minevi.ru
страница 1
скачать файл
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Московский институт электроники и математики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
Факультет Электроники и телекоммуникаций
Программа дисциплины

«Методы инженерного творчества»


для направления 221700.68 «Стандартизация и метрология»

для магистерской программы «Измерительные технологии наноиндустрии»


Автор программы:

Львов Б.Г., д.т.н., профессор, blvov@hse.ru

Николаевский А.В., к.т.н.
Одобрена на заседании кафедры «___»_________ 2013 г.
Зав. кафедрой __________________В.П.Кулагин
Рекомендована профессиональной коллегией УМС «Электроника» «___»_________ 2013г.
Председатель ___________________С.У. Увайсов
Утверждена УС МИЭМ НИУВШЭ «___»_____________2013 г.
Ученый секретарь________________В.П. Симонов

Москва, 2013



Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
1 Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки магистра 221700.68 «Стандартизация и метрология» по магистерской программе «Измерительные технологии наноиндустрии».

Программа разработана в соответствии с:



  • Оригинальным образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению подготовки магистра 221700.68 «Стандартизация и метрология»;

  • Образовательной магистерской программой «Измерительные технологии наноиндустрии» направления подготовки 221700.68 «Стандартизация и метрология»;

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки магистра 221700.68 «Стандартизация и метрология», утвержденным в 2013 г.


2 Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Методы инженерного творчества» являются:



  • формирование системного междисциплинарного мышления и самостоятельности в инженерии;

  • развитие творческого, ассоциативно-образного, систематического мышления при решении проблемных инженерных задач при проектировании измерительных средств;

  • формирование способности планомерного целенаправленного поиска и обоснованного выбора новых эффективных инженерных решений в условиях неопределенности постановки задачи и неоднозначности результатов решения.


3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины «Методы инженерного творчества» студент должен:



  • знать понятийную систему методологии инженерного творчества, основные элементы теории технических систем (ТС), закономерности эволюционного развития ТС, этапы анализа проблемной ситуации и формирования дерева целей проектирования, основные положения коллективных и индивидуальных методов инженерного творчества, методику выявления технических и физических противоречий, синтеза и анализа структурных схем ТС, основные критерии изобретения и структуру патента РФ.

  • уметь: формулировать основные технико-экономические требования к ТС, описывать ТС в виде аспектов различных структур; анализировать проблемную ситуацию; формировать дерево целей проектирования; проводить анализ конструктивной эволюции ТС; уметь выбирать и применять методы инженерного творчества, выявлять физические и технические противоречия в ТС; осуществлять поиск новых технических решений и выбор рациональных ТС, составлять описание изобретения.

В результате освоения дисциплины «Методы инженерного творчества» студент приобретает следующие компетенции:


Компетенция

Код по стандарту НИУ ВШЭ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен предлагать моде-ли, изобретать и апроби-ровать способы и инструменты профессио-нальной деятельности

СК-2

Владеет методиками структурного моделирования и синтеза технических систем

Участие в тренингах по творческим методам проектирования и выбору технических решений. Обсуждение и анализ результатов на практических занятиях

Способность к самостоя-тельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессио-нальной деятельности

СК-3

Владеет методами проектирования ТС, не изучаемыми в курсе. Применяет полученные знания и опыт для совершенствования ТС в новой предметной области

Систематическая самосто-ятельная работа студентов с рекомендованными и новыми источниками информации.

Подготовка, выполнение и защита домашних заданий



Способен разрабатывать, анализировать и совершен-ствовать метрологическое обеспечение в рамках реализации систем качества продукции, процессов и услуг на этапах жизненного цикла.

ПК-2

Осуществляет синтез новых технических решений на основе методов инженерного творчества, многокритериаль-ный выбор элементов технических систем в условиях неопределенности, выявляет и разрешает противоречия в технических системах

Решение задач на практичес-ких занятиях, обсуждение и анализ результатов. Участие в тренингах по методам инженерного творчества проектирования и выбору технических решений. Выполнение домашнего задания.

