minevi.ru
страница 1страница 2 ... страница 8страница 9
скачать файл
Министерство образования и науки

Самарской области


Государственное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов – центр повышения квалификации

«Региональный социопсихологический центр»
Образование и психологическое здоровье
Сборник Научных статей и докладов участников

ЕЖЕГОДНой

научно-практической конференции
12 – 13 ноября 2011 года

Самара

2011

УДК 371.1

ББК 74.3

О 13

Образование и психологическое здоровье

Сборник научных статей и докладов участников ежегодной научно-практической конференции. Самара, 12 – 13 ноября 2011 г. – Самара: Региональный социопсихологический центр, 2011. – 148 с.


IBSN 978-5-901707-48-7
В сборник включены научные статьи и доклады участников ежегодной научно-практической конференции «Образование и психологическое здоровье», состоявшейся 12-13 ноября 2011 г. в г. Самара. В работах нашел отражение практический опыт психологических и социально-педагогических служб в системе образования. Сборник адресован педагогам, психологам, студентам профильных вузов, всем тем, кто интересуется состоянием современного образования.

Печатается по решению редакционно-издательского совета Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов – центра повышения квалификации «Региональный социопсихологический центр».


УДК 371.1

ББК 74.3
IBSN 978-5-901707-48-7 © Авторы, 2011
Содержание


Введение.................................................................................................................


7

Баранова О. О., Флоренко Е. Ю.

Рестандартизация фигурной формы А «Теста творческого мышления П. Торренса – ТТСТ».................................................................................................


9


Бескровная Л. В., Платонова Л. В.

Подготовка детей к школе в свете новых образовательных стандартов............

14


Бочкова В. В.

Роль педагога-психолога в разработке и реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни...................................................




18


Гафурова Н. А.

Язык моего тела.........................................................................................................



22


Геворкян Е. С., Бубнова Ю. В.

Особенности динамики интеллектуального и личностного развития старших подростков, обучающихся в малокомплектных школах и в образовательных центрах........................................................................................................................

25


Гоголев Ю. В., Серафимович И. В.

Педвсеобуч как пусковой механизм в формировании мотивации на здоровый образ жизни у школьников.........................................................................................


28


Денисова М. В., Некрасова Л. В.

Акция «НЕзависимость – новая мода!»...................................................................

32


Двоеглазова Т. П.

Работа с одаренными детьми в начальной школе..................................................

34


Дуюнова А. М.

«Подводные камни» влияния применения информационных технологий в образовательной среде на формирование психологического здоровья учащихся......................................................................................................................

38




Жегалина С. В., Кормухина Е. В.

Взаимодействие учителя и ученика в рамках внедрения Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС)......................................


42

Иванова Г. А.

Адаптация родительско-детских отношений к симптомам ММД у детей дошкольного возраста................................................................................................


46


Козырева Г. В., Будакова С. А.

Сохранение физического и психического здоровья детей посредством использования здоровьеформирующих технологий в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения...........................................................

51


Колесникова Н. Ю.

Использование активных методов работы в процессе взаимодействия школьного психолога и родителей............................................................................


56


Коновалова В. А.

Сказкотерапия как один из методов формирования мотивационной готовности детей к школьному обучению....................................................................................


59


Королева Е. Н.

Изучение уровня развития субъектной активности и интеллекта старшеклассника........................................................................................................


63


Кройтер А. Г.

Активные методы обучения как универсальный способ решения образовательных задач.............................................................................................


67


Мочалкина Е. А., Веселова О. В.

Развитие и коррекция познавательных компонентов универсальных учебных действий детей 7 – 8 лет с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья...............................................................

70


Мураткина Т. А.

Система психолого-педагогической поддержки педагогов, работающих в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей...

74




Пешкова Л. Н.

Проблемы успешности ребенка в школе и их коррекция........................................

78


Пивцова Т. Н., Мацалова Л. Г.

Воспитание толерантности учащихся как профилактика употребления ПАВ......

82


Плаксина Л. А.

Организация образовательного процесса в старшей школе в условиях реализации индивидуальных учебных планов обучающихся................................


85


Попова Л. Н.

Психологическое сопровождение младших школьников по сохранению психологического здоровья........................................................................................


89


Поспелова Е. А.

Арт-терапия как средство формирования эмоциональной устойчивости личности подростка....................................................................................................


93


Прокофьева Т. В.

Возможности большой психологической игры в работе с педагогами..................



95


Рекунова Н. Ю.

Путь к здоровью ребенка лежит через семью..........................................................

99


Семенова Н. Г.

Влияние образовательной среды Самарского социально-педагогического колледжа на повышение учебной мотивации обучающихся..................................


102


Сечкина О. К., Набережных Е. В.

Внутренняя позиция школьника как показатель сформированности интегративного качества «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности» у старших дошкольников...................................................

106


Скалина Е. М.

Решение задач образовательной области «Социализация» в рамках Центра личностного общения.................................................................................................


109



Сучкова Е. М.

Социально-педагогические технологии в профилактической работе...................


113


Томилова О. В.

Проблема застенчивости в дошкольном возрасте..................................................

117


Тукфеева Ю. В.

Самооценка в младшем школьном возрасте как фактор психологического здоровья учащихся.....................................................................................................




120


Усова Е. А.

Роль практики взаимодействия агентов образовательного процесса в развитии инклюзивного образования........................................................................................


