minevi.ru
страница 1
скачать файл
Предпринимательство, спонсорство, меценатство

Предпринимательством (предпринимательской деятельностью) считается самостоятельная, инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия),

Предпринимательство — достаточно специфический вид человеческой деятельности, которому присущи такие характерные черты, как коммерческая направленность, риск, имущественная ответственность, самостоятельность в принятии решений, нацеленность на получение конкретного результата, умение начинать и вести собственное дело.

Наиболее существенной чертой предпринимательства является направленность на получение прибыли (дохода). Без нее предпринимательство не может существовать. К предпринимательству могут относиться любые, не запрещенные виды деятельности, осуществляемые как физическими, так и юридическими лицами.



Спонсорство – это целевые субсидии для достижения взаимовыгодных целей, т.е. взаимовыгодное сотрудничество, реализация совместных проектов. Спонсорская поддержка оформляется договором, содержащим взаимные обязательства сторон.

Патронаж – покровительство не только финансовое, но и организационное, оказываемое на стабильной и долговременной основе.

Благотворительность, являясь проявлением филантропии, не предполагает каких-либо финансовых и прочих обязательств со стороны получающих поддержку.



Меценатство – это благотворительность в сфере искусства. Меценаты – преимущественно частные лица, которые жертвуют часть своего личного состояния на искусство. История меценатства насчитывает ни одну сотню лет. Не случайно ХІХ в. в России был назван «золотым веком» благотворительности. К сожалению, современное благотворительное движение пока не обладает тем личностным потенциалом, который был характерен отечественному меценатству. Сегодня стоит задача возродить эту традицию, когда состоятельные граждане безвозмездно жертвуют средства на культуру и искусство.

Наиболее распространенным источником финансирования сферы культуры являются средства спонсоров, которым взамен предоставляется пакет рекламных услуг.

К подобным рекламным услугам относятся:


  • указание спонсора в титрах ТВ-программы, посвященной данному проекту (по согласованию с телекомпанией);

  • показ рекламного ролика спонсора внутри программы (по согласованию с телекомпанией);

  • указание спонсора (торговой марки, логотипа) в афишах, растяжках, флайерсах, мини-постерах и др. видах печатной продукции;

  • рекламные щиты в месте проведения мероприятия;

  • объявление ведущего со сцены;

  • участие спонсора в пресс-конференции, посвященной данному мероприятию;

  • интервью со спонсором в газетных публикациях и телеэфире, посвященных проводимому событию;

  • предоставление пригласительных билетов на VIP места

Все вышеперечисленные услуги должны быть эквивалентны финансовым вложениям спонсора.

Спонсоры:

- титульный – его имя включено в название проекта (Театральная неделя с Белзазпромбанком»)

- генеральный

- информационный (оказывает поддержку виде предоставления своих площадей для рекламы: радио, ТВ)

- спонсоры.



Роль предпринимательской инициативы С.П. Дягилева в развитии мирового искусства

19 мая 1909 года, в Париже состоялась премьера «Русских балетов» Сергея Дягилева. Представленные на сцене театра Шатле, балеты Михаила Фокина произвели сенсацию, совершив одну из самых значительных революций в искусстве танца и театра.

В 20-летней истории «Русских сезонов» приняли участие самые талантливые артисты, художники и музыканты: Игорь Стравинский, Эрик Сати, Вацлав Нижинский, Леонид Мясин, Анри Матисс, Жан Кокто, Пабло Пикассо, Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Коко Шанель. Всех их объединяла не только любовь к искусству и работа с непревзойденным импресарио Сергеем Дягилевым.

Дягилев умел выбирать и сплачивать вокруг себя потрясающих людей, которые стали гордостью всего мира, был очень находчив, предприимчив и умен. Для достижения поставленных целей он занимал позицию диктатора. Но в театральном искусстве, которое связано с умением управлять большими массами людей, это иногда просто обязательно. Современным продюсерам есть чему у него поучиться. Он держал свое предприятие на плаву, несмотря ни на какие трудности.

Стратегические методы, с помощью которых Дягилев преодолевал эти препятствия, выглядят удивительно современными по своему масштабу. Он был мастер интриги, прекрасно разбирающимся в психологии звезд и представителей власти, непревзойденным знатоком всех хитросплетений жизни, а также умел манипулировать прессой.

Благодаря его усилиям русские балеты стали неотъемлемой частью культурной жизни Европы 1909 – 1929 гг., оказали значительное влияние на все сферы искусства. Ведь особенно первые сезоны, в программу которых входили балеты «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная» - сыграли значительную роль в популяризации русской культуры в Европе и способствовали установлению моды на всё русское. Например, английские танцовщики Патрик Хили-Кей, Элис Маркс и Хильда Маннингс взяли русские псевдонимы, под которыми и выступали в труппе Дягилева. Популярность его сезонов привела и к увлечению европейцев традиционным русским костюмом и породила новую моду. Произведения русских композиторов, талант и мастерство русских исполнителей, декорации и костюмы созданные русскими художниками, - все это вызвало восхищение зарубежной публики, музыкальной и художественной общественности.