Способен исследовать причины появления нека-чественной продукции, анализировать показатели надежности и безопасности систем, разрабатывать пред-ложения по предупрежде-нию и устранению причин низкого качества продукции и управлению несоответ-ствующей продукцией.

ПК-4

Анализирует проблемную ситуацию, выявляет недостатки и противоречия в технической системе, предлагает методы для усовершенствования технических систем

Участие в тренингах по методам инженерного творчества. Подготовка и выполнение и домашних заданий. Решение задач на практических занятиях, обсуждение и анализ результатов.

Способен организовать работу по защите интеллек-туальной собственности, в том числе по патентованию оригинальных технических решений, промышленных образцов и товарных знаков.

ПК-14

Осуществляет сбор, анализ и обработку научно-технической и патентной информации, составляет описание изобретения.

Решение задач на практических занятиях, обсуждение и анализ результатов, самостоятель-ная работа студентов.

Способен оформлять, представлять и докладывать результаты выполненной работы в форме научно-технических отчётов, док-ладов на научных конфе-ренциях и семинарах, монографий, обзоров, статей и других публикаций в научных изданиях.

ПК-20

Готовит письменные работы, выполненные согласно заданным требованиям, устно обосновывает применённые в них решения

Подготовка и представление домашних заданий на практических занятиях.

Способен проводить технико-экономический и функционально-стоимост-ной анализ, патентные исследования; оценку инновационных потенциалов и рисков коммерциализации проектов связанных с метрологическим обеспече-нием создания и произ-водства продукции.

ПК-23

Формулирует цели разработки, осуществляет построение дерева целей проектирования, проводит функциональный анализ, проводит декомпозицию технического задания на разработку системы на частные технические задания на разработку подсистем, проводит оценку инновационного потенциала усовершенствования ТС.

Самостоятельная работа студентов, решение задач на практических занятиях, обсуждение и анализ результатов. Выполнение домашнего задания.


4 Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «Методы инженерного творчества» направления 221700.68 «Стандартизация и метрология» подготовки магистра является обязательной дисциплиной базовой части направления.

Изучение дисциплины «Методы инженерного творчества» базируется на следующих дисциплинах: «Математика», «Физика», «Химия», «Инженерная и компьютерная графика», «Прикладная механика», «Основы проектирования продукции», Материаловедение», «Основы технологии производства», «Электротехника и электроника», «Физические основы измерений и эталоны», «Методы и средства измерений и контроля», «Управление качеством».

Основные положения дисциплины «Методы инженерного творчества» используются в дальнейшем при подготовке выпускной квалификационной работы, междисциплинарной курсовой работы и при изучении следующих дисциплин:



  • «Надежность технических систем»;

  • «Основы проектирования компонентов систем сбора измерительной информации»;

  • «Основы интеллектуализации измерительных систем».




  1. Тематический план учебной дисциплины



Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя-тельная работа

Лек-ции

Семи-нары

Практи-ческие занятия




1.

Элементы теории ТС

24

4

-

6

14

2.

Законы развития ТС

14

2

-

2

10

3.

Ситуации и цели разработки ТС

12

-

-

4

8

4.

Основы многокритериального выбора ТС

18

4




4

10

5.

Эвристические методы поиска новых ТС

72

6

-

12

54

6.

Защита объектов интеллектуальной собственности

12

-

-

4

8




Итого часов

152

16

-

32

104



  1. Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год, модуль

Параметры

1

2

Текущий


Активность на практических занятиях

*

*

ответы на вопросы и участие в дискуссиях, рассмотрении кейсов

Домашнее задание

*




письменная работа до 15 стр., шрифт Times New Roman, 14 pt, 1,5 интервала

Домашнее задание




*

письменная работа до 15 стр., шрифт Times New Roman, 14 pt, 1,5 интервала

Промежуто-чный

Зачет

*




письменный зачет, 30 минут на студента

Итоговый


Зачет




*

письменный зачет, 30 минут на студента


6.1 Критерии оценки знаний, умений и навыков

Активность на семинарских занятиях оценивается по следующим критериям:

  • ответы на вопросы, предлагаемые преподавателем;

  • участие в дискуссиях по предложенной проблематике;

  • активность и вовлечённость в проводимых тренингах;

  • интенсивность консультаций с преподавателем по выполнению домашних заданий.