125


Фадеева М. П.

День психологии как средство оптимизации взаимоотношений в системе «педагог – ученик»......................................................................................................


129


Ханова А. М., Кретова В. В.

Условия успешного психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья...........................................................................................


132


Четкова Т. В.

Проект в рамках внеурочной деятельности «И в миру, и в ладу» как метод формирования гражданской идентичности..............................................................


135


Швырина Г. В.

Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в дистанционной образовательной практике..............................................................


139


Щаева И. В.

Создание благоприятного микроклимата в детском саду через организацию образовательной среды.............................................................................................


143


Яхина Р. Р., Бубнова Ю. В.

Исследование особенностей динамики интеллектуального развития учащихся, участвующих и не участвующих в программе «Шахматный всеобуч»...................

146



Введение
12–13 ноября 2011 года Государственным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов – центр повышения квалификации «Региональный социопсихологический центр» при поддержке Министерства образования и науки Самарской области была проведена ежегодная Поволжская научно-практическая конференция «Образование и психологическое здоровье».

В числе наиболее дискуссионных тем обсуждались состояние, проблемы и перспективы развития психологической службы. Были проанализированы задачи психологической службы по обеспечению психологического здоровья учащихся в условиях реформирования образования, основные направления деятельности ППМС-центров, концептуальные основы развития психологической службы на современном этапе.

Вопросы, обсуждаемые на конференции, в большей степени были сконцентрированы вокруг проблем формирования универсальных учебных действий в образовательных учреждениях в рамках ФГОС НОО, гуманизации образовательного пространства, создания условий для развития интегрированного образования, диагностики и профилактики наркозависимости у детей. Наряду с этим освещались вопросы детско-родительских отношений, развития детей с ограниченными возможностями, художественно-эстетического воспитания и его влияния на личностное развитие, формирования развивающей образовательной среды в дошкольных образовательных учреждениях, другие не менее важные и актуальные проблемы.

Продолжилось профессиональное обсуждение актуальных проблем в области обеспечения психологического сопровождения образования, привлечения внимания научного и образовательного сообщества к психологической составляющей проблемы здоровья всех участников образовательного процесса, повышения уровня профессиональной педагогической деятельности специалистов, работающих в области образования.

Участниками конференции стали руководители, педагоги-психологи, социальные педагоги общеобразовательных школ, гимназий, общеобразовательных и профессиональных лицеев, колледжей и других средних общеобразовательных, начальных и средних профессиональных учебных заведений, преподаватели и научные сотрудники вузов, руководители органов управления образованием.

В настоящий сборник включены научные статьи и доклады участников конференции, отражающие уникальный практический опыт работы психологических и социально-педагогических служб в системе образования.

Многие из материалов являются описанием авторских программ, которые были апробированы и в настоящее время успешно реализуются в образовательных учреждениях Самарской области.

Сборник адресован педагогам, психологам, студентам профильных вузов, всем тем, кто интересуется состоянием современного образования.


Оргкомитет конференции


Рестандартизация фигурной формы А

«Теста творческого мышления П. Торренса – ТТСТ»


Баранова О. О.,

научный сотрудник Регионального социопсихологического центра

Флоренко Е. Ю.,

научный сотрудник Регионального социопсихологического центра

Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость ориентации образования не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие их личностных способностей, таких как самостоятельность, конкурентоспособность, мобильность и творческое мышление. В связи с этим остро встал вопрос подбора психодиагностического инструментария, направленного на измерения творческого (креативного) мышления. Одним из самых известных в мировой психологической практике является Тест оценки творческого мышления П. Торренса.

Для изучения творческого мышления учащихся Самарской области специалистами лаборатории практической психологии в системе образования ГОУ ДПО «Региональный социопсихологический центр» был отобран «Тест творческого мышления П. Торренса – ТТСТ» (фигурная форма) в адаптации и апробации сотрудников Общесоюзного центра «Творческая одаренность» НИИ ОПП АПН СССР Н.Б. Шумаковой, Е.И. Щеблановой, Н.П. Щербо, под руководством профессора А.М. Матюшкина в 1990г. (далее  группа авторов).

Тест Торренса предназначен для использования в следующих целях:



  • исследование развития одаренности учащихся;

  • индивидуализация обучения в соответствии с потребностями одаренных детей и его организация в особых формах: экспериментировании, самостоятельных исследованиях, дискуссиях;

  • разработка коррекционных и психотерапевтических программ для одаренных детей, имеющих проблемы с обучением;

  • оценка эффективности программ и способов обучения, учебных материалов и пособий: тесты позволяют следить за изменениями самих способностей, а не только за конечными результатами обучения;

  • поиск и выявление детей со скрытым творческим потенциалом, не обнаруживаемым другими методами.

Данная методика широко используется нами в пакете методик для оценки эффективности внедрения программы «Шахматный всеобуч». Тестом творческого мышления П. Торренса в период с 2010 по 2012 год было обследовано 1600 учащихся начальных классов Самарской области. В ходе обработки фигурной формы теста возник ряд противоречий, связанных с несовершенством процедуры оценивания. Дело в том, что адаптация и апробация фигурной формы теста проводилась на 500 учащихся средних школ (в возрасте от 6 до 17 лет) в 1988 году. Столь широкий возрастной диапазон, на наш взгляд, не дает полной картины развития креативности ребенка, так как не учитывает его возрастные особенности, и не дает представлений, насколько оригинально выполнено то или иное задание. В связи с активным развитием научно-технического прогресса сегодня в нашу повседневную жизнь повсеместно вошли понятия, которые были совершенно незнакомы школьникам тех годов. Недоработанным являлся, на наш взгляд, также и тот факт, что одни и те же категории в разных заданиях имели разную нумерацию, что затрудняло оценку показателей гибкости по всему тесту и осложняло процесс обработки. В связи с этим возник вопрос о необходимости рестандартизации теста с учетом возрастных категорий.