Дягилев был вдохновителем целого ряда новых направлений в искусстве, в том числе музыкального неоклассицизма и балета с пением. По замечанию русского художника Бенуа, вместе с «Русским балетом» триумф справляла «вся русская культура, вся особенность русского искусства, его убежденность, свежесть и непосредственность».

С 1909 по 1929 год Дягилев представил на суд зрителей 70 спектаклей от русской классической оперы до авангардных постановок современных авторов. Не менее 50 спектаклей были музыкальными новинками. Служение Дягилева искусству было бескорыстным. Огромные средства, добытые у меценатов, он тратил на дорогостоящие театральные постановки. За его «Русским балетом» всюду следовали 8 вагонов декораций и 3 тысячи костюмов.

Однако артистический триумф «Сезонов» был и финансовым бедствием. Кассовые сборы, учитывая даже весомую помощь русских и иностранных меценатов, не могли покрывать разницу между доходами и расходами (Дягилеву помогали Савва Морозов, Барон Дмитрий Ганзбург и Николай Безобразов, А во Франции графиня Шевини, графиня Беарн, а также Маркиз де Танай). В последние годы своей жизни Дягилев жил в кредит, не имея возможности оплатить гостиницу в Венеции, и 19 августа 1929 года «умер один, в гостиничном номере, бедный, каким был всегда». Похороны великого импресарио оплатила Коко Шанель – хороший друг Дягилева, при жизни маэстро дававшая деньги на многие его постановки.

Русские сезоны были гениальным созданием великого русского импресарио, Дягилев не просто показал миру Русский балет, он возродил его, поднял на новый уровень. Он не боялся экспериментировать, не боялся быть непонятым. Дягилев-новатор внес неоценимый вклад в мировой балет.


Магнатский театр Беларуси ІІ половины 18 века

В XVIII в. центрами развития искусства становятся магнатские резиденции Радзивиллов в Несвиже, Сапегов – в Ружанах, Огинских – в Слониме, Тизенгаузов – в Гродно и др.

Самым ярким явлением в белорусской культуре второй половины XVIII в. стал магнатский театр. Любительские актерские труппы в частных владениях магнатов превращаются в профессиональные крепостные театры. При чем на сценических площадках параллельно выступают любители, профессионалы, принимаемые в театр по контракту и крепостные актеры, подготовленные в специальных школах. Расцвет крепостного театра был обусловлен влиянием Просвещения. Театр являлся сильным средством воспитания и улучшения нравов общества. Развитию театрального искусства содействовали не только короли Речи Посполитой (Август II, Август III), но и магнаты. У последних общественно-политическая деятельность сочеталась с развлекательными формами быта. Во времена общего ухудшения жизни они стремились к вычурному украшению своего быта. Театр являлся частью быта. Средством «репрезентативности»

Первый магнатский театр был основан еще в 40-е г. XVIII в. в Несвиже Радзивиллами. В 70-е годы XVIII в. главным центром театрально-музыкальной жизни в Беларуси стал Слонимский двор великого литовского гетмана М.Огинского. Крепостные театры существовали также при дворах Тизенгауза в Гродно, Сапег — в Ружанах и Деречине, Радзивиллов — в Слуцке, Зорича — в Шклове, Чернышева — в Чечерске, Тышкевичей — в Свислочи. Музыканты, актеры, танцоры этих театров отличались проф. подготовкой, художественными данными, а репертуар – тематическим разнообразием. Об уровне их профессионального образования свидетельствует тот факт, что крепостные артисты Тизенгауза из Гродно были приняты в Варшавский королевский театр. На сценах магнатских театров Беларуси ставились в основном французские и итальянские оперы, балеты. Драматические постановки устраивали, как правило, профессиональные передвижные труппы.

Абсолютно уникальным явлением можно считать Несвижский театр Уршули Радзивилл, жены магната Михала Казимира Радзивилла (Рыбоньки). Сначала дворцовые представления должны были «украшать» жизнь. Так, первая пьеса «Остроумная любовь» (1746) ставилась по случаю дня рождения Михала Казимира. Однако постепенно в театральную жизнь втянулись многие придворные Радзивиллов, шляхта, духовенство, богатые мещане. Ее творческое наследие – 16 произведений (комедии, трагедии и оперные либретто на польском языке). Сюжеты произведений У Радзивилл не были оригинальными, но и не являлись прямым пересказом на польском языке западноевропейских произведений. Она наполняла свои пьесы местным колоритом, фольклором, фактами из жизни Несвижа. Первые переводы Мольера («Жорж Данден», «Лекарь по неволе» и др.) сделаны были У. Радзивилл и в Беларуси пьесы были поставлены раньше, чем в Варшаве и Санкт-Петербурге. При театре действовали балетная, музыкальная и театральная школы.

В 1780-х гг. при Кароле Станиславе Радзивилле (Пане Каханку) в несвижском театре увидели свет оперетта «Агатка, или Приезд пана» И. Голланда, балет «Орфей и Эвридика»в постановке Г. Петинетти. Работала профессиональнальная труппа польского антрепренера Л. Перожинского.