Домашнее задание оценивается по следующим критериям:

  • соблюдение структуры работы согласно заданию;

  • соблюдение правил оформления задания согласно ГОСТ 7.32-2001;

  • правильность составления структурных моделей технических систем;

  • правильность и обоснованность синтеза и выбора технических решений;

  • новизна предложенных технических решений;

  • способность аргументировано объяснять на защите работы её выполнение.


Промежуточный контроль проводится в форме письменного зачета, который выполняется в конце 1 модуля в присутствии преподавателя. Перед началом работы даются вопросы, которые составляются с учетом пройденного материала, как на лекционных, так и на практических занятиях.

Студент, имеющий накопленную оценку Онакопл.пром. от 8 до 10 баллов включительно и 2 оценки за выполнение и сдачу домашнего задания Одз1 и за активность на практических занятиях Оауд от 6 до 10 баллов включительно, имеет возможность на получение оценки за зачёт Озач1 равной накопленной Онакопл.пром. без непосредственной сдачи зачёта. При желании получить более высокую оценку промежуточного контроля в 1-ом модуле Опром.1 студент приступает к сдаче зачёта; ему предлагается для ответа один вопрос.

В остальных случаях на зачёте:


  1. Студенту, имеющему за работу на практических занятиях оценку Оауд ниже 4 баллов, предлагается для ответа два вопроса.

  2. Студенту, имеющему за выполнение и сдачу домашнего задания Одз1 ниже 4 баллов, предлагается для ответа дополнительно вопрос по теме задания.

Ответы на предложенные вопросы излагаются в письменной форме. Использование каких-либо текстов, калькуляторов, телефонов и др. средств связи запрещается. Время написания работы – 30 мин; в случае, если вопросов больше двух – 60 мин.

Итоговый контроль проводится в форме письменного зачета, который выполняется в конце 2 модуля в присутствии преподавателя.

Студент, имеющий накопленную итоговую оценку Онакопл.итог от 8 до 10 баллов включительно, имеет возможность на получение итоговой оценки Орезульт равной накопленной Онакопл.итог без непосредственной сдачи зачета. При желании получить более высокую итоговую оценку Орезульт студент приступает к сдаче итогового зачета; ему предлагается для ответа один вопрос.

В остальных случаях на итоговом зачете:

Студенту, имеющему за работу на практических занятиях оценку Оауд ниже 4 баллов, предлагается для ответа два вопроса.

Студенту, имеющему за выполнение и сдачу домашнего задания Одз1 ниже 4 баллов, предлагается для ответа дополнительно вопрос по теме задания.

Ответы на предложенные вопросы излагаются в письменной форме. Использование каких-либо текстов, калькуляторов, телефонов и др. средств связи запрещается. Время написания работы – 30 мин; в случае, если вопросов больше двух – 60 мин. По желанию студента и согласию преподавателя возможен досрочный ответ.


7. Содержание дисциплины

Тема 1. Элементы теории технических систем

ТС как сложная иерархическая система. Системная модель ТС. Основные понятия: функция, структура, свойства, окружение ТС, входные и выходные воздействия. Технологические и измерительные технические системы.

Воздействия и действия: классификация. Физико-технические эффекты как основа действий. Функция ТО: классификация функций. Потребительская и техническая функция: системное описание. Соответствие между функцией и устройством.

Связи действий. Принцип действия ТС. Функционирование ТО: Общесистемная модель функционирования ТС. Пространство состояний. Управляемые и неуправляемые воздействия. Операторы выхода и переходов. Математические модели на микро – и макроуровне.

Закономерности строения ТС: функциональная полнота, проводимость рабочего воздействия, совместимость и совместность связей и отношений элементов и свойств. Структура ТС. Представление ТС в виде графов. Виды структур: иерархическая, действий, функциональная, морфологическая, абстрактная элементная, элементная, пространственная, геометрическая, графическая, размерная, точностная. Отношения между структурами. Связи между структурами и представлениями ТО в ЕСКД.