В 2011  2012 учебном году нами начата работа по обработке данных фигурной формы А, выполненной учащимися 1-х классов Самарской области, выборка составила 576 человек. Результаты выполнения каждого задания заносились в разработанные таблицы. Обработка по каждому заданию проводилась методом контент-анализа, на основе полученных данных был выделен ряд категорий, некоторые отличаются от предложенных группой авторов в 1990г. Объединение в категории производилось с учетом видовых и смысловых направленностей. Результаты, полученные нами, представлены ниже.



Задание 1 «Нарисуй картинку»  оригинальный тест на использование определенного элемента в качестве отправной точки для создания картинки. Этот элемент представляет собой цветное пятно, форма которого напоминает довольно обычные предметы (овал). Художественный уровень рисунков в тестах не оценивается, самое важное  идея.

При обработке используется шкала от 0 – 5 баллов, согласно частоте встречаемости одинаковых ответов. Ответы, встречающиеся в 5% и более случаев, получают 0 баллов, в 4-4,99%  1 балл, 3-3,99%  2 балла, 2-2,99%  3 балла, 1-1,99%  4 балла. Все другие ответы оцениваются 5 баллами.



0 баллов: человек; цветок; колобок; солнце.

У группы авторов самыми часто встречаемыми ответами были: капля, слеза; цветок; курица, петух, цыпленок; яйцо. Совпадение в данной категории наблюдается только в ответе «цветок».



2 балла: девочка, женщина; кот, кошка; воздушный шар;

У группы авторов: лицо человека; жук, паук, муравей; человек; шары.



3 балла: заяц, кролик; яйцо

У группы авторов: космический корабль; нос; остров; ракета; яйцеголовое существо.



4 балла: колесо; черепаха; Чебурашка; мальчик, мужчина; робот; снеговик.

У группы авторов: гном, лесовик; девочка, женщина; заяц, кролик; кошка, кот; метеорит; морда животного; мышь, крыса; НЛО; облако, туча; поле; птица; рыба; солнце; собака.

Ответов, попавших в диапазон от 3-3,99%, получено не было.

Задание 2 «Незавершенные фигуры» сконструировано автором из нескольких других тестов. Из гештальтпсихологии известно, что незаконченные фигуры вызывают стремление завершить их простейшим способом. Поэтому, чтобы создать оригинальный ответ необходимо противодействовать этому стремлению. Все десять фигур различаются между собой, но навязывают определенные устойчивые образы.

При обработке используется шкала от 0 – 2 баллов, согласно частоте встречаемости одинаковых ответов. Ответы, встречающиеся в 5% и более случаев, получают 0 баллов, в 2-4,99%  1 балл. Остальные ответы оцениваются 2 баллами.

Фигура 1

0 баллов: символы (сердце); оптика (очки); птицы

У группы авторов: лицо, голова человека; очки (глаза); птицы.



1 балл: природные явления (облако); человек (губы, голова, глаза); вода (волна).

У группы авторов: волна; животное; кот, кошка; облако, туча; сверхъестественные существа; сердце; собака; сова; мужчина; яблоко.

Фигура 2

0 баллов: деревья (дерево, ветка); буква Ж;

У группы авторов: дерево и его детали; рогатка.



1 балл: Оружие (рогатка); деревья (ель, елка); следы птиц.

У группы авторов: аэроплан, самолет; дом, строение; следы животных; знак, символ, указатель; цветок.

Фигура 3

0 баллов: звуковые магнитные волны

У группы авторов: лицо человека; парусный корабль, лодка; фрукты, ягоды.



1 балл: небесные тела (луна); геометрические фигуры (круг); рыба; наземный транспорт (колесо); ОГФ (банан).

У группы авторов: воздушные шарики; дерево и его детали; животное и его морда; звуковые волны; лук и стрелы; луна, санки, цветы.

Фигура 4

0 баллов: вода (волна); животные (улитка)

У группы авторов: волны, море; змея; лицо человека



1 балл: оптика (очки); животные (змея); человек (усы).

У группы авторов: кот, кошка; кресло, стул; ложка, половник; мышь, насекомое; очки; птица; сверхъестественные существа; червяк.

Фигура 5

0 баллов: водный транспорт (корабль); рожица, смайлик; человек (голова, рот)

У группы авторов: корабль, лодка; лицо человека; зонт.



1 балл: геометрические фигуры (круг); яйцо; посуда (тарелка).

У группы авторов: ваза, чаша; водоем, озеро; губы, рот; корзина, таз; лимон; овраг, яма; яблоко; яйцо.

Фигура 6

0 баллов: деревья (ель, елка); наземный транспорт (автомобиль); лестница; природные явления (гроза, молния)

У группы авторов: лестница, ступени; лицо человека.

Все остальные варианты – 2 балла.