В Слуцком театре Геронима Флориана Радзивилла в 1750-х гг. работали итальянские балетмейстеры А. Путини и Л.М. Дюпре. Была открыта балетная школа по обучению 8-10 летних мещанских детей

Европейскую славу приобрел Слонимский театр, созданный Михалом Казимиром Огинским, необычайно разносторонней и одаренной личностью. Он был и оперным композитором (автор опер «Елисейские поля», «Силы мира», «Положение сословий»), и музыкантом-виртуозом, и поэтом. Театр был основан в 1771 г. В нем работали профессиональные актеры из Польши, Германии, Италии, действовали хор, балет, музыкальная школа. Здесь устраивались грандиозные представления. Сцена театра была настолько огромной, что актеры могли заезжать на нее на лошадях. Когда возникала необходимость, то на сцене мог появиться бассейн, размещенный под полом. Тогда можно было наблюдать настоящие морские бои. Ставились оперы Д. Паизиелло, А. Дуни, А. Гретри.

Репертуар театра Зорича в Шклове целиком был ориентирован на драматургию русских столичных театров (Москвы и Петербурга) и включал балеты с хорами, легкие комедии и пантомимы итальянских, немецких и фр. композиторов. Многие крепостные актеры театра, получив хорошую проф. Подготовку у лучших педагогов того времени, позднее служили в русских театрах.

Деятельность магнатских театров имела большое значение для развития профессионального театра. Подготовка местных кадров танцоров, музыкантов, певцов и работников сцены (машинисты, декораторы, костюмеры и т.д.). Многие из которых после ликвидации крепостного права перешли в профессиональные антрепризы и оркестры городов Беларуси.



Компетентностная модель продюсера

Продюсерское дело полимерное, включает в себя ряд смежных профессий и предполагает совершенно конкретные человеческие качества и навыки. И хотя специфика работы в каждой области своя, названия должностей и стоящий за ними набор функций приблизительно одинаковы.

Продюсер прежде всего автор, создатель концепции будущего проекта. Сводя вместе известные факторы производства – природные и человеческие ресурсы, капитал, продюсер имеет дело с созданием новой интеллектуальной собственности, соединяя воедино мастерство драматурга, режиссера, актеров, композитора, художников, технического персонала и множество других компонентов.

Продюсер действует самостоятельно и на свой страх и риск и под свою ответственность создает спектакль. Однажды возникшая в голове продюсера идея тщательно обдумывается и реализуется им начала и до конца. Продюсер не только должен взять на себя инициативу и ответственность по подготовке проекта, но и лично участвовать в создании произведения.

Владея секретами сложного технологического процесса воплощения литературной основы в зрелище, продюсер становиться одним из основных создателей произведения. Выступает «дирижером» большого исполнительского коллектива, каждый участник которого ведет свою партию.

Продюсеры – люди наделенные особой ментальностью и сочетающие в себе разнообразные природные, артистические, экономические и организационные таланты. Профессионализм продюсера — это опыт и знания вкупе с природным талантом. Мотивационный механизм продюсерства – любовь к риску и жажда нового. Что не столько воспитуемо, сколько заложено генетически.

Спектр профессиональных функций продюсера затрагивает художественные, организационные, маркетинговые, финансовые и нормативно-правовые аспекты деятельности.

Перечень профессиональных качеств продюсера:

1. интуитивное начало: умение видеть в любом артисте потенциал и использовать его в своих и его интересах;

2. социально-психологическая компетенция: владение аргументацией, методами убеждения;

3. коммуникативная компетенция: умение налаживать, поддерживать, а также отсекать ненужные связи, контакты;

4. организационно-управленческая компетенция: умение сплачивать, подбирать, формировать вокруг себя команду; грамотно и своевременно решать кадровые вопросы, умение найти и привлечь специалистов для реализации всех этапов своей деятельности;

5 юридическая компетенция: владение основами законодательства в сфере предпринимательства, авторских и смежных прав, владение основами регулирования договорных отношений;

6. маркетинговая компетенция: умение разработать бизнес-план, организовать бюджетное управление и продвижение театрального проекта;

7. финансовая компетенция: владение методиками поиска и обеспечения финансирования проекта.

Важные качества

— умение ориентироваться в информации

— склонность к инновациям, всему новому

— правильное отношение к успехам и неудачам.

Плюсом профессии является высокий доход. В кино, театре и шоу-бизнесе доходы продюсера напрямую связаны с успешностью продвигаемого проекта: чем больше удалось заработать, тем выше дивиденды продюсера. Конкретные суммы гонораров в шоу-бизнесе по понятным причинам хранятся в строгой тайне.



Специфика развития продюсерской деятельности в РБ

Термин «продюсерство» (от английского produce — производить) зарождается в США и означает комплекс действий по выбору наиболее перспективного проекта, организации его создания и воплощению в реальности, нахождению инвестиций, подбору участников, контролю над всей деятельностью проекта и юридической ответственности. «Продюсер» (от английского producer — производитель) является организатором проекта, финансистом либо предпринимателем, привлекающим финансовые средства в нужном объеме, контролирующим всю «жизнь» проекта.

