minevi.ru
страница 1
скачать файл


Отдел образования Муслюмовского муниципального района
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Русско – Шуганская средняя общеобразовательная школа



Научно-исследовательская работа


Александр Леонидович Фролов – поэт-земляк.

Выполнил работу:

Котков Роман Владиславович,

ученик 10 класса

Русско-Шуганской СОШ

Муслюмовского района РТ
Руководитель:

Новикова Наталья Григорьевна,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

Русско-Шуганской СОШ

Русский Шуган, 2010 год



Оглавление

  1. Введение……………………………………………………………………..3

  2. Основная часть.

    1. Вступление………………………………………………………….4-5

    2. Биография поэта……………………………………………………5-7

    3. Общий анализ сборника «Моя сгоревшая звезда» (по частям)…7-9

    4. Анализ тем стихотворений:

Тема природы;………………………………………………….9-10

Образ листьев;……………………………………………………10

Тема Родины;………………………………………………….11-12

Любовная тема;………………………………………………..12-13

Тема поэта и поэзии;……………………………………….....13-14

Песни на стихи А.Фролова…………………………………..14-16



  1. Заключение………………………………………………………………….17

  2. Список использованной литературы………………………………..18



Введение
Выбранная мною тема называется «Александр Леонидович Фролов – поэт-замляк». В данной работе я рассмотрел творчество мало известного поэта, писателя, журналиста, общественного деятеля, моего земляка - Александра Фролова.

Целями работы было:



  1. познакомить с жизнью и творчеством поэта;

  2. популяризировать имя поэта, привлечь интерес к его творчеству;

  3. донести до читателя своеобразный мир поэта.

Я остановился именно на этой теме, так как понял, что А. Фролов, еще совсем не изученный автор. В своем творчестве он раскрывает лирические мотивы, к тому же, именно этот лиризм и духовность меня привлекли больше всего.

Рассматривая все направления творчества писателя, я поразился тому, насколько ярко и чувственно он раскрывает каждую тему. Только после последовательного разбора жизненного пути писателя я начал понимать многие его произведения. Меня привлек слог поэта: понравилась легкость и отрывистость, порывы души, отраженные в каждой строке. Фролов стал одним из тех писателей, чье творчество я полюбил, а изучение его жизненного пути и творческих направлений явилось для меня удовольствием.

Думаю, что стихи Александра Фролова понравятся и вам. Невозможно до конца изучить мотивы творчества любого поэта, но думаю, что самые важные аспекты лирического творчества выбранного автора я смог понять.

Я постарался углубиться в самую суть, чтобы понять, что «вело» писателя в течение его короткой жизни.


И не горе – мало жил,

И не горечь – мало дал.

Много жил, кто в наши жил дни,

Все дал, кто песню дал.



М.Цветаева

Такими словами, короткими, но емкими, Марина Цветаева охарактеризовала Сергея Есенина, своего современника. Другой поэт нашего времени Л.Васильева в книге «Облако огня» дала очень интересную характеристику века. Разделив век на четверти, назвав каждое двадцати пятилетие временем года (весна, лето, осень, зима), она особо выделила стыки веков – конец одного и начало другого, определила их как переломные вехи.

С поэтом трудно не согласиться. Ведь действительно, начало19 века – «золотой век» русской поэзии, в котором под яркой звездой («солнцем русской поэзии») Пушкина творили Дельвиг, Вяземский, Козлов, Языков и многие другие поэты.

Начало 20 века – «серебряный век» - это Блок и Маяковский, Цветаева и Пастернак, Ахматова и Мандельштам и опять же многие-многие другие поэты.

Каким будет литературное небо 21 века – судить потомкам, может и нам, рожденным в конце 20 века.

Каждый читатель открывает поэтический мир заново, ищет близкое себе, своему мировоззрению. Сколько читателей, столько и мнений о писателях и поэтах.

Я открыл для себя поэта – земляка, прочитав книгу, выпущенную казанским издательством «Отечество» в 2003 году тиражом в 500 экземпляров. Это сборник Александра Леонидовича Фролова «Моя сгоревшая звезда» - практически полное собрание сочинений поэта.



