minevi.ru
страница 1страница 2страница 3страница 4
скачать файл

Конспект – 1


«Наука химия. История развития. Задачи химии».

1. Наука химия.

Слово «Химия» возникло еще за 3000 лет до н. Э. (Египет и Малая Азия).

Как только не пытались перевести люди этот термин.

В Греции: «ХЕМЕС» - Гермес – бог огня, легендарный мудрец, получивший знания в виде божественного откровения. По преданию воины Александра Македонского нашли могилу Гермеса, на плите которого было написано о способе получения чудесного эликсира (жидкости, исцеляющей людей).



«ХИМА» - искусство выплавки металлов и сплавов.

Византийское «ХИМ» - золото.

Древний Египет: «ХЕМИ» - египетская наука чудесников жрецов.

Вопрос: А с чем же у вас ассоциируется слово «ХИМИЯ»?

(Дискуссия, выводящая на определение):

Химия – наука о веществах и их свойствах.

2. История развития.

Вопрос: Когда возникла химия?

Каждый человек – химик, кто не химик, тот не человек.



Вопрос: Как вы думаете, когда обезьяна действительно превратилась в человека? (Когда разожгла костер).

Так как костер – это течение химической реакции, то данная поговорка отчасти права.

Но наука только тогда становится наукой, когда целенаправленно что – то изучает.

I период – Ремесленная химия.

В каждой стране занимались ремеслом, и науку подчиняли конкретным ремесленным интересам.

Экскурс в история по древним государствам и их ремеслам:

Вопрос – ответ: чем славилось государство и что для этого производила химия.

II период – Алхимия

Алхимию постигнуть каждый рад:

Безмозглый идиот, старик и юный франт,

Портной, старуха, юркий адвокат,

Монах плешивый, пастырь и солдат.

Цель: найти «философский камень» и открыть «эликсир жизни».

Значение: открытие огромного количества новых веществ.

III период

В следствие накопления большого количества известных химических веществ возникли потребности изучать их более подробно.



Учитель: А что же конкретно нам нужно знать о веществах?

  1. состав

  2. строение

  3. свойства

  4. получение

  5. применение

3. Задачи химии.

  1. Открытие новых веществ и изучение их.

  2. Соединение химии с другими науками.

  3. Применение знаний химии для производства и быта.

Домашнее задание:

Конспект


• Мини – сочинение «Моя химическая мечта будущего»

Конспект – 2

«Кабинет химии. Химическое оборудование. Правила техники безопасности».

1. Проверка домашнего задания.

Чтение домашних сочинений.

Фронтальный опрос:


  1. Что изучает наука химия?

  2. Перечислить периоды развития химии.

  3. Охарактеризовать вкратце каждый период.

  4. Основные задачи, стоящие перед современной химией.

2. Кабинет химии.

Рассмотреть все наглядные пособия, которые имеются в кабинете, и охарактеризовать их назначение.



3. Химическое оборудование.

Дети рассматривают предметы химической посуды на своих столах, учитель называет каждый и объясняет его назначение.



В дидактическом пособии дается схематический рисунок каждого предмета.

Учитель обращает на это внимание детей.

4. Правила техники безопасности.

Записываются детьми в тетрадь под диктовку учителя.

Знаки правил даются в дидактическом пособии.

В химическом кабинете необходимо:



  1. Освободить рабочее место.

  2. Пользоваться только чистой химической посудой.

  3. Держать пробирку горлышком только в свободную сторону.

  4. При попадании на кожу химического вещества промыть данное место водой.

В химическом кабинете запрещается:


  1. Нюхать, пробовать на вкус и трогать руками химические вещества.

  2. Есть и пить.

  3. Оставлять после опытов грязную химическую посуду.

  4. Работать с реактивами без разрешения учителя.

Домашнее задание:

Конспект


• Написать правила техники безопасности в стихотворной форме.

Конспект - 3

Тема: «Правила работы с химическим оборудованием»

  1. Опрос домашнего задания.

    1. Перечислить правила техники безопасности.

    2. Зачитать сочиненные правила в стихотворной форме.

    3. Химический диктант:

Вариант 1

1. Пробирка

2. Химический стаканчик

3. Стеклянная палочка

4. Воронка

5. Штатив для пробирок

Вариант 2

1. Колба


2. Держатель

3. Фарфоровая чашечка

4. Спиртовка

5. Штатив для пробирок



  1. Знакомство с правилами работы с химическим оборудованием.

Учащиеся выполняют действия наряду с объяснением учителя (лабораторная работа).

    1. Как правильно держать в руках пробирку.

Правой рукой в верхней части, не закрывая содержимое пробирки


    1. Как правильно приливать в пробирку вещества в небольших количествах.