Продюсерство развито на западе и особенно в США. Американские продюсеры умеют производить и воплощать продукт искусства, делая его еще и прибыльным. Это связано с большим опытом и экономическим положением страны.

Продюсерская деятельность – это сложный многоуровневый процесс, ряд последовательных действий, которые доводят проект до узнаваемости и востребованности. Это организация разноуровневых творческих событий, процессов, явлений.

В Беларуси продюсерская деятельность получила наиболее широкое развитие в области музыкального, театрального и галерейного (?) дела.

Специфику продюсерской деятельности в РБ обуславливает тот факт, что проект является коммерческим только на этапе задумки (либо на бумаге). В процессе его производства появляются непредвиденные расходы, либо не поступают денежные средства, либо исполнители не справляются со своей работой и в результате получается не качественный продукт.

Ведущие белорусские музыкальные продюсеры В. Кубышкин, М. Олейников, Ю. Савош и др.

Продюсерский центр — это целая система комплексных возможностей и методов продвижения музыки и музыкальных исполнителей

«НОНСТОПРЕКОРДС» сотрудничает П. Елфимов, А. Хлестов, И. Афанасьева, Влада, Д. Смольский, дуэт Александра и Константин, группа «Нестандартный вариант» и др.

«Спамаш» А.Ланская, И. Буслай, Дария, Евгений Славич. Работали с Германом и А. Шаркуновой

Создание театрально-музыкальных постановок (мюзиклов) в Беларуси не носит коммерческого характера. Все театрально-музыкальные проекты скооперировались в гостеатрах: муз. театре: Вестсайдская история, Голубая камея (К. Брейтбург), Обыкновенное чудо (Г. Гладков) Стакан воды (В. Кондрусевич); купаловском театре «Африка» (В. Кондрусевич), в русском «Укрощение строптивой» (А. Ереньков) и др..

Попытки поставить на большой сцене: «Байкер» (В. Кондрусевич) и российско-белор. проект «Пророк».



Кино: В 2010 г. министр культуры П. Латушко предложил создать государственный продюсерский центр кино и сформировать фонд поддержки кино. Предложил на государственном уровне стимулировать привлечение в это направление частных инвесторов и введение налоговых льгот. Считает, что нужно создавать должные условия для возвращения в Беларусь талантливой молодежи, которая уехала учиться в российские и зарубежные кинематографические вузы.

Генеральный директор Национальной киностудии "Беларусьфильм" Владимир Заметалин поддержал инициативу министра о создании продюсерского центра. Он считает, что "Беларусьфильму" необходимо "перейти от производственного к профессионально-творческому принципу планирования". По его мнению, зачастую требование выполнения экономических показателей (к примеру, экономии энергоресурсов) сдерживает творческий процесс.




Театральная антреприза Беларуси: генезис, история и современность

Антреприза — частное зрелищное предприятие (театр, цирк и т.д.), созданное и возглавляемое антрепренером (импресарио, продюсером) и предусматривающее участие в спектаклях актеров из различных театров, собранных на время работы над постановкой. Антреприза охватывает все хозяйственные вопросы, связанные с публичным исполнением (подготовку помещения, театральных и концертных принадлежностей, продажу билетов и пр.), при чем вся работа по устройству представления производится антрепренером за его счет.

В ее истории (конец 18 – нач. 20 вв.) можно выделить несколько этапов:


  1. польские антрепризы Л. Перожинского, Д. Моравского, М. Кажиньского, С. Дешнер, А. Жуковского

  2. русских театральных антреприз А. Невского, П. Павлова, Е. Беляева, П. Волховского и др.

  3. украинских театральных антреприз М. Кропивницкого, М. Старицкого, М. Садовского и др.

  4. еврейских театральных антреприз Г. Шварца и А. Розенфельда, Г. Гольдфадена, Р. Гиршбейна и др.

  5. белорусские коллективы конца XIX – начала XX века под руководством И. Буйницкого, Ф. Ждановича, Ф. Алехновича, В. Голубка

Конец XVIII века отмечен появлением польской театральной антрепризы. Особенность антрепризного движения в этот период характеризуется его параллельным существованием с магнатским частновладельческим театром. Владельцы крепостных театров приглашали работать иностранных актеров или целые труппы, заключая с ними договор на один или несколько сезонов. Расцвет театральной антрепризы в Беларуси пришелся на вторую половину XIX века и связан с деятельностью собственно русских театральных коллективов.

Спецификой экономической организации такого театра (в отличие от крепостного) являлась его самоокупаемость. Если приглашаемые магнатами антрепризные коллективы получали деньги независимо от качества постановок и зрительского спроса, то для новой формы рентабельность была элементарным условием выживания. Не располагая твердым бюджетом, театральная антреприза в Беларуси пребывала в непосредственной зависимости от кассового сбора. «Дело» чаще всего велось лишь на средства, вырученные от спектакля. Антрепренеру было необходимо окупить предварительные затраты в самый короткий срок, чтобы осуществлять дальнейшую деятельность.