Свойства и признаки ТС. Классификация свойств. Связи между свойствами и признаками. Описание ТС через признаки и свойства. Требования к ТС: связи ТС с окружением, выявление существенных связей с окружением. Связи свойств: уравнения функционирования, проектирования и конструирования, формирование графов связей свойств.


Основная литература:

  1. Половинкин А. И., Основы инженерного творчества: Учеб. пособие. – С-Пб.: Лань, 2007. – 368 с. Гл. 1-3.

  2. Львов Б.Г. Основы теории технических систем. Учебное пособие. – М.: МИЭМ, 1991. – 135 с. Гл. 1-3.

  3. Анализ технических объектов методами структурного моделирования: Методические указания к самостоятельной работе / Моск. гос. ин-т электроники и математики; Сост.: Б.Г. Львов, В.А. Ветров. – М.: 2010. – 20 с

Дополнительная литература:

  1. Брук В.М., Николаев В.И. Системотехника: методы и приложения. – Л.: Машиностроение, 1985. – 199 с.

  2. Хубка В. Теория технических систем. - М.: Изд. Мир, 1987. - 208 с.

  3. Титов В.В. Законы построения систем http://serendip.narod.ru/order/syst/sys4.html

Тема 2 Законы развития ТС

Закон прогрессивной эволюции ТС: критерий развития, фазы развития, функция развития ТС. Логистическая кривая разработки ТС. Иерархическая эволюция конструкторско-технологических решений. Выбор критерия развития. Формирование "кривых развития" ТС. Законы стадийного развития техники, расширения множества потребностей-функций,

Закономерности развития ТС: повышение степени идеальности ТС, увеличение функций системы, согласование систем между собой и с окружением, повышение динамичности и управляемости ТС, изменение уровня иерархии:, переход ТС в надсистему, переход в подсистему, переход с макроуровня на микроуровень

Основная литература:


  1. Половинкин А. И., Основы инженерного творчества: Учеб. пособие. – С-Пб.: Лань, 2007. – 368 с. Гл. 1-3.

  2. Владимир Петров. Основы теории решения изобретательских задач. Учебник. ISBN 965-7127-00-9. 2003 by http://ru.wikibooks.org/wiki/Основы_ТРИЗ. – Vladimir Petrov (портал "Викиучебник. Открытые книги для открытого мира").

Дополнительная литература:

  1. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. Теория решения изобретательских задач. - М.: Сов. радио, 1979.-184 с.

  2. Титов В.В. Законы развития систем http://serendip.narod.ru/order/syst/sys5.html

  3. Петров В. М. Законы развития потребностей. /Методы прогнозирования на основе ТРИЗ. Сборник научных трудов. Библиотека Саммита разработчиков ТРИЗ. Выпуск 3. Санкт-Петербург, 2010. С. 222-260. triz-summit.ru


Тема 3 Ситуации и цели разработки ТС

Проблемная ситуация: системная модель, этапы анализа. Описание проблемной ситуации. Формирование списка требований к ТО. Формирование дерева недостатков ТО. Выявление противоречий развития ТО.

Цель проектирования. Классификация целей. Дерево целей проектирования. Системная модель формирования дерева целей. Методика формирования дерева целей. Связи целей проектирования со структурами ТС и планированием действий разработчика. Действия разработчика. Ресурсы проектирования.
Основная литература:


  1. Половинкин А. И., Основы инженерного творчества: Учеб. пособие. – С-Пб.: Лань, 2007. – 368 с. Гл. 1-3.

  2. Львов Б.Г., Кожевников А.И., Филипчук Т.С. Формирование целей проектирования технических объектов: Методические указания. – М.: МГИЭМ. – 11 с.

  3. Владимир Петров. Основы теории решения изобретательских задач. Учебник. ISBN 965-7127-00-9. 2003 by http://ru.wikibooks.org/wiki/Основы_ТРИЗ. – Vladimir Petrov (портал "Викиучебник. Открытые книги для открытого мира").