Для меня стало изумлением то, что это сын известных не только в моем родном селе Русский Шуган учителей-ветеранов Фроловых Зои Федоровны и Леонида Федоровича (ветерана Великой Отечественной войны). Изумило то, что и в нашем небольшом селе есть свой поэт (до этого я видел в школьном музее книги А.Жданова, тоже нашего земляка), что он учился в этой же школе, ходил по школьным тропинкам, наверное, был таким же, как я учеником: умным и веселым, озорным и серьезным. Я горжусь этим.

Я с огромным интересом читал книгу, познакомился с биографией автора.

Александр Фролов родился 29 февраля 1960 года в селе Шуган Муслюмовского района Татарской АССР. В 1976 году он поступил на историко-филологический факультет Казанского государственного университета. После службы в армии работал корреспондентом газеты «Рабочий КамАЗа» в Набережных Челнах и заочно учился в университете, который закончил в 1985 году. В 1986 году Александр Фролов вернулся в Казань, где до 1991 года работал в газете «Вечерняя Казань». В период духовного подъема после провозглашения гласности и перестройки Саша сразу стал сторонником тогда новой для России политики Горбачева. В газете "Вечерняя Казань", где он работал редактором в отеле политики, публиковались его бесстрашные статьи против "вечно вчерашних" проявлений командной экономики, бюрократии, растущей преступности в миллионном городе и против канцелярской волокиты органов власти. Писал, рискуя порой во имя свободы печати быть втянутым в судебные дрязги с функционерами, мечтавшими заткнуть рот всем поднявшим голову журналистам. Голос 29-летнего сына сельского учителя был слышен даже в далекой Москве, вызывая неудовольствие тогдашнего советского премьер-министра Николая Рыжкова. А дома Саша писал нежные стихи - как бы компенсируя суровость журналистского труда. В 1992-1996 годах - собственный корреспондент РТР в Татарстане. Затем он редактировал газету «Предприниматель», был собкором газеты «Российские вести». Умер 9 января 2002 года. С его кончиной Казань потеряла бесстрашного сторонника подлинной свободы слова и открытости, хорошего поэта и журналиста.

Стихи начал писать еще в школе. Первая публикация появилась в газете «Сельские огни» в 1975 г. В 1979 году друзья А. Фролова Володя Семин и Володя Юринов собрали все написанные к тому време­ни стихи и опубликовали рукописный сборник под на­званием «Зеленое с алым». Отдельные стихотворения публиковались в газетах «Вечерняя Казань», «Комсомолец Татарии» и «Путь к коммунизму» (Березово). Первая по-настоящему крупная подборка произведений А. Фролова была опубликована в альманахе произведений казанских журналистов «Когда падет последний бастион» (Казань, 2001 год). Посмертные подборки стихов публиковались в журнале «Казанская афиша» и газете «Российские вести».

В этой небольшой по формату книге подборка поэтизированных раздумий и переживаний нашего с вами современника, которому, как «многим из тех, кто определил свое время, приходилось дожидаться его не в самых комфортабельных помещениях». А опережать время поэт начал уже в ранней молодости и исхитрился закончить школу на два года раньше положенного.

Детство Александр провел на лоне природы и, как натура ода­ренная, остро ощутил красоту родного края. Как будет сказано в не написанной автобиографии: «Ходить, го­ворить и писать стихи я начал одновременно».

Здесь нужно отметить, что односельчане и одно­классники не сразу оценили по достоинству и признали поэтический дар молодого Александра.

Особой славы его увлечение на первом этапе ему не принесло.

Стихам этого периода и посвящен первый раздел сборника.

В этот решающий для талантов период на Сашином пути, как это обычно бывает, появился добрый и проницательный человек, редактор широко известной в Татарии ежедневной газеты «Авыл утлары», поддержав­ший юного поэта и давший ему путевку в жизнь. В харак­теристике, выданной им Александру Леонидовичу, мы чи­таем следующие важные для начинающего поэта строки: «Считаем, что А.Л. Фролов достоин получить высшее журналистское образование».