Существовало два варианта гастрольной деятельности антрепризы. В первом случае импресарио приезжал в какой-нибудь уездный город с коллективом из восьми-десяти человек и работал там в течение сезона. Во втором случае в провинциальный театр приглашалась «прима». Актер или актриса приезжали со своими предложениями и трактовками пьес (так как режиссуры в современном понимании этой профессии в то время не было), и труппа подстраивалась под «театральную звезду». Как правило, актеры местных театров знали все роли классического репертуара наизусть, и им не составляло большого труда сыграть спектакль с приглашенным актером после одной репетиции.

С начала 1990-х гг. начинается процесс своеобразного возрождения театральной антрепризы, прекратившей свое существование на территории Беларуси в 20-х годах ХХ века, после национализации всех театральных объединений.

Современная театральная антреприза Беларуси существует в двух вариантах. «Привозные» театральные проекты из Москвы и Санкт-Петербурга: два-три актера, хорошо известных белорусскому зрителю по работам в кино и на телевидении. И собственно белорусские театральные проекты: антрепризы «Театральные звезды» (под руководством М. Абрамова), «Белорусские сезоны» (под руководством Е. Волобоева), «Виртуозы сцены» (под руководством В. Ушакова), в 2004 году переросшая в Современный художественный театр и др.

Белорусская театральная антреприза – это коллектив единомышленников, состоящий из актеров и режиссеров, объединенных желанием заниматься творчеством вне рамок государственного театра. Репертуар антрепризы формируется с учетом предпочтений режиссера, запросов времени, вкусов и ожиданий публики. Именно характер репертуарного предложения является одним из факторов роста посещаемости спектаклей и соответственно и прибыльности театрального предприятия.

Характерные стратегии уникальности спектаклей театральной антрепризы проявляются в выборе белорусскими режиссерами драматургического материала: пьеса с “кричащим” названием или интригующим сюжетом (“Танго втроем”, “Стриптиз”, “Прикосновение”).

Антреприза – это система «звезд» - С. Журавель, В. Манаев, З. Белохвостик – продаваемые имена 1990-х гг. Режиссеры: Н. Пинигин, В. Еренькова, М. Абрамов

Белорусская антреприза представлена всеми театральными жанрами, за исключением классических оперы и балета. Причем большинство функционирующих театров находятся на жанровой границе: постановки насыщаются приемами пантомимы, клоунады, экспериментальными танцевальными импровизациями с использованием литературно-музыкального материала. Создаются своеобразные художественные симбиозы – по примеру спектаклей режиссера П. Адамчикова (“Больше, чем дождь...”, “Балаганчик”).

Специфику работы коллективов театральной антрепризы определяет и тот факт, что в создании спектаклей участвуют приглашенные из государственных театров актеры, режиссеры, художники и т.д. Уровень занятости данных работников в стационарных коллективах является решающим в планировании проката постановок антрепризы.



Особенности продюсерства в театральном искусстве

Продюсер спектакля — это предприниматель в театре, главная фигура, контролирующая сценический проект на всех его стадиях. Он формирует команду, отвечает за финансирование, сроки производства. Не режиссер определяет при разработке идеи все главные творческие и производственные параметры будущей постановки, а продюсер. Приглашенные драматург, режиссер и оператор следуют уже проложенным курсом.

Продюсер должен уметь:

выбрать оригинальную тему для постановки; обеспечить финансирование; преобразовать идею в сценарий; разбираться в проблемах авторского права; составлять бизнес-план; сформировать постановочную группу и заключить с ней контракт; контролировать текущий материал; определить стратегию маркетинга; организовывать прокат.



Особенности:

  • Выбираем оригинальную тему для постановки. Выстраивая концепцию постановки вам необходимо в самом общем виде определиться с темой: жизнь, смерть, любовь и т.д.

  • Не страшно, если спектакль будет ожидать определенным ожиданиям. Главное, не идти на поводу у этих ожиданий, что неизбежно приведет к занижению уровня качества спектакля.

Можно поставить вечную классику или нашумевший бестселлер; можно пригласить звезд, в том числе на второстепенные роли. Следует также учитывать, что наиболее привлекательными жанрами являются комедии и мелодрамы.

  • Маркетинговое исследование: выявление конкурентов, определение целевых групп

  • Правовое исследование. Требует ли ваша пьеса покупки авторских прав. в одних случаях (постановка Мольера, произведения которого стали общественным достоянием) не требуется оплата авторских прав. Другое дело, постановка произведений ныне живущего С. Мрожека. Без его согласия и соответствующей оплаты принадлежащих ему авторских прав инсценировка юридически невозможна.