Дополнительная литература:

Титов В.В. Выбор целей в поисковой деятельности. "Речной транспорт", 1991.


Тема 4 Основы многокритериального выбора ТС

Понятие о выборе ТС. Системная модель многокритериального выбора. Виды вариантов выбора. Понятие о критерии. Классификация критериев. Шкалы измерения критериев. Методы назначения весовых коэффициентов критериев. Проблема многокритериальности выбора. Система предпочтений ЛПР. Решающее правило: подход и формирование. Принципы оптимальности. Обобщенный критерий. Нормализация критериев. Формы обобщенного критерия и условия их существования.

Общая схема выбора. Выбор в условиях определенности, риска и неопределенности. Постановка задач выбора. Задача оценки вариантов выбора. Этапы решения задачи оценки. Виды множества допустимых оценок. Метод экспертных оценок: общая характеристика. Метод Дельфи. Метод попарных сравнений. Граф предпочтений.

Эффективные варианты и их свойства. Методы нахождения области Парето. Методика многокритериального выбора по обобщенному критерию.

Особенности решения задач выбора в условиях неопределенности. Основные этапы решения задачи. Классификация методов выбора. Метод анализа иерархий. Шкала отношений. Матрица парных сравнений. Построение иерархий. Собственные векторы и собственные значения матриц парных сравнений. Иерархический синтез: процедуры. Оценка достоверности метода. Оценка однородности иерархии. Учет мнений нескольких экспертов.
Основная литература:


  1. Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений: Учебник. – М.: Логос. 2000. – 296 с.

  2. Вишнеков А.В. Методы принятия проектных решений в CAD/CAM/CAE системах электронной техники. Учебное пособие. - М.: МИЭМ, 1999. Ч.1. - 95 с. Ч.2. - 78 с.

  3. Львов Б.Г., Ветров В.А. Многокритериальный выбор технических объектов по интегральному критерию: Методические указания к самостоятельной работе. – М.: МИЭМ, 2009. – 19 с.

  4. Львов Б.Г., Кожевников А.И., Филипчук Т.С. Выбор вида технических объектов: Методические указания. – М.: МИЭМ, 1998 – 12 с.


Дополнительная литература:

  1. Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. Пер. с англ. Р. Г. Вачнадзе. -М.: Радио и связь, 1993.-278 с.

  2. Микони С.В. Многокритериальный выбор на конечном множестве альтернатив. - СПб.: Лань, 2009, - 272 с.

  3. Орлов А.И. Теория принятия решений. Учебное пособие / А.И.Орлов.- М.: Издательство «Экзамен», 2005. - 656 с.

  4. Подиновский В.В., Ногин В.Д. Парето-оптимальные решения многокритериальных задач – М.: ФИЗМАТЛИТ. -2007.

  5. Подиновский В.В. Введение в теорию важности критериев в многокритериальных задачах принятия решений – М.: ФИЗМАТЛИТ. -2007.

  6. Борисов А. Н., Кроумберг О. А., Федоров И. П. Принятие решений на основе нечетких моделей: примеры использования. – Рига: Зинатве, 1990. – 184 с.


Тема 5 Эвристические методы поиска новых ТС

Основные понятия. Классификация эвристических методов поиска: ненаправленные, направленные; групповые индивидуальные. Ненаправленные методы: элементарные эвристичекие приемы: аналогия, инверсия, эмпатия, фантазия; мозговой штурм, синектика, метод контрольных вопросов, метод гирлянд ассоциаций и метафор, метод отрицания и конструирования, метод фокальных объектов. Направленные методы; морфологический анализ и синтез, метод Р. Коллера, десятичные матрицы поиска, алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ), комплексный метод поиска новых технических решений, параметрический метод разрешения противоречий в технике, метод эвристических приемов, обобщенный эвристический метод. Теория решения изобретательских задач. Выбор методов.

