портрета

Подобрать репродукции портретного жанра И.Е.Репина, которые рассматривались на уроке

18

Конструкция головы человека и её пропорции

Урок формирования новых знаний, умений, навыков

Работа над изображением головы человека с соотнесены

ми по-разному деталями лица (аппликация вырезанных форм из бумаги)



Закономерность в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и её части. Пропорции лица человека. Симметрия лица, Величина и форма глаз, носа; расположение и форма рта

Принимать роль пропорций в изображении головы, лица человека

Просмотр и анализ работ




Офор

мит ь в технике коллажа рамку для портре

та, которая отража

ла бы ваши личные интере

сы и увлече

ния, прине

сти зеркало


19

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека

Комбинированный урок

Выполнение автопортрета с натуры. Материалы: ф. А 4, уголь, мелки, карандаш

Образ человека в графическом портрете.

Расположение портрета на листе. Выразительность графических материалов. Графические портреты О.Кипренского, И.Репина, В.Серова



Знать: пропорции лица человека и головы; выдающихся представителей русского искусства (А. Дюрер, Леонардо Да Винчи, В.Серов.) и их основные произведении портретного жанра. Уметь использовать выразительность графических средств и материала (уголь, карандаш) при работе с натуры

Выборочный просмотр

Автопортрет: история возникновения и развития. Графические автопортреты А.Дюрера, Леонардо Да Винчи, В.Серова




20

Портрет в графике

Комбинированный урок

Портрет соседа по парте в технике силуэта (профиль) Материалы: черная тушь, гуашь, бумага




Знать: пропорции лица человека и головы, выразительные средства графики (линия, пятно) и уметь применять их в работе с натурой

Просмотр анализ и оценка работ

Портрет

ный рисунок в истории изобразительного искусства. Силуэт: история возникновения и развития. Силуэт в русском изобразительном искусстве



Подо

брать небольшие литературные фрагменты, характеризую

щие челове

ка по его предметному окружению



21

Портрет в скульптуре

Комбинированный урок

Работа над изображением в скульптурном портрете выбранного героя с ярко выраженным характером (Баба Яга, Домовой и т.д)

Человек -основной предмет изображения в скульптуре. Материалы скульптуры. Скульптурный портрет в истории искусства.

Выразительные возможности скульптуры. Характер человека в образе человека и образ эпохи в скульптурном портрете.

Скульптурные портреты В.И.Мухиной и С.Т.Коненкова


Знать материалы и выразительные возможности скульптуры.

Уметь передать характер героя в скульптурном портрете, используя выразительные возможности скульптуры, знание пропорциональ

ных соотношений головы и лица человека


Презентация работы с произнесением короткого монолога от имени вылеплен

ного литературно

го героя.

Анализ и оценка

работ








22

Сатирические образы человека

Комбинированный урок

Изображение сатирических образов литературных героев.

Материалы: ф. А 4, черная акварель или гелевая ручка, тушь






Уметь: Анализировать образный язык произведений портретного жанра; работать графическими материалами

Тест. Просмотр и анализ работ

Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатуры, дружеский шарж, сатирические рисунки

В. Дени, Д. Кардовского



Сбор материала на тему: «Художники-Портретисты и их произведения»

23

Образные возможности освещения в портрете

Комбинированный урок

Наблюдение на туры и наброски (пятном) головы в различном освещении.

Материалы: ф. А 4, черная акварель, кисть



Изменения образа человека при различном освещении.

Постоянство формы и изменения её восприятия. Свет, направление сверху, снизу, сбоку, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения



Знать основы изобразительной грамоты (светотень); понимать роль освещения в произведениях портретного жанра. Уметь применять полученные знания при работе с натуры

Просмотр и анализ работ




Подобрать репродукции (фото) с изображением человека в различном освещении

24

Портрет в живописи

Комбинированный урок

Ассоциативный портрет в технике коллажа («Мама», «Папа», «Дедушка», «Друг», «Сестра и т.п.). Групповая работа

Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи возрождения, в 17-19 веках, в 20 веке. Портреты Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти


Знать выдающихся художников портретистов, представителей русского и зарубежного искусства: Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти.

Уметь: активно воспринимать и анализировать произведение портретного жанра, работать в технике коллажа



Представление работ, анализ и оценивание

Композиция в парадном лирическом портрете. Роль рук в раскрытии образа портретируемого

Продолжение работы над проектом

25

Роль цвета в портрете

Комбинированный урок

Анализ цветового решения образа в портрете.

Материалы:ф.А4, гуашь, кисть



Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как средство выражения настроения и характеристика героя. Живописная фактура

Знать о выразительных возможностях цвета им освещения в произведениях портретного жанра. Уметь анализировать цветовой строй произведения живописи

Ответь на вопрос: «Кому из известных тебе художников ты заказал бы свой портрет? Почему?» Просмотр и анализ работ.