  • Финансовое исследование или бизнес-план. Необходимо четко представлять какой уровень затрат потребуется для осуществления вашей идеи. Сможете ли вы привлечь финансирование и в каком объеме. При составлении бизнес-плана учитывать: временные параметры постановки спектакля; исполнительский состав (кому и сколько платить); декорационное оформление (сроки и стоимость изготовления костюмов, декораций, грима, реквизита); производственная база (аренда сцены и гримерок, энергозатраты); непланируемые издержки

Спонсорская поддержка. Фандрейзинг.

  • Производственное исследование. Создание креативной команды постановщиков, с которой вы в индивидуальном порядке составляете контракт, где оговариваются все условия труда, оплаты. Учитывая, что для проекта вы собираете актеров, режиссеров и технич. персонал из разных театров, необходимо уточнить их занятость по основному месту работы и скорректировать дальнейшую работу.

  • Репетиционный период

  • Презентация готового проекта. Можно начинать с момента, когда готов постановочный проект (бизнес-план) и продолжать до завершения репетиционного периода и премьерного показа.

Главный закон шоу-бизнеса: не важно, что говорят – важно, чтобы говорили!!! Надо верить в то, что вы делаете, и любить то, что вы делаете, и тот товар, который вы собираетесь продавать зрителям.

  • Кульминационной точкой презентации является его Премьерный показ. Размах презентации зависит от бюджета.

  • Реклама и РR: публикации в прессе и информационные сообщения в СМИ. Пресс-конференции и интервью. Подогреваем зрительский интерес историями из анекдотических ситуаций во время репетиций Рекламная и РR-группы готовят информационные листки с очерком о спектакле, плакаты спектакля, буклеты и программки с эпизодами сцен и фотографиями актеров.

Предпремьерная пресс-конференция с приглашением ведущих СМИ и приглашением их на премьеру. На ряду с пресс-конференцией организуются платные и бесплатные публикации в прессе. Желательно договориться о публикациях во влиятельных и популярных журналах.

В последствии выдержки из опубликованных статей могут быть помещены на программке, чтобы привлечь зрителя к повторному просмотру и дать возможность другим познакомиться со спектаклем.

После премьеры работает реклама – из уст в уста. Многие хотят быть в курсе событий, слыть модными. Особенно это касается лиц, причисляющих себя к элите. Для них просмотр продюсерского спектакля считается элитарным. Отчасти из-за значительно завышенной стоимости билета. (По принципу, дорогой – значит элитный).


  • Прокат, гастрольная деятельность и театральные фестивали.

Специфика продюсерства в киноиндустрии

Продюсер (англ. producer, от produce — производить) в кинематографе — это доверенное лицо кинокомпании, осуществляющее идейно-художественный и организационно-финансовый контроль над постановкой фильма. Он также принимает активное участие в подборе актёров, технического персонала. Продюсерами бывают также режиссёры, актёры, сценаристы.

Основная задача продюсера - обеспечить условия для съёмок фильма съёмочной группе.

Инициирует, координирует и управляет вопросами увеличения бюджета, найма ключевого персонала и соглашений с дистрибьюторами. Продюсер участвует во всех стадиях создания фильма, от начала разработки до начала проката.

Исполнительный продюсер — в крупных проектах это обычно представитель или один из руководителей студии, хотя звание могут присвоить и просто крупному инвестору. Наблюдает за финансовыми, административными и творческими аспектами производства, но не участвует в технических. В небольших компаниях или независимых проектах исполнительным продюсером может называться создатель/сценарист.

Сопродюсер — продюсер, который отчитывается перед исполнительным продюсером и предоставляет деньги для финансирования фильма. Вовлечен в ежедневное производство в большей мере, чем просто продюсер.

Ассоциированный продюсер — обычно исполняет роль представителя продюсера, который может отвечать за часть его финансовых, творческих или административных функций. Звание зачастую присваивается опытному в делах кинопроизводства человеку, который выступает как консультант, или тому, кто внес крупный финансовый или творческий вклад в проект.

Ассистирующий продюсер — обычно работает под управлением ассоциированного продюсера.

Линейный продюсер — следит за бюджетом фильма и ежедневным производством.

Административный продюсер — докладывает Совету директоров и нанимает внештатных работников для различных стадий производства.



      • начинаем с поиска идеи

      • изучаем конъюнктуру

      • проводим правовое исследование

      • финансовое исследование

      • производственное исследование: хорошо продумываем технологию съемок исходя из возможностей бюджета. Оцениваем стоимость проката или покупки необходимого съемочного оборудования (рельсы, тележки, краны). Обращаем внимание на формирование съемочной группы: режиссер, оператор, актеры

      • сценарий. Должен включать в себя идею, тему, характеры и конфликт.

Желательно, чтобы замысем можно было выразить одной фразой: “Это история о герое, который...”

Универсальная тема, понятная каждому зрителю.

Герой: физический облик – возраст, пол, внешность

личность – общее развитие, моральный статус, внешность

происхождение – все, что случилось с героем до появления в этой истории.

Важно, чтобы зритель идентифицировал себя с вашим героем, сопереживал ему. Узнаваемая обстановка, узнаваемые достоинства и недостатки. Новизна.