Так Александр с трепетом очутился у стен Казанс­кого государственного университета. К сожалению, на по­роге Сашу встретили бездушные (и так иногда бывает), зачерствевшие люди. Так получилось, что Александр Фролов поступил на факультет филологии, где учился без интереса. Он вынужден был уйти в длительный академический отпуск, так как «Не умеет собрать свое время..., не собран..., не обладает твердым характером..., плохо посещал лекции, не готовился к практическим заня­тиям...» и т.д. и т.п.

Удар был силен, но Саша пытается забыться в по­эзии. Стихи этого периода - второй раздел сборника - уже не детская забава, не следствие школьных грез, а глубокие, наполненные тонкой лиричностью и тихой грустью ма­ленькие комочки жизни. Именно на этот период жизни Александра Леонидо­вича приходится серия неудач и в личной жизни.

Дальше стало еще труднее, неудачи шли одна за другой: неопределенность местопребывания, отсутствие денег и взаимопонимания с друзьями - все это наложило страшный отпечаток на поэзию Александра. Более того, это повлекло за собой появление целого ряда произведений, которые можно объединить и представить в виде третье­го периода в творчестве поэта. Его с полным правом можно назвать «черным периодом». Самоунижение, издеватель­ство над светлыми чувствами, цинизм, и еле-еле слышны под этими черными настроениями голос чистого сердца и жажда жить. Но нужно со всей справедливостью отме­тить, что сила таланта не изменяет ему и тут.

Мысли и эмоции, вызвавшие к жизни то или иное произведение, настолько глубоки, имеют такие общечело­веческие корни, что заставляют сопереживать вместе с автором. Они также насильственно погружают в бездну, круговерть собственного мира эмоций и чувств.

И, наконец, последний период. «Но позвольте, - вос­кликнет удивленный читатель, - всего одно стихотворе­ние и... период?» Да! Пусть оно даже хронологически не совпадает с этим периодом, но ведь он большой - вся пос­ледующая жизнь Александра Фролова.

Александр пишет прежде всего для себя и своих друзей. Стихи для него - не форма и не способ заработка, а прежде всего способ самовыражения.

К тому же не следует забывать, сколько их, молодых и талантливых, преждевременно сгинуло в пучине истории в погоне за легковесной славой.

В своих произведениях А.Л.Фролов часто затрагива­ет самые интимные стороны человеческой души, но вместе с тем твердо придерживается принципа «обнажай челове­ка, не показывая при этом его грязного белья».

Разумеется, нет, и не может быть поэта понятного и любимого всеми.

И тем не менее, я взял на себя труд анализа этого сборника, ибо уверен, что он найдет своего читателя, поможет многим из нас понять сложную и противоречи­вую фигуру автора и самих себя.

Рассматривая сборник стихов А.Фролова, я открывал для себя близкое и новое, как в этом стихотворении

…Метеоритов катастрофы,

Костры ночные пастухов,

И столбики мошки как строфы

Еще не созданных стихов...

Из Шуганских тетрадей, 1983г.

И стихотворение, давшее название сборнику:

Моя сгоревшая звезда

Мне шлет печальный свет

Через пространства и года,

Которым счету нет.

А я, не ведая беды,

Сквозь яркий блеск комет

Ловлю с надеждой свет звезды,

Которой больше нет.



1984г.

Грустное стихотворение!? Я где-то слышал, что поэты – люди « не от мира сего». Трудно подростку понять это выражение, но если вдуматься…

Поэт – это дар божий, многие поэты это понимают, вот и у А.Фролова об этом сказано в стихотворении «Творчество»:

Поэзия - тяжелый труд,

А у меня судьба иная:

Мои стихи давно живут,

А я их - просто вспоминаю.

1990 г

Чтобы понять поэта, надо попытаться понять эпоху, в которой он жил. В какой эпохе жил А. Фролов? Кажется, в совсем близкой – конце 20 века. Он ровесник моих дядей и теть, родившихся во второй половине 20 века, которую называют «временем гласности», «годами перестройки».