Пробирку держать под наклоном в 45 º, чтобы не проливать вещества

В пробирку следует наливать 1 – 2 мл раствора, что составляет

Приблизительно 1/10 часть пробирки


    1. Как правильно нагревать пробирку

На высоте 1,5- 2 см от горлышка пробирки закрепляется держатель.

Сначала прогревается вся пробирка, затем – в той части, где находится вещество

Пробирка держится под наклоном горлышком в свободную сторону.


    1. Как пользоваться фильтровальной бумагой.

Фильтровальная бумага сначала перегибается крест – на – крест не затрагивая середины (чтобы избежать прорывов при фильтровании).

Затем средним пальцем легким надавливанием середина вставляется в воронку

Фильтровальная бумага при этом равномерно раскладывается в воронке.



  1. Домашнее задание

    1. Конспект

    2. Из курса природоведения вспомнить понятия «вещество», «тела», «свойства веществ».



Конспект 4

Тема: «Вещества чистые. Смеси»

  1. Физические тела вещества.

Вспомнить из курса природоведения:

Определение «физических тел»: Предметы, расположенные вокруг нас – физические тела.

Определение «вещества»: Материал, из которого состоят физические тела – вещество.

Как только малыш появляется на свет, его окружают химические вещества.



Возвращаемся к нашему моменту рождения.

Какие вещества первыми окружили нас с появлением на свет?

- Кислород воздуха;

- Вода;

- Целлюлоза, клетчатка одежды;

- Молоко: жир, соли, витамины, белок казеин.

Да мы и сами состоим из веществ, как и любое физическое тело:

Вода, жиры, белки, углеводы, витамины, минеральные соли.

Если человек двигается, значит, он потребляет из природы все новые порции разных веществ.

Игра – аукцион: перечисли химические вещества, из которых сделан автомобиль.

Работа с дидактическими материалами: «Найди соответствие».

II. Вещества свойства веществ.

Сравнить: мел и древесные опилки.

Признаки, по которым вещества отличаются друг от друга или схожи между собой, называются свойствами веществ.

Перечислите свойства алюминия.

Свойства
Физические Химические

Качественные Количественные

Разбираем схему «Физические свойства» в дидактических материалах

Задание: перечислить свойства воды.

Заполнить таблицу «Вещество – свойства вещества – применение вещества».


  1. Чистое вещество. Смеси.

Выделение особенностей чистого вещества.

Рассмотрите образец выданной вам поваренной соли. Что вы можете сказать относительно ее чистоты?

На основании чего вы делаете вывод, что поваренная соль на листках фильтровальной бумаги загрязнена?

Цвет чистой поваренной соли – белый. Выданное вещество содержит примеси другого вещества, так как цвет смеси – серый.



Чистое вещество не может иметь частей, обладающих разными свойствами. Оно обладает строго определенными свойствами.

Смесь – несколько веществ, находящихся в одном объеме - обладает свойствами этих веществ в совокупности. (Пример со смесью соли и воды, меняющей температуру замерзания воды – использование в зимнее время).

Вопрос: образец воды при нормальном атмосферном давлении закипел при 95ºС. Содержит ли эта вода примеси или представляет собой чистое вещество?

В природе чистых веществ не существует, их получают искусственно и хранят в химических лабораториях.

Перечислите вещества, входящие в состав природной воды.

  1. Домашнее задание.

Конспект

Дописать схему 1.

Заполнить таблицу 1, 2.

• Придумайте сказку о жизни веществ в смеси.



Конспект - 5

Тема: «Типы смесей. Методы разделения смесей».

  1. Проверка домашнего задания.

  2. Типы смесей.

Повторение:

    1. Определение вещества.

    2. Что такое «свойства вещества»?

    3. Перечислить количественные и качественные характеристики веществ.

    4. Перечислить качественные характеристики угольной пыли.

    5. Что такое смесь?

    6. Чем смесь отличается от чистого вещества?

Проблема:

Речной песок – чистое вещество или смесь?

(Смесь, так как видно, что он состоит из различных по форме и цвету частичек).

Демонстрация смеси мела и крахмала:

А данный образец – смесь или чистое вещество?

Сразу определить сложно, так как качественные характеристики веществ, образующих данную смесь похожи.

Растворяем образец в воде, видно, что смесь.

Смеси




Однородные Неоднородные

Частицы разных веществ Частицы разных веществ имеют

схожи по качественным признакам разные качественные характеристики

( пример ) ( пример )

Использование смесей:


  1. В организме человека: кровь, лимфа, клеточный сок, моча, волосы, ногти и т. д.

  2. Пищевая промышленность: молоко, кисели, чай, кофе, торт «Птичье молоко»…

  3. Строительство: побелка, водо – эмульсионные краски, раствор и т. д.