Фигура 7


0 баллов: ключ; наземный транспорт (автомобиль)

У группы авторов: автомашина, ключ.



1 балл: Инструменты (молоток); оптика (очки)

У группы авторов: ковш, черпак; лицо человека; ложка; половник; очки; самокат; серп;

Фигура 8

0 баллов: человек из палочек

У группы авторов: лицо человека, голова и тело человека



1 балл: буква У

У группы авторов: девочка, женщина; дерево; книга; корабль, лодка; ракета.

Фигура 9

0 баллов: буква М; Географические объекты (гора, вулкан)

У авторов: горы, холмы; животное и его уши; символ «М».



1 балл: человек (рот); вода (волны, море); строения (дом); животные (кот, кошка, лиса)

У группы авторов: верблюд; волк; кот, кошка; собака; лиса; лицо человека; фигура человека.

Фигура 10

0 баллов: деревья (ель, елка)

У группы авторов: дерево, ель, сучья; лицо человека



1 балл: птица; цифра 1; человек; птицы (утка); человек (голова)

У группы авторов: Буратино; гусь, утка; девочка; лиса; птица; сверхъестественные существа; цифры; фигура человека.

Задание 3 «Повторяющиеся фигуры» сходно с предыдущим, но стимульный материал представляет собой одни и те же фигуры, поэтому испытуемый постоянно должен преодолевать ригидность мышления и выдвигать разнообразные идеи.

Ответы, встречающиеся в 5% и более случаев, получают 0 баллов, в 3-4,99%  1 балл, в 1-2,99%  2 балла. Все остальные ответы получают по 3 балла.



0 баллов: дерево; строения (дом); буквы

Стоит отметить, что данные ответы набрали 0 баллов по оригинальности так же, как и в методичке 1990г. Несмотря на это, количество ответов, приравненных к 0 баллам в 1990г., было значительно больше, что может свидетельствовать о большей креативности современных первоклассников.



1 балл: космос (ракета)

2 балла: мебель (шкаф); человек; геометрические фигуры (прямоугольник); пища (конфета); строения (труба, дверь); деревья (ель, елка); строения и части строений (окно); дороги и дорожные системы (дорога, светофор); ОГФ (гриб); канцтовары (карандаш); лестница.

Так как данная работа не закончена, номера категориям временно не присвоены. В дальнейшем мы планируем провести исследование ответов учащихся 2  3-х классов (по форме А) и 2  4-х классов (по форме Б). После проведения этой работы будут сделаны окончательные выводы и доработаны названия и номера категорий. Впоследствии мы планируем выпустить новые методические рекомендации по работе с данным тестом.


Литература

  1. Фигурная форма А «Теста творческого мышления П. Торренса – ТТСТ»: Методические рекомендации по работе с тестом (для школьных психологов).  М.: НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, 1990.



Подготовка детей к школе в свете новых

образовательных стандартов


Бескровная Л. В.,

заведующий детского сада № 175 «Полянка» АНО ДО «Планета детства "Лада" г.о. Тольятти

Платонова Л. В.,

педагог-психолог детского сада № 175 «Полянка» АНО ДО «Планета детства "Лада" г.о. Тольятти

На современном этапе совершенствования отечественной образовательной системы актуальным является вопрос о реальной преемственности ее отдельных областей, в частности дошкольного и начального образования.

Сегодня необходимым условием успешного обучения ребенка в начальной школе является сформированность у него универсальных учебных действий (УУД), т. е. общих учебных умений – личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. В Программе развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования представлены возрастно-специфические формы развития УУД на предшкольном этапе [2].

Готовность ребенка включиться в школьную жизнь и полноценно осуществлять учебную деятельность всегда рассматривалась специалистами как комплекс физических, интеллектуальных, личностных и коммуникативных составляющих. Формирование предпосылок универсальных учебных действий уже на этапе перехода в начальную школу предполагает, что в школу придет активный, любознательный, эмоционально отзывчивый, творческий, умеющий сотрудничать со взрослыми и сверстниками и управлять своим поведением ребенок [4]. Ребенок, который полноценно и активно использовал все возможности возрастной ведущей деятельности (игровой) и готов плавно перейти к освоению новой развивающей деятельности.

Однако на практике «ребенок учащийся» иногда задолго до школы сменяет «ребенка играющего». На фоне форсированной подготовки к школе «вместо предпосылок учебной деятельности у дошкольников пытаются сформировать ее элементы» [2].

Для повышения эффективности формирования предпосылок учебной деятельности в д/с №175 г.о. Тольятти был разработан комплекс коррекционно-развивающих занятий по психологическому сопровождению старших дошкольников, нацеленный на интеллектуальное и личностное развитие с учетом индивидуальных особенностей детей. В ходе занятий нами решались следующие задачи: укрепление нервно-психического здоровья ребенка, развитие произвольности поведения и деятельности, стимуляция интеллектуальных процессов, развитие навыков сотрудничества и работы со сверстниками.

В противовес искусственному ускорению темпов возрастного развития и обучению конкретным приемам учебной деятельности в данном комплексе занятий сделан акцент на развитие базовых психофизиологических функций и поддержку личностно-эмоционального развития ребенка.

Под психофизиологическими функциями в теории деятельности понимается физиологическое обеспечение психических процессов. К ним относятся сенсорные, мнемические, моторные функции. Они составляют органический фундамент процессов деятельности [1].