И какая же она, страна Фроловия? С первых строк все вроде бы знакомо:

Здесь осень и усталые поля.

Топчу полей щетинистые спины

И вижу, вижу ручейки тропинок,

Сбегающих к дороге, как к реке…


- мир природы, близкий каждому, знакомый до боли. Он изображает природу своей Родины с её скромностью и приглушенностью: «воробьиною стайкою», «купы кленов, как веники банные», «брожу золотым тропами», «сковало ноябрьским льдом», «птицы срываются с крыш». Все это дорого и близко сердцу.

А какое интересное стихотворение:

Женщина кудри взбивает гребенкой.

Рядом листья лежат искрясь.

Ребенок к листьям. За руку ребенка

Дернула мать: «Не лезь в грязь!»
Ребенок камнями в окровавленного котенка

Швыряет. Объяснения матери в душе живы.

Друзьям поясняет голос тонкий:

« Мама сказала - котенок паршивый».


Раннее утро. Сна после

Поеживаются первые прохожие.

А с ворохом листьев играет осень,

Совсем на женщину ту непохожая.



1973

Это маленькие зарисовки из нашей жизни, воспитательные или антивоспитательные моменты. А потом мы удивляемся, почему мир жесток. А все от «женщины, не похожей на осень».

Если внимательно вчитываться в стихи автора, увидишь, как часто в его строках встречаются листья: «ворохом листьев играет осень», «листья лежат, искрясь», «ветер, обклеенный листьями», «листья – воробьи и синички», «шумевший листвой крик», «дорог каждый листик…, как рукописи лист», «календарные листья». Неоднократно обыгрывается созвучие листов, с записанными на них стихами, с растительными листьями. В результате рождается символический мотив, подчеркивающий единство природных явлений с явлениями мира искусства. Таким образом, объединяются природа, культура и поэзия.

Родина. Отечество. Отчизна. Страна, в которой человек родился. Тема Родины была излюбленной темой писателей и поэтов в разную эпоху, и каждый из них видел в ней что-то своё, родное и близкое. Вот и в творчестве А.Фролова она занимает не последнее место. Особенно ярко эта тема раскрыта в стихотворениях «Галстучная страна» и :

Мы с вами знаем: не проходит дня,

Что не скатился бы в копилку вечности.

Вот почему так важны для меня

Мой дом, моя семья, мое Отечество.


Есть три кита - на них стоит земля,

И, кроме нас, никем не обеспечатся

Мой милый дом - и в нем

моя семья,

Там, где мой дом - мой край,

мое Отечество.


Мой дом, моя земля, моя страна...

Здесь даже звезды нежно

пахнут млечностью.

Триада эта, как и жизнь, одна –

Мой дом, моя семья, мое Отечество.
Там доктора не смогут излечить,

От ностальгии только здесь и лечатся,

Где Родина и где мы будем жить,

Где дом наш, где земля и где Отечество.



2000г.
Автор не отделяет свою судьбу от судьбы Родины. Родиной мы называем и отчий дом, куда всегда будем возвращаться, где примут в горе и в радости, где живут люди, для которых мы всегда будем детьми. Так и у А.Фролова. Он не разделяет дом, семью и Отечество, а объединяет их в одну жизнь.

Александр с сыном и женой







Наверное, нет такого поэта, который бы не писал о любви. Ведь поэзия – это состояние души, а душа – это любовь. Эта тема тесно переплетается с темой о смысле жизни, назначении человека. Стихи Фролова о любви, на мой взгляд, очень грустные:

О милая!


Когда б мне только знать,

Что рождена ты не любить Фролова,

Я б тотчас помянул недобрым словом

Абстрактно человеческую мать.


Но я не ведал, как воспринимать

Лицо твое - от нежного до злого, -

Любой твой жест, твое любое слово

Влекли и разворачивали вспять.


Но мне была доступна благодать –

Любить и верить, и не ждать ответа.

Лишь научив, изверившись, страдать,

Бог наделяет даром - быть поэтом.