Согласно исследованиям американских кинематографистов, коммерчески успешный фильм базируется на 6 элементах:


  • энергия, драматическое напряжение;

  • темп, который поддерживается на протяжении всего фильма4

  • линейная структура фильма состоящая из трех действий;

  • характеры (персонажи)

  • мощная интуитивная реакция. Аудитория должна испытывать сильное эмоциональное переживание

  • уникальность.

Когда сценарий готов, его необходимо синхронизировать: 1 мин. экранного времени = 1 стр. сценария.

    • регистрация сценария с целью защиты авторских прав;

    • постановочный проект – подбор документов для предоставления их финансирующей организации или частному инвестору.

Как минимум должно быть: сценарий, предварительный кастинг, режиссерская концепция и бюджет.

  • Бюджет формируется исходя из стоимости сценария, гонораров актеров, стоимости производственных затрат и дополнительных затрат.

  • Режиссерский сценарий – последовательность сцен, включающая в себя разбитое на кадры, хронометрированное экранное действие фильма с записью произносимых героями реплик, с описанием звуков, музыки и способов съемки, а также с указанием объекта и и времени съемки саждой сцены и отдельной графой для указания необходимой техники.

  • Раскадровка – графичесская иллюстрация режиссерского сценария.

  • Эскизы декораций, костюмов, грим.

  • Натурные съемки.

  • Список операторской и осветительной аппаратуры, звукозаписывающее оборудование

  • Кинопленка

  • Музыкальная экспликация- список предполагаемых муз. произв., шумов, составляемых композитором. Необходима для правильного расчета бюджета (запись, гонорар композитору, оркестр и т.д.)

  • Финансирование торговыми марками (product placement)

  • Подготовительный период: подбор слаженной команды. Режиссер выбирает себе главного оператора и художника постановщика. В команду включ. : операторская группа, электрики, костюмеры, гримеры, реквизиторы, декораторы, звукорежиссеры и далее согласно концепции вашей картины.

  • Страхование фильма: в первую очередь от всех рисков страхуется негатив.

  • Съемочный период: расписание съемок, которое контролирует второй режиссер.

  • Монтажно-тонировочный период: надписи, титры, спецэффекты. Рабочие копии фильма. Озвучание, запись музыки.

  • Презентация

  • Премьера

  • Дистрибъюция, фестивали.


Музыкальное продюсирование

Музыкальный продюсер — лицо, ответственное за разработку стиля музыкального проекта, создание публичного имиджа проекта, а также за организацию, финансирование, и контроль за выполнением соответствующих работ.

Музыкальный продюсер может работать как с проектом в целом, так и над отдельно взятыми его альбомами, песнями, клипами, и/или концертными выступлениями.

Изначально в ведении музыкального продюсера находится контроль над процессом записи музыки, определение стиля репертуара, отбор стихов, музыки, и аранжировок. Но помимо этого он может вести отбор сценариев — для клипов или концертного выступления. Также музыкальный продюсер может определять и общую линию поведения проекта, вести разработку имиджа и развития созданного публичного образа.

Музыкальный продюсер обязан контролировать процесс написания и записи песен, реже — съёмок клипов, ещё реже — организацию концертных выступлений проекта.

Музыкальный продюсер подбирает технический персонал для проекта — ассистентов, монтажёров, сценаристов, операторов, режиссёров, звукооператоров, звукоинженеров, саунд-продюсеров.

Как правило, у крупных студий звукозаписи имеются свои музыкальные продюсеры, но нередко музыканты сами приглашают интересных им посторонних продюсеров, а в некоторых случаях — осуществляют музыкальное продюсирование своего проекта самостоятельно.

Работу, выполняемую музыкальным продюсером, можно сравнить с работой, выполняемой художественным руководителем. Однако, в отличие от художественного руководителя, в обязанности музыкального продюсера, входит не только руководство творческой частью работы проекта, но и организация и контроль материально-технического обеспечения этих работ (см. выше).

Одной из важнейших функций продюсера как организатора проекта является способность создать экономически оправданный проект. Это достигается с помощью бизнес-планирования, установления жестких сроков выполнения проекта, успешной работы с партнерами-спонсорами.

Бизнес-план призван заранее наметить желаемую и практически осуществимую систему, схему продюсерских действий, обеспечивающих достижение поставленной цели в виде получения прибыли от проекта.

Бизнес-план – это обоснование программы продвижения бизнес-проекта, система рационально и планомерно организованных мероприятий, рассчитанных на получение в итоге прогнозируемого результата. При этом не стоит забывать, что продюсерский проект является коммерческим и эффективность его реализации выражается в материальных (деньги) и нематериальных (популярность, престиж) показателях.

В музыкальной индустрии бизнес-план обычно связывается с конкретным проектом и составляется на два-три года. В нем раскрывается период создания, запуска и функционирования продюсерского проекта.

Любая предпринимательская деятельность представляет собой совокупность действий, проводимых последовательно либо параллельно в течение всего периода от начала до завершения конкретного дела, от вложения конкретных средств до получения прибыли как конечного результата бизнес-деятельности. Такой завершенный цикл предпринимательства в продюсировании принято называть бизнес-проектом.