Для формирования учебной деятельности важно развитие следующих составляющих психических функций: фонематического слуха, пространственной, количественной и временной ориентации, координации в системе «глаз  рука», слухоречевой и зрительной памяти, внимания и образного восприятия. Необходимо, чтобы психофизиологические функции были своевременно сформированы до начала систематического обучения в школе.

Однако по результатам социопсихологического мониторинга, проводимого в детском саду № 175 г.о. Тольятти на протяжении последних трех лет, около 30% детей в возрасте 6  7 лет имеют те или иные проблемы в формировании базовых функций. Недостаточно сформированные в дошкольном детстве составляющие психических функций остаются вне внимания родителей и педагогов на этапе предшколы и остро проявляются в среднем звене школьного обучения, когда заметно увеличивается темп обучения.

Для развития психофизиологических функций на наших занятиях вводятся кинезиологические, сенсомоторные, нейропсихологичские упражнения (А.Л. Сиротюк, Л.А. Григорович, О.А. Семеновой, П. Деннисона). Для психопрофилактики эмоционально-личностных проблем в адаптационном к школе периоде, в целях формирования мотивационной готовности используются приемы и методы, способствующие снятию эмоционально-мышечного напряжения, укреплению самооценки, умению взаимодействовать с детьми и взрослыми. Это различные арт- и сказко-терапевтические задания, эмоционально-экспрессивные игры, релаксационные техники (О. Хухлаева, А. Захаров, Л. Костина, Г. Монина и др.).

В структуру занятия включены три этапа

1. Введение в занятие.

Цель данного этапа – создать положительный настрой на занятие, ситуацию личностной безопасности и стабильности. Для этого обязательно вводится ритуал начала и конца занятия, включаются игры на сплочение группы.

2. Основная часть.

Содержание работы на данном этапе включает два направления:

1) развивающее  развитие познавательных процессов;

2) психопрофилактическое – профилактика эмоционально-личностных проблем.

Обязательными элементами являются упражнения по сенсомоторному развитию (А. Л. Сиротюк), кинезиологические упражнения (П. Деннисон).

3. Завершение занятия.

Этот этап необходим для подведения итогов занятия, для создания мотивации к следующей встречи. Важным элементом является рефлексивный анализ детей: «Что сегодня мне удалось лучше всего?», «За что я могу похвалить себя?».

Предлагаем вниманию конспект одного из занятий. Тема занятия  «Чувствую, вижу, запоминаю». Цель занятия является стимуляция когнитивных процессов  тактильного восприятия и зрительной памяти, активизация эмоционального тонуса. Форма работы – подгрупповая. Методы и техники – кинезиологические упражнения, беседа, развивающие игры, психотерапевтические упражнения.

Содержание занятия.

1. Вводная часть. Участники рассаживаются по кругу. Психолог приветствует детей и предлагает поздороваться необычными способами, которые придумают сами ребята. Дети сочиняют варианты приветствия (коленочками, спинками и т.п.) и здороваются. Проводится традиционный ритуал приветствия: дети берутся за руки, образовывая круг, и вместе произносят: «Всем, всем добрый день!»

2. Основная часть. Проводится комплекс кинезиологических упражнений («гимнастика для мозга»): пальчиковые игры и упражнение «Перекрестные шаги» [2, с.  11]. В занятие включены игры на развитие тактильной чувствительности «Чудесный мешочек» и на развитие зрительной памяти – «Индейская игра» (М. Рузина). Предметы, которые дети будут угадывать на ощупь, выкладываются на стол и накрываются платком. Выбирается водящий, который должен запомнить предметы и ответить на вопросы ведущего. Например: «Какой предмет самый большой? Какой предмет может оставлять след?». Остальные участники должны хранить молчание и следить за ответами, жестами одобряя или не одобряя их.

Психопрофилактическим целям служит игра «Пятнашки» (одна из игр «комплекса пяти игр» А. Захарова). Игра направлена на активизацию эмоционального тонуса, помогает нерешительным и неуверенным детям изживать страх неожиданного тактильного воздействия. В комнате расставляются в беспорядке стулья, чтобы между ними можно было пробежать. Вводится ряд правил: не касаться стульев, не протягивать через них руку, не садиться на них. Введение правил помогает организовывать и направлять активность детей. Игра продолжается 1015 минут.

3. Заключительная часть проходит в форме свободной беседы. Психолог обсуждает с детьми, что им понравилось на занятии, что удавалось каждому участнику лучше всего, за что его сегодня можно похвалить. Завершается встреча традиционным ритуалом прощания: «Всем, всем до свидания!»

Предложенный вариант психологического сопровождения на предшкольном этапе посредством вариативности различных техник и методик позволяет создавать для каждого ребенка, как проблемные ситуации, так и ситуации успеха. Все это, на наш взгляд, способствует формированию универсальных предпосылок, обеспечивающих «готовность и способность ребенка к овладению компетентностью «уметь учиться» [2].


Литература

  1. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность.  М., 1982.

  2. Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования. Электронный ресурс // Федеральный государственный образовательный стандарт: сайт. URL: http:// http://www.standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=452. (дата обращения: 30.10.2011).

  3. Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: практическое пособие / А. Л. Сиротюк.  М., 2009.

  4. Успех. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. О. Березина и др.  М.: Просвещение, 2011.