Групповые методы ИТ. Классификация групповых методов ИТ. Метод мозгового штурма (МШ): суть, виды, область применения. Организационно-технические задачи и ограничения, формулировка задачи, формирование творческой группы, правило работы участников сеанса МШ, обязанности руководителя сеанса МШ, организация проведения МШ, фиксация и оформление результатов.

Метод синектики: суть, область применения, виды аналогии. Основные стадии: формулировка проблемы с заказчиком, поиск и отбрасывание очевидных решений, поиск аналогий, определение главных трудностей и противоречий, поиск решения на основе аналогий.

Метод гирлянд ассоциаций и метафор: суть, область применения. Основные стадии: формирование синонимов ТО, произвольный выбор случайных ТО, формирование комбинаций синонимов и гирлянды случайных ТО, формирование гирлянды признаков случайных объектов, генерация ТО с учетом гирлянды признаков, генерирование гирлянд ассоциаций, формирование новых ТО с учетом гирлянд ассоциаций, оценка и выбор вариантов сгенерированных идей.

Индивидуальные методы ИТ. Классификация индивидуальных методов. Метод морфологического анализа и синтеза (MAC): суть, методы применения, виды. Содержание метода MAC: постановка задачи, формирование цели, выбор прототипа, формирование требований к ТО; функциональный анализ: построение функциональной структуры, формирование множества родовых элементов, формирование множества вариантов родовых элементов. Выбор вариантов: выбор допустимых вариантов, исходя из целей ТЗ, и отношения совместимости, выбор вариантов по Парето, выбор наилучшего варианта.

Синтез физических принципов действия (ФПД) ТО: сущность, область применения. Структура описания физико-технического эффекта (ФТЭ). Понятие о физической операции и ФПД. Качественная и количественная совместимость ФТЭ. Синтез ФПД по заданной физической операции. Поиск допустимых ФПД: подготовка ТЗ, синтез возможных ФПД, ограничения на синтез, анализ совместимости ФТЭ, разработка принципиальной схемы. Морфологический синтез ФПД: постановка задачи, построение потоковых функциональных структур, составление морфологических таблиц, выбор эффективных ФПД.

Метод эвристических приемов (ЭП). Понятие об ЭП. Группы ЭП. Связи целей и структур с ЭП. Виды метода.

Метод АРИЗ. Аналитическая стадия: формирование идеального результата, выявление недостатков и противоречий, определение условий получения идеального результата. Предварительная оценка найденной идеи: определение улучшаемых и ухудшаемых параметров ТС, анализ проигрыша и выигрыша в сформированном ТС. Оперативная стадия: формирование целей проектирования, определение недопустимо ухудшающихся параметров, поиск конструкторских действий, разрешающих недостатки и противоречия, анализ применимости действий с учетом связей ТС с окружением. Синтетическая стадия: анализ изменения ТС высшего и проектируемого уровня ТС, анализ применения найденного ТС при решении других технических задач.

Обобщенный эвристический метод: определение потребности и цели решения задачи, сбор и анализ информации о задачи, выбор параметров ТС и предъявляемых к нему ограничений, формулировка задачи, выбор аналога или прототипа, выявление недостатков и противоречий в ТС, выбор эвристических приемов, поиск идей решения задачи, анализ и проработка идей, выбор рациональных вариантов, выбор наиболее рациональных вариантов, развитие и упрощение ТС.

Метод выявления м разрешения противоречий. Понятие о противоречиях в технических системах. Техническое противоречие. Физическое противоречие. Узловой параметр. Классификация методов.

Системные модели выявления и разрешения противоречий: формирование исходных целей проектирования; формирование множества противоречивых целей; определение конкретной иерархической структуры; определение узловых параметров для противоречивых целей; определение узловых подсистем; разрешение противоречия; выбор технического решения.

Методика выявления технических противоречий в технических системах. Основные способы разрешения противоречий. Связи видов узловых объектов, требований, предъявляемых к ним и способов разрешения технических противоречий.
Основная литература:


  1. Половинкин А. И., Основы инженерного творчества: Учеб. пособие. – С-Пб.: Лань, 2007. – 368 с. Гл. 1-3.