А впрочем - оторвитесь от сонета,

Поскольку дальше нечего читать.



1970-е
Объяснение в любви

Оттого, что Вы - такая,

Я стараюсь не к чужим

Заходить, себя таская

В синенькой авоське жил.
Если ж пристальней вглядеться,

То лежит у Ваших ног

В синей сетке - сумка с сердцем,

Как со сдачей кошелек.



1980-е

Не обойдена поэтом и вечная тема творчества, тема «поэта и поэзии», идущая, наверное, со времен появления первых стихов. В своих стихах Фролов задумывается о назначении своих стихов, он признает, что «поэзия – тяжелый труд» и не переживает – «мои стихи давно живут».



Журналист

Пусть никто на меня не сердится –

Выжигаю тихи, как тавро,

Ведь у сердца, на уровне сердца

По бумаге скользит перо.

Пусть простится мое неверие

В то, что выкричусь до конца,-

Ведь у нервов, на уровне нервов

Разрываются в клочья сердца.

1992г.

Как верно: «Мои стихи давно живут, а я их – только вспоминаю». А мы их только читаем и пытаемся понять мир поэзии нашего земляка:

Он весь – дитя добра и света,

Он весь – свободы торжество.



В этой книге много стихов про Эскадрон. Эскадрон имени поручика Ржевского (ЭПР) - одно из старейших (и наиболее долго живущих) неформальных творческих объединений России, созданное группой студентов КГУ в 1977 году, активно существовавшее до начала 90-х.

Это был десяток авторов-исполнителей, романтиков, певших авторские песни, ходивших в походы, собиравшихся в старом деревянном домике на улице Федосеевской. Не попасть в Эскадрон имени поручика Ржевского Фролов просто не мог. Именно здесь собрались его лучшие друзья по университету, именно здесь были его читатели, почитатели и будущие соавторы, именно в Эскадроне в Казани 70-х-80-х было интереснее всего жить. Александр был назначен Классиком Эскадрона почти сразу. Не меньше трети всего написанного Фроловым так или иначе связано с Эскадроном. Стихи эти собраны во второй части сборника. Они посвящены друзьям поэта: В.Самойлову, С.Бальцеру, М.П.Суровой, С. Федотову, А Нагумановой, А.З.Нурутдинову.



Песенка о нашем пути

Мы не искали синекур,

Смешным казался нам уют.

У нас ни денег нет, ни кур,

И куры денег не клюют.

А тех, кто скарб таскает в дом,

Бесила наша нищета,

Как будто счастье только в том,

Чтоб осенью цыплят считать.

Как много дураков и дур

Нам в души от души плюют

За то, что денег нет и кур,

И куры денег не клюют.

Когда Господь сочтет до двух,

Вы вспомните мои слова.

Вас клюнет жареный петух,

А нас он клюнет черта с два.

А мы своим путем идем,

И в этом нашей нет вины.

Не будет полной чашей дом,

Но чаши для друзей полны.

Мы замечательно живем,

А вам понять не по уму –

Когда идешь за журавлем,

Курятник как-то ни к чему.

1980г

Последний всплеск поэтической активности автора - цикл «Наследие» - был вызван именно тем, что началось его публичное признание как поэта. Признание это пришло через песню. Братья по Эскадрону - С. Бальцер,

Д. Бикчентаев, Р. Нарыков, В. Харисов, В. Дергунов - положили на музыку львиную долю стихов Классика. Эти песни поет Казань. Их постепенно начинает петь вся Россия. Иногда на дружеских посиделках, да и в концертных залах можно услышать:

Не перебивайте. Мы не все сказали.

Вам еще придется вспомнить нас не раз.

Нас любили лучшие женщины Казани.

Лучшие мужчины уважали нас.

Мы могли гусарить, но только не пижонить.

Ни гроша в кармане не было подчас.