Роль педагога-психолога в разработке и реализации

программы формирования культуры здорового и

безопасного образа жизни


Бочкова В. В.,

начальник отдела психолого-педагогического сопровождения

Регионального социопсихологического центра

Мишенью моей публикации является развенчание тревог психологов по поводу их места и роли в рамках стандартов, а если уж быть более точной – роли в процессе разработки и реализации Программы формирования здорового и безопасного образа жизни. В статье я дам ряд пояснений отдельных пунктов и положений примерной основной образовательной программы 1. с.152-158, которые и помогут вам, уважаемые коллеги, лучше понять данные аспекты.

Итак, начнем с ответа на вопрос о том, что подразумевает собой «Программа формирования здорового и безопасного образа жизни» (далее Программа ЗОЖ)? Программа ЗОЖ  это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.

При составлении Программы ЗОЖ специалисту, в идеале, необходимо учитывать следующие параметры:



  1. неблагоприятные социальные, экономические, экологические условия;

  2. факторы риска в ОУ;

  3. активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

  4. особенности отношения обучающихся к своему здоровью;

  5. чувствительность к воздействиям при одновременной к ним «инертности».

Ничего нового для педагога-психолога здесь нет – большинство вышеперечисленных параметров психолог системы образования знает и учитывает при создании/подборе профессиональной программы под конкретную проблему и задачу.

Результатами-эффектами реализации Программы формирования здорового и безопасного образа жизни должны стать:



  1. развитые у ребенка способности понимать свое физическое и психологическое состояние;

  2. рациональная организация режима дня, двигательной активности и т. д.

Однако одни лишь знания основ здорового образа жизни, и я хочу это особо подчеркнуть, не гарантируют их использования, если они не станут необходимым условием ежедневной жизни ребенка в семье и школе. А это предполагает уже некую комплексность и системность в работе психолога.

Задачами Программы ЗОЖ являются:



  • формирование представлений о позитивных факторах, влияющих на здоровье (психологический аспект);

  • обучение учеников осознано выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;

  • представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье;

  • обучение элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

  • формирование навыков позитивного коммуникативного общения;

  • формирование представлений об основных компонентах культуры здоровья (психологический аспект) и здорового образа жизни (опять же  психологический аспект).

Я не случайно сделала акценты в задачах именно на психологическом аспекте. Хочу обратить внимание читателя на то, что психологам не следует заниматься вопросами общего плана. Специалисту важно брать на себя только сугубо психологические направления, то есть то, что никто кроме него не сможет профессионально, качественно и результативно выполнить.

Следующий немаловажный момент – ответ на вопрос: «Каким образом (посредством чего) психолог формирует установки на ЗОЖ?» Установки на здоровый образ жизни формируются посредством реализации таких направлений деятельности, как: консультирование, просвещение, профилактика, диагностика, проектирование, коррекция, развитие (мишень  участники образовательного процесса). Инструменты работы педагога-психолога с участниками образовательного процесса обширны и разнообразны  это игры, уроки, тренинги, круглые столы, семинары, гостиные, акции, дни и недели психологии, стендовая работа, лектории, интерактивные родительские собрания, различные клубы и многое другое.

Полагаю, для каждого специалиста очевиден тот факт, что любая работа дает свои результаты лишь в комплексном и системном ее проявлении. Поэтому сейчас целесообразно будет коснуться вопросов комплексности и системности в создании и реализации программы формирования ЗОЖ.

Системная работа на ступени начального общего образования по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни представлена в виде следующих 5 взаимосвязанных блоков:



  • 1-й блок  создание здоровьесберегающей инфраструктуры;

  • 2-й блок  рациональная организация учебной и внеучебной деятельности;

  • 3-й блок  эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы;

  • 4-й блок  реализация образовательной программы;

  • 5-й блок  просветительская работа с участниками образовательного процесса.

Раскроем чуть подробнее каждый из этих блоков, указав ответственных, место и роль в каждом из них педагога-психолога.

Блок 1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры.



  • В рамках данного блока место психолога прописано в п.6 Стандарта: «…наличие необходимого (в расчете на количество обучающихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (…. психологи…)» 1. с.156.

Речь здесь идет о том, что в каждом образовательном учреждении должен быть психолог, у него должен быть хорошо оборудованный изолированный кабинет для качественной реализации профессиональной деятельности.

Ответственность и контроль за реализацию данного блока возлагается на администрацию конкретного ОУ.

Важно помнить, что при создании здоровой инфраструктуры в образовательном учреждении результативностью такого образовательного пространства будут положительные изменения в чувствах, эмоциях, мышлении, практической деятельности участников образовательного процесса, их комфортное состояние в образовательном пространстве.

Безусловно, на формирование интегративного результата (создание комфортной развивающей образовательной среды) работают все участники образовательного процесса, не только педагог-психолог. Но от качества конкретно психологической деятельности в рамках сопровождения внедрения ФГОС НОО зависит очень многое.

Блок 2. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности



  • В рамках данного блока место психолога прописано в п.5: «…индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития ученика: темпа развития и темпа деятельности..» 1. с.157 – данная информация обеспечивается педагогом-психологом (диагностическое обследование первоклассников на этапе их поступления в школу  сформированность универсальных учебных действий детей), «..работа по индивидуальным программа начального общего образования..» (программы для детей составляются с учетом предоставленных психологических данных).