  2. Эвристический поиск и анализ технических решений. http://serendip.narod.ru/reshebnik/5.html

  3. http://ru.wikibooks.org/wiki/Основы_ТРИЗ – Владимир Петров. Основы теории решения изобретательских задач. Учебник. ISBN 965-7127-00-9. © 1990-2003 by Vladimir Petrov (портал "Викиучебник. Открытые книги для открытого мира").

  4. Титов В.В. Системно морфологический подход в технике, науке, социальной сфере. http://serendip.narod.ru/order/syst/oglavl.


Дополнительная литература:

  1. Ревенков А.В., Резчикова Е.В. Теория и практика решения технических задач.: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ, 2008.

  2. Дж. К. Джонс Методы проектирования. Пер. с англ. – М.: «Мир», 1986. – 328с.

  3. Уразаев В.Г. ТРИЗ в электронике -М.: Техносфера, 2006. - 320 с.

  4. Латыпов Н.Н., Ёлкин С.В., Гаврилов Д.А. Инженерная эвристика / под.ред. А.А. Вассермана. — М.: Астрель, 2012. — 320 с.

  5. Джозеф О’Коннор, Иан Макдермотт. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 256 с.

  6. «Новатор» - изобретающая программа 2-го поколения. www.method.ru

  7. Кудрявцев А. В. Методы интуитивного поиска технических решений. М.: «Речной транспорт», 1991.

  8. Голдовский Б.И., Вайнерман М.И. Комплексный метод поиска решений технических проблем. – М.: Речной транспорт, 1990.

  9. Голдовский Б.И., Вайнерман М. И. Рациональное творчество. О направленном поиске новых технических решений. – М.: Речной транспорт, 1990.

  10. Глазунов В.Н. Поиск принципов действия технических систем. М.: "Речной транспорт", 1990. - 112 с.

  11. Глазунов В.Н. Параметрический метод разрешения противоречий в технике. – М.: Речной транпорт, 1990.


Тема 6 Защита объектов интеллектуальной собственности Правовая охрана технических решений

Основные разделы описания патента РФ. Поиск аналогов и прототипов по международному классификатору изобретений. Компоненты формулы изобретения. "Новизна" изобретения. Понятие "Технический результат". Соответствие технического решения критерию "существенные отличия". Документы заявки на патент РФ.


Основная литература:

Чернышов Е.А. Основы инженерного творчества в дипломном проектировании и магистерских диссертациях. – М.: Высшая школа, 2008. – 254 с.




  1. Образовательные технологии

Образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы: доклады, обсуждения, решение задач, рассмотрение кейсов.
9 Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1 Тематика заданий текущего контроля

При выполнении домашних заданий проводится построение структурных моделей технических систем, деревьев целей проектирования и морфологический анализ и синтез технических решений в области тематики научно-исследовательской работы магистранта, согласованной с преподавателем.



9.2 Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

  1. ТС как сложная иерархическая система.

  2. Системная модель ТС как объекта проектирования: функция, структура, свойства.

  3. Окружение ТС. Связи ТС с окружением. Выявление существенных связей с окружением.

  4. Входные и выходные воздействия: классификация.

  5. Функция ТС: классификация. Соответствие между функцией и устройством.

  6. Описания потребительской и технической функции.

  7. Принцип действия ТС.

  8. Структура ТС. Классификация структур.

  9. Представление структур в виде графов.

  10. Отношения между структурами и представлениями объектов в ЕСКД.

  11. Свойства и признаки ТС. Классификация.

  12. Связи свойств и признаков ТС.

  13. Общесистемная модель функционирования ТС.

  14. Уравнения функционирования , проектирования и конструирования ТС.

  15. Требования к ТС. Показатели технического уровня ТС.

  16. Техническое задание: структура описания, содержание, основные стадии разработки.

  17. Проектирование как преобразование аспектов структур ТС.

  18. Закон прогрессивной эволюции ТС.

  19. Логистическая кривая разработки ТС.

  20. Формирование "кривых развития" ТС.

  21. Законы стадийного развития техники.

  22. Закономерности развития ТС

  23. Проблемная ситуация