Нас не понимали будущие жены,

Но зато не жены понимали нас…

Читая его стихи, чувствуешь, что их можно петь, чувствуешь их ритмику:

«Казанский вальс», «Театральный вальс», «Когда-нибудь», «Галстучная страна», «Мой дом, мое Отечество», «Листва», многие стихи из цикла, посвященного Эскадрону, «Не перебивайте» и другие:

Взаимосвязь

Ты истину эту поймешь без труда –

Поверь - она очень простая:

Любая травинка врастает туда,

Откуда она вырастает.
Течет бесконечно река сквозь века

И не иссякает, поскольку

И верит, и знает, и помнит река,

Что в устье есть струйки истоков.


Выводит тропинка свои письмена,

Наверное, пишет тропинка,

Что связаны как-то, помимо меня,

И я, и река, и травинка. . .



1990-е

Авторитетов в поэзии Фролова было немного. Безусловный – Пушкин, с оговорками – Бродский, Тарковский, любил Левитанского, почитал Высоцкого. Александр не скрывает, что порой он подражает Б.Окуджаве.

Всю свою недолгую (42 года) жизнь Александр писал стихи. Стихи настолько глубокие и проникновенные, что и после его смерти они продолжают жить. Владимир Самойлов, например, считает, что творчество Фролова может быть и должно быть востребовано молодым поколением, потому что поэт говорит о тех вещах, которые сейчас для нас важны и значимы: культура чувств, любовь, искренность, дружба, отношение к родной семье, к Родине. Вещи, в общем-то, простые, но без них нет личности, без них нет нормального живого человека. У А.Фролова все это было, и в жизни, и в его творчестве.

Моя работа – это только начало изучения творчества А.Фролова, и оно требует дальнейшего исследования. Фролов известен не только как поэт, есть у него интересная повесть о нашем страшном времени «Конец света», он известный журналист и общественный деятель.

Его творчество – это одно из проявлений в эпоху свободы конца 80-х начала 90-х годов. К сожалению, этой свободы сейчас уже в помине нет. Время было трудное, но свобода была. В голову сразу приходят строки Анны Ахматовой про осажденный Ленинград: «Я никогда не чувствовала себя такой свободной».

Именно поэтому работа нашего поэта заслуживает уважения.




Список литературы



  1. Альманах «Чтоб, про ненависть помня, не забыть о любви». Казань, Агенство «Информклуб ЭС», 2001.

  2. А.Фролов «Моя сгоревшая звезда», Казань: Отечество, 2003.

  3. Газета «Республика Татарстан», № 8 от 15.01.2001 года.

  4. CD «Флаги над лесом» - вожатские песни В.Дергунова.

  5. Университетский сайт Ассоциации выпускников КГУ www.ksu.ru/assoz

  6. Хроника из газеты «Braunschweiger Zeitung» - Брауншвейг, Нижняя Саксония, 2002 год.




скачать файл



Смотрите также:
Научно-исследовательская работа Александр Леонидович Фролов поэт-земляк.
166,47kb.
Всероссийская научно-практическая конференция «Диалог финно-угорских языков и культур» Секция «Краеведение» исследовательская работа
158,45kb.
Исследовательская работа по химии, посвящена 175 летию Д. И. Менделеева ( Важенин Олег 11 а кл.) Всероссийский конкурс «Святые заступники России»
29,97kb.
Научно-исследовательская работа по математике «Математика и искусство» Выполнили
106,32kb.
Поэт, одухотворивший наше детство. Со дня рождения Сергея Михалкова 100 лет!
17,1kb.
Исследовательская работа по теме реферата октябрь март; • оформление реферата и его защита май, июнь
129,85kb.
Исследовательская работа «Поисковая экспедиция «Долина» памяти Н. И. Орлова» Стахов Даниил Олегович, 15 лет, обучающейся 9 класса
360,85kb.
Международная научно-практическая конференция
15,77kb.
Исследовательская работа по теме: «Оды М. В. Ломоносова»
132,87kb.
Исследовательская работа изучение ареалов различных видов тигра
238,96kb.
─ навыками самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности
32,26kb.
Борисенко Сергей Николаевич строение и состав продуктов экстракции и модификации биологически активных соединений в среде субкритической воды
290,31kb.