Эффективность реализации данного блока зависит как от каждого конкретного педагога, так и от качественной психологической диагностики учеников, качественного анализа, качественного и своевременного предоставления полученных данных педагогам.

Если до этого мы с вами говорили больше об опосредованном участии психолога в системе реализации программы, то в рамках 4-го и 5-го блоков реализуется, собственно говоря, активная непосредственная, превалирующая роль данного специалиста:

Блок 4. Реализация дополнительных образовательных программ.


  • В рамках данного блока место психолога проявляется наиболее полно. Указание в п.1: «..внедрение в систему работы ОУ программ, направленных на формирование ценности здоровья (психологический аспект) и здорового образа жизни (психологический аспект), в качестве отдельных образовательных модулей..» 1. с.157-158. В данном случае речь идет о проведении профилактических, развивающих и коррекционных программ по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни. Указание в п.2 «..проведение дней здоровья…» (можно реализовать через день/неделю психологии, соответствующей тематической направленности). Ответственность за эффективность реализации данного блока возлагается на каждого конкретного специалиста, реализующего программу (в нашем случае – на педагога-психолога).

Блок 5. Просветительская работа с участниками образовательного процесса.

  • В рамках данного блока место психолога также проявляется достаточно масштабно: указание в п.1. «... лекции, семинары, круглые столы, консультации... соответствующей тематики» 1. с.158.

Ответственность за эффективность реализации данного блока возлагается на каждого конкретного специалиста, реализующего цикл мероприятий (в нашем случае – на педагога-психолога).

Итак, как вы видите, ничего сложного, кардинально нового от педагога-психолога не требуется – все это специалист данного профиля умеет делать и делает постоянно. Единственное требование: качественное, своевременное и результативное осуществление своей профессиональной деятельности со всеми участниками образовательного процесса.


Литература

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].— М.: Просвещение, 2010. — 191 с.

Материалы

  1. Бочкова В. В. Роль педагога-психолога в разработке и реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни: Материалы выступления на августовской научно-практической конференции «Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в Самарской области» (23.08.2011г.).  Самара, 2011.

  2. О результатах выполнения государственного задания Министерства образования и науки Самарской области: сводные статистические и аналитические отчеты (2009  2011 г.г.) Государственному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов – центру повышения квалификации «Региональному социопсихологическому центру» / Отдел психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса образовательных учреждений Комсомольского и Центрального районов г.о. Тольятти ГОУ ДПО «Региональный социопсихологический центр»; рук. В. В. Бочкова.  Тольятти, 2011.



Язык моего тела


Гафурова Н. А.,

педагог-психолог Регионального социопсихологического центра

Педагогика – это труд не только творческий, но и тяжелый, ответственный. Учитель воспитывает своей личностью, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру. Педагог, всегда ощущающий себя на острие общественных проблем, осуществляет важнейшую социальную функцию, обеспечивает связь времен и преемственность поколений. Это мыслитель, ощущающий всю полноту возложенной на него ответственности за судьбу ученика, за его духовное, интеллектуальное и физическое здоровье, за будущее своей страны и всего мира, всей человеческой цивилизации. И сегодня, в меняющемся мире профессий, педагог сильно подвержен стрессам, негативным воздействиям со стороны руководства, родителей, учащихся. Быстрый ритм жизни, большой объем работы часто не позволяют ему остановиться и осознать свои эмоции, переживания, чувства. Все негативное ложится тяжелым грузом на его плечах. В свою очередь тело, чувствуя воздействия неблагоприятных факторов жизни, подает сигналы в виде ощущений, на которые занятый человек часто не обращает внимания.

С целью осознания своих внутренних зажимов через телесные ощущения был организован мастер–класс для педагогов-психологов, по результатам которого сделан вывод об его эффективности. Участникам мастер-класса удалось осознать неприятные (колющие, режущие, ноющие, тянущие) ощущения в теле и, проработав их, обрести чувство легкости.

Главной особенностью мастер-класса является сборность используемых методов и методик, таких как: техники релаксации, визуализации, работа с голосом, танцевально-двигательная и телесно-ориентированная терапия. Используемые совместно методы способствуют разностороннему воздействию на человека через различные каналы восприятия.

Релаксация направлена на расслабление тела. Глубокое расслабление тела не только снимает физическое напряжение и позволяет уменьшить скованность мышц, но и, воздействуя на внутреннее напряжение, повышает осознанность своего тела и своего состояния.

Техники визуализации помогают найти и осознать внутренние зажимы, проработать их на уровне воображения, взаимодействуя с собственным образом [1].

Вместе с упражнениями релаксации и визуализации проходит работа с голосом. Часто внутренняя проблема, невысказанность чувств, обида, неспособность справиться с навалившимися проблемами или сильная утомляемость сопровождается голосовыми зажимами (болью в горле, ощущением «кома» в горле, частыми болезнями). Очень важно проработать возникший образ внутреннего ощущения голосом. Есть звуки, которые оказывают воздействие на различные органы. Поэтому образ, возникший в ходе визуализации, необходимо пространственно классифицировать. Например, неприятные ощущения в голове необходимо устранять звуком «и–и–и», так как именно этот звук вызывает малейшие колебания в голове и способствует устранению болезненных ощущений. Неприятные ощущения в области груди можно прорабатывать звуком «о–о–о», так как это вызывает колебания в средней части груди, которые «очищают» тело от негативных переживаний. В конце упражнения важно, чтобы каждый участник освободился от неприятных ощущений, а голос приобрел следующие характеристики: приятный, вибрирующий, спокойный, низкого тембра, теплый, мелодичный, уверенный, выразительный, естественный, звучный. Голос должен разливаться по всему телу, это создаст ощущение уверенности, силы и легкости.