  4. Косметика: гели для волос, дезодоранты, крема…

III. Методы разделения смесей.

Проблема:

Чаще приходится сталкиваться с использованием сравнительно чистого вещества, где доля примесей невелика, или необходимо разделить смесь на несколько компонентов.

На чем мы будем основываться при выборе способа разделения смеси?

Основа – свойства веществ, образующих данную смесь.

  1. Знакомство со схемой 1 (дидактическое пособие)

  2. Работа с таблицей в тетради:




Тип смеси

Свойства веществ смеси

Метод разделения веществ

Неоднородная




Одно вещество – магнитится, остальные - нет

С помощью магнита


Твердое вещество тяжелее жидкости

Отстаивание

Масса частичек Т в - ва ≈ массе частичек Ж в - ва

Фильтрование

Однородная




Качественные характеристики веществ похожи

Выпаривание

  1. Домашнее задание:

Конспект


Конспект - 6

Практическая работа № 1: «Методы разделения смесей»

  1. Инструктаж по технике безопасности при работе со спиртовками.

  2. Изучение инструкции 1 (дидактическое пособие)

  3. Выполнение работы под наблюдением учителя.

  4. Оформление выполненной работы в тетрадь по плану:

    1. Тема.

    2. Цель работы: изучить свойства веществ, образующих смесь и определить метод их разделения.

    3. Оборудование и материалы: Пробирки с солью и речным

песком, химические стаканчики с водой,

держатели, воронки, фарфоровые чашечки

фильтровальная бумага, спиртовки.

    1. Ход работы: (последовательное описание порядка выполнения работы)

    2. Вывод содержит в себе определение типа смеси и соответствующего способа ее разделения.



Конспект - 7

Тема: «Атомы. Молекулы. Химические элементы»

  1. Атом

Экскурс в историю:

Жил в Древней Греции философ Демокрит. (Философами называют людей, которые любят рассуждать). Демрокрит тоже любил рассуждать, особенно когда гулял.

Однажды гулял он по лесу, устал, сел на поваленное дерево и начал рассуждать сам с собой: «А что, если это дерево распилить на несколько небольших полениц, а каждое поленце – на щепки, а щепку – на лучинки, а те – на опилки. А на что можно разделить опилки? На пылинки. А если делить каждую пылинку долго – долго, то можно дойти до такой частицы, которую уже разделить нельзя. Она основа данного тела»

И назвал он эту частицу «АТОМ», а по – русски: «Неделимая».

Мы тоже сейчас знаем, что вещества состоят из атомов.



А какие они? Как выглядят?

Демокрит приписывал каждому атому свою форму, размер и расположение в пространстве:

Например, атомы сладкого вкуса обладают круглой формой и небольшой величиной;

Острого вкуса – угловаты и узки;

Горький вкус обусловлен круглыми, гладкими, маленькими атомами.

По современным представлениям атомы – это скопление отрицательно-, положительно- и нейтрально заряженных частиц. Они на столько малы, что говорить об их форме просто не приходится.

Демонстрация картинки: Если мы увеличим средний атом до размеров яблока, то яблоко станет размером с землю.




АТОМ

Записать: Атом – мельчайшая химически неделимая частица вещества

  1. Химические элементы

Проблема: А действительно, одинаковы ли все атомы, или отличаются по каким – нибудь признакам?

Конечно отличаются. Как и люди, они отличаются друг от друга по размеру (большие и маленькие), по силе (сильнее притягивают к себе частицы или слабее), по массе.



Проблема: А как же нам их отличить друг от друга?

За нас этот вопрос решили ученые. Они условно взяли все атомы, которые существуют на свете, и разделили их по кучкам. В каждой кучке находились атомы только одинаковых свойств. Каждая кучка – это химический элементгруппа одинаковых атомов. Каждому химическому элементу дали свое название, как человеку – имя.

Имена химические элементы получили на латинском языке (латынь – единый язык химиков). Поэтому символы, которыми мы записываем сокращенно название химических элементов, состоят из первых букв латинского названия элементов.

Кислород: «OXIGENIUM» - «О»

Барий: «Ва»

Железо: «FERRUM» - «Fe»



Рассмотреть таблицу в дидактическом пособии

Отличительные особенности:

Атом Химический элемент

Обладает определенными свойствами Не обладает свойствами

Служит основой для построения веществ Служит средством обозначения атомов


  1. Молекулы

Экскурс в историю: Демокрит рассуждал, что свойства веществ зависят не только от того, какие атомы входят в его состав, но и от их расположения по отношению к другим атомам. Например: Буквы Е и Ш отличаются углом поворота. А в сочетании с другими буквами мы можем составить большое количество разных слов.

По современным представлениям: атомы соединяются вместе и образуют более крупные частицы – Молекулы.

Записать: Молекула – наименьшая частица вещества, обладающая всеми его свойствами.