План осуществления продюсерского проекта получил название бизнес-плана в связи с тем, что представляет собой соединение творческой концепции, технико-экономического обоснования и программы проведения работ. В бизнес-плане музыкального проекта учитываются идея и концепция, рассматриваются оригинальность и конкурентоспособность на рынке шоу-бизнеса. В разделе финансовые расчеты приводятся цены на те или иные услуги по проведению кастинга, записи песни, тиражированию музыкальных носителей и т.д.

Несмотря на всю практическую пользу бизнес-плана, продюсер должен четко осознавать, что главное – не наличие документа. Более важно, чтобы проект был хорошо продуман, организован, а возможные риски предусмотрены и рассчитаны.

Содержание и структура бизнес-плана обычно не регламентированы строго. Нет необходимости соблюдать единообразную форму документа, стараться рассчитать какой-либо набор, систему показателей. В то же время такой план принято составлять, придерживаясь определенной структуры, перечня разделов и их содержания.

Основные статьи бизнес-плана музыкального проекта:


  • сведения о продюсерской компании, анализ ее деятельности в сфере шоу-бизнеса;

  • концепция проекта;

  • календарный план;

  • маркетинг-план: анализ шоу-рынка, динамики продаж аудионосителей;

  • финансовый план: смета проекта, методы сокращения расходов;

  • менеджмент проекта;

  • ресурсное обеспечение бизнес-проекта;

  • оценка рисков;

  • оценка коммерческого потенциала проекта: рейтинг популярности, эффективность, зрелищность и др. показатели;

  • планирование дальнейшего продвижения проекта.

При установлении идеи, формы, содержания, коммерческих целей проекта, а также реализации творческих фантазий необходимо помнить, что главная цель продюсера, в отличие от артиста, не реализация творческого потенциала, а возврат вложенных средств и получение прибыли.

Календарный план: лучшей стратегией его разработки считается мах. возможная детализация всех работ в рамках проекта.

Во-первых, определяются основные сроки выполнения работ, которые складываются в соответствии с концепцией проекта.

Во-вторых, объем работ на каждой стадии продвижения музыкального проекта переводится в ориентировочные сроки и определяется время выполнения каждой подзадачи. На основе этих оценок и календаря составляется общий график работы.

В-третьих, контроль за соблюдение сроков: все участники проекта отчитываются.

Маркетинг-план, где производится анализ рынков сбыта, оценка его конъюнктуры, прогноз спроса и динамики продаж на всем временном интервале исполнения проекта.

Возможности и эффективность применения маркетинга в шоу-индустрии в значительной степени зависят от особенностей ситуации на музыкальном рынке, концепции продвигаемого проекта, уровня конкурентной борьбы.

Маркетинг, применительно к продюсерскому проекту, - это модель управления, где все процессы направлены на удовлетворение эстетических либо иных потребностей слушателя, зрителя, покупателя аудионосителей и т.д., исходя из сегментного подхода к рынку и выбора целевой группы по полу, возрасту, профессиональной деятельности и другим критериям.



При составлении маркетинг-плана продюсер должен установить цель, которую он хочет достичь. Например, целью маркетинг-плана является создание суперпроекта, не имеющего аналогов на рынке музыкальной индустрии, и получение прибыли, в несколько раз превышающей вложения. В комплекс мероприятий по маркетингу при этом могут входить следующие исследования:

  • изучение целевой аудитории;

  • анализ возможностей продюсерской компании;

  • оценка в профессиональных кругах проекта и перспектив его развития;

  • изучение конкурентов;

  • выбор наиболее благоприятного сегмента рынка;

  • оценка используемых компанией методов ценообразования.

Правило 4Р:

  • Проект (product). Сюда относят выбор целевой аудитории, позиционирование (стремление выделиться), базовые свойства (стилистика муз. материала, формат и имидж группы), дополнительные свойства рекламного хар-ра (интриги, увлекат. истории), хар-ки проекта, связанные с шоу-процессом (режиссура, манера исполнения, поведение на сцене).

  • Ценообразование (price) – себестоимость муз. проекта (размер вложенных средств) + цены, устанавливаемые проектами-конкурентами (на концертную деят-ть и иные услуги) + цены, определяемые популярностью и уникальностью проекта.

При разработке маркетинг плана в первую очередь учитывается потребительская стоимость проекта, которая определяется степенью его востребованности, популярности и зрелищности.

  • Place: клубы или концертные залы, на Беларусь или мировой уровень?

  • Promotion.

Финансовый план и смета затрат (величина расходов на муз. проект):

  • запись альбома;

  • съемки клипа;

  • ротация на радио и ТВ;

  • ПР поддержка (пресса, радио, интернет);

  • создание имиджа (костюмы, услуги стилиста, визажиста)

  • фотосессии;

вознаграждение творческому составу
скачать файл



Смотрите также:
Предпринимательство, спонсорство, меценатство
287,3kb.
Малое предпринимательство
20,2kb.
Алтайского государственного университета
181,09kb.