После этого можно начинать активную работу, а именно, терапию, которая объединяет в себе работу с телом, движениями и эмоциями – танцедвигательную терапию. Выдающийся австрийский психоаналитик и мыслитель, основатель телесно-ориентированной психотерапии Вильгельм Райх полагал, что каждое проявление характера человека выражается в его теле в виде мышечной ригидности и зажимов. Человек, освободившись с помощью специальных физических упражнений от мышечного панциря, познает свое тело, осознает свои внутренние побуждения и принимает их. Это ведет к развитию в человеке способности к саморегуляции и гармоничной жизни в соответствии с его глубинными стремлениями и чувствами, иначе говоря, к физическому и психологическому росту [2].

Основная задача танцедвигательной терапии – снятие внутренних барьеров, обретение чувствования и осознанности собственного «Я», открытое самовыражение. После танцевальных упражнений человек готов на открытое взаимодействие с другим человеком через прикосновение. Прикосновение – это один из основных языков мышц, нервов, кожи, формирующий пространство любви, поддержки и заботы. В области такого пространства создается зона интенсивности, повышающая осознанное психическое внимание. Прикосновения помогают лучше ощущать свое тело, соприкоснуться с глубокими и истинными чувствами, с внутренними ресурсами здоровья и развития. Искусство прикасаться и принимать прикосновения – это путь к контакту с «внутренним ребенком», к расширению возможностей телесно-чувственного осознавания себя и мира, к углублению чувства «Я» [3].

Работа с ощущениями через прикосновение – это форма движения в дуэте. Два человека двигаются вместе, в соприкосновении, поддерживая спонтанный телесный, физический диалог через кинестетические чувственные сигналы распределения веса и инерции. Тело, по мере осознавания ощущений инерции, веса и баланса, учится расслабляться, освобождаться от излишка мышечного напряжения и отказываться от некоторого количества намерений и волевых установок для того чтобы не противоречить естественному ходу вещей, находиться «в потоке». Подружиться, помогать силам инерции и гравитации – значит обнаружить, открыть истинное «Я», истинное существование, раскрывая природу истинного общения.

Главное в этом упражнении – постоянное усилие концентрации на физических, телесных ощущениях момента изменения веса, равновесия и неподвижности.

Совершенно неважно знать, какие физические ощущения испытывает тело, важно знать только, как постоянно держать фокус на своих ощущениях. Сила и частота этого усилия концентрации становятся стимулом здорового взаимодействия с другим человеком в танце.

Расслабление тела и погружение в свои ощущения помогают осознать причины своего состояния, лучше ощущать свое тело, свое «Я», соприкоснуться с глубокими и истинными чувствами, с собственными проблемами и зажимами.

Концентрация на одном прикосновении, площадью не более 1 см², увеличивает силу ощущения в несколько раз, это помогает реализовать блокированную эмоциональную энергию, обнаружить истинные истоки наболевших проблем, получить доступ к глубинным уровням бессознательного. Человек может встретиться с проблемой ответственности, доверия, страха, тревоги, боязнью открытого самовыражения, непринятия или любой другой, вызывающей доминирующую эмоциональную реакцию.

По окончанию работы с телом обязательно появится ощущение легкости, как после хорошего отдыха, расслабленности мышц, уверенности в себе, повысится самопринятие и осознанность своего «Я».

Необходимо заметить, что подобная работа может проводиться с взрослыми и подростками старше 17-ти лет, так как в более раннем подростковом возрасте отношение к телу является настолько волнующим и сильным фактором жизни, часто не удовлетворяющим желанию подростка, что снять телесную скованность и внутренние зажимы возможно только в ходе индивидуальной работы.


Литература
  1. скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Образование и психологическое здоровье Сборник Научных статей и докладов участников ежегодной научно-практической конференции
2281,01kb.
Конкурсы, образовательные программы, конференции мероприятие
164,24kb.
Кандидат педагогических наук, доцент Н. В. Третьякова отв ред
6058,18kb.
Международная научно-практическая конференция
15,77kb.
Сборник научных статей Чебоксары 2011 ббк 74. 202 Т 65
2172,03kb.
Заседание II международной научно-практической интернет-конференции «диалог этнокультурных миров в евразийском историческом процессе»
58,68kb.
Инструкция по оформлению статей, представляемых в сборник лауреатов республиканского конкурса научных работ студентов
69,26kb.
Публикация: Социальные технологии в сфере культуры и досуга. Опыт. Проблемы. Инновации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Тамбов: Изд-во Тамб ун-та, 2001. – С. 112-115 Эскапизм в ситуационно-ролевой игре
64,61kb.
Программа Межвузовской научно-практической конференции
72,64kb.
Аналитическая справка о проведении первой районной научно-практической конференции школьников "Эврика"
163,49kb.
А. В. Немчинова
91,63kb.
Рабочая тетрадь «Учимся познавать родной край» как средство обучения и воспитания младших школьников на уроках по региональному курсу «Азбука Смоленского края»
100,08kb.