Завершение работы над проектом

26

Великие портрети

сты


Повторительно-обобщающий урок




Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героев портрета и творческая интерпретация её художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников. Презентация рефератов на тему «Художники-портретисты и их произведения»

Знать художников портретистов и их творчество (В. Серов, И.Репин, Леонардо Да Винчи, Рафаэль Санти, Рембрант). Уметь активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра


Презентация проектов. Анализ и оценка результатов проектной деятельности







Тема 4.Человек и пространство в изобразительном искусстве (8часов)

27

Жанры в изобразительном искусстве

Урок формирования новых знаний




Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исторические жанры

Знать жанры изобразительного искусства.

Иметь представление об историческом характере художественного процесса; ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства.

Уметь активно воспринимать произведения изобразительно

го искусства



Сгруппиро

вать предложен

ные произведе

ния по жанрам






Выписа

ть назва


ния нескольких произведений, относящихся к разным жанрам, но одного художника - И.Е.Репина или В.Васнецова (на выбор)

28

Изображение простран

ства


Урок формирования новых знаний




Потребность в изображении и глубины пространства и открытие правил линейной перспективы и искусства Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил в перспективе искусства 20 века и его образный смысл

Понимать значение перспективы в изобразительном искусстве

тест







29

Правила линейной и воздушной перпеск

тивы


Комбинированный урок

Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил воздушной и линейной перспективы. Материалы: ф.А4, карандаш, гуашь с ограниченной палитрой

Перспектива-Учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменения в контрастности.

Зрительный ряд:

И.Шишкин «Рожь», И.Левитан «Владимирка», «Осенний день»


Знать правила линейной и воздушной перспективы.

Уметь использовать правила перспективы в собственной творческой работе



Соотнести репродукции произведений разных жанров (портрет, пейзаж, натюрморт) с фамилиями авторов. Просмотр, анализ и оценка работ




Сбор материала для кроссворда

30

Пейзаж - большой мир. Организа

ция пространс

тва


Комбинированный урок

Работа над изображением большого эпического пейзажа «Путь реки», изображение уходящих планов и наполнение их деталями (ф. А3, гуашь, большие кисти, бумага, клей, ножницы, карандаш)

Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл. Зрительный ряд:

П.Брейгель «времена года», Н.Рерих «Гималаи»




Знать правила перспективы; выдающихся художников-пейзажистов и их произведения (И. Левитан).

Уметь организовывать перспективное пространство пейзажа



Опрос. Анализ и оценка результатов собственного художественного творчества (выборочно). Просмотр и оценка работ




Подобрать репродукции или фото, иллюстрирующие правила перспективы

31

Пейзаж-настроение. Природа и художник

Комбинированный урок

Создание пейзажа-настроения работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе (например, изменчивые и яркие цветовые состояния весны, разноцветье и ароматы леса)

Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении. Беседа по пейзажам К.Моне, П.Сезанна, И.Грабаря,

К. Юона


Принимать роль колорита в пейзаже-настроении. Уметь работать с гуашью, используя основные5 средства художественной выразительности (композиция, цвет, светотень, перспектива) в творческой работе по памяти и представлению

Ответить на вопрос: почему о картинах Левитана говорят: «Мало нот - много музыки»?

Просмотр, анализ и оценка работ



Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток

Наброски с натуры городских пейзажных видов

32-33

Городской пейзаж

Урок формирования новых знаний, умений, навыков

Работа над графической композицией «Мой город»

Материалы:

Ф.А3, гуашь с ограниченной палитрой или оттиски с аппликации на картоне


Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве 20 века

Знать основы изобразительной грамоты и уметь применять приобретенные знания на практике

Опрос. Анализ и оценка процесса и результатов собственной художественной деятельности




Подготовка к КВН (составить кроссворд для команды соперников)

34

Урок-игра «В мире прекрасн

Ого»


Повторительно-обобщающий урок




Обобщение материала учебного года

Знать: основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств, виды графики; выдающихся художников и их произведения изученные в течении года; основные средства художественной выразительности; разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создание художественного образа. Уметь анализировать содержание, образный язык произведений портретного, натюрмортного и пейзажных жанров

Оценка конкурсных заданий






скачать файл



Смотрите также:
Изобразительное искусство
229,07kb.
Вступительные испытания на базе среднего общего образования
193,94kb.
Изобразительное искусство и декоративно – прикладное творчество «Зимняя фантазия»
38,89kb.
Изобразительное искусство
350,42kb.
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд»
254,57kb.
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь
192,29kb.
Дети читают стихи). М. Пришвину принадлежат и эти слова: «Мы любим и бережём нашу Родину, научимся же беречь нашу родную природу». А как о природе говорит изобразительное искусство?
125,58kb.
«Организация образовательного процесса для учащихся 1 класса в соответствии с требованиями, заложенными фгос.» Учитель музыки моу «Малодубенская сош»
27,64kb.
Научно-исследовательская работа по математике «Математика и искусство» Выполнили
106,32kb.
Уэсиба Морихей Искусство мира
179,38kb.
«Искусство публицистики»
64,33kb.
А чему, на ваш взгляд, дает начало любовь?
29,89kb.