Они тоже очень малы.



Демонстрация картинки: Если молекулу воды увеличить до размера горошины, то человек станет такого роста, что сможет дотянуться рукой от Москвы до Владивостока.







Молекулы могут состоять из различного числа атомов: от двух до нескольких тысяч.

Водород: 2 атома водорода;

Поваренная соль: атом натрия и атом хлора;

Пенициллин: 16 атомов углерода, 18 атомов водорода, 4 атома кислорода и 2 атома азота.



Задание: (дидактическое пособие) Выделить фразы, в которых говорится о химическом элементе.

  1. Домашнее задание:

    1. Конспект

    2. Таблица химических элементов

    3. Составить фразы, в которых говорится о химических элементах.



Конспект – 8

Тема: «Простые и сложные вещества»

  1. Проверка домашнего задания.

  2. Классификация веществ по составу.

Вопросы:

    • Назовите отличительные особенности атомов;

(наименьшие частицы, нельзя разделить химическим путем, являются составной частью молекул)

    • Назовите отличительные особенности молекул.

(Мельчайшие частицы вещества, обладающие всеми его свойствами, состоят из атомов)

Проблема:

    • А как можно определить атом перед нами или молекула, если представить, что размеры частиц реальны?

Один из вариантов – попробовать их разделить.

Частица не делится, то она АТОМ

ЕСЛИ

Частица делится, то она – МОЛЕКУЛА



Действительно, один из существующих анализов состава вещества основан на методе деления вещества на составные компоненты – разложении.

Проведем эксперимент:

(методика в тетради с печатной основой)



Разложение сахара при нагревании.

Поместим в пробирку крупинку сахара размером 2 – 3 мм и закрепим пробирку в держателе. Прокалим крупинку с помощью нагревательного прибора (спиртовки, сухого спирта). Делаем это осторожно, не забывая что сначала необходимо прокалить всю пробирку, а затем то место, где находится крупинка сахара.

Вопросы для размышления:

  1. Обратите внимания на те изменения, которые происходят с веществом;

  2. Что вы наблюдаете на стенках пробирки?(капельки воды)

  3. Вещество какого цвета образуется вместо крупинки сахара?(вещество черного цвета)

  4. Откуда в пробирки взялось сразу несколько веществ и что это за вещества?

При нагревании сахара он разлагается на воду и сажу.

Воду можно разложить при желании на водород и кислород, а вот сажа – углерод – уже ни на что разложиться не сможет.



Схема:

ВОДОРОД

ВОДА

САХАР КИСЛОРОД

САЖА

Проблема:

Что сложнее сахар и вода или водород, кислород, сажа?

Сахар и воду можно разделить, значит, они сложнее. Водород, кислород и углерод разделить нельзя, следовательно, они проще.



Схема:

ВЕЩЕСТВА

Простые Сложные

1. Состоят из атомов одного 1. Состоят из атомов разных

химического элемента химических элементов

2. название совпадает с названием 2. Название более сложное



химического элемента

3. Нельзя разложить 3. можно разложить на простые

Демонстрация схем молекул простых и сложных веществ:




аммиак



угарный газ



водород
Выполнение заданий:

  1. Задание № 1 в тетради с печатной основой.

  2. Приведите пример простых и сложных веществ, известных вам из жизни и допишите их в схему тетради.

  1. Домашнее задание.

      1. Конспект.

      2. Ответьте письменно в тетради на вопросы Д. З. В тетради с печатной основой.


Конспект - 9

скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Конспект 1 «Наука химия. История развития. Задачи химии»
669,93kb.
«химия волос»
57,38kb.
Силлабус (программа обучения студентов) по дисциплине Химия биомолекул и наносистем для специальности 560001 «Лечебное дело»
340,37kb.
История школьного научного общества учащихся 2005-2006 уч г
26,88kb.
Тематический план лекций по психиатрии и наркологии для студентов 5 курса педиатрического факультета
30,66kb.
Минералогии как науки, ее цели и задачи
65,71kb.
Конспект уроков по химии Тема урока: Химические реакции (7 класс)
136,31kb.
Программа дисциплины дпп. Ф. 02 История средних веков цели и задачи дисциплины
168,13kb.
1. Предмет и задачи биомеханики. Особенности механического движения человека. Направления развития биомеханики. Задачи биомеханики спорта
44,98kb.
Развитие творческого потенциала на уроках химии
49,69kb.
Разработка урока химии в 8 классе по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева» Учитель химии Петрова Светлана Витальевна, специалист 1 категории
133,54kb.
Внеклассная работа по химии в сельском профтехучилище организуется по-разному, различными могут быть и мероприятия. Это: олимпиады, викторины, вечера вопросов и ответов, квн
151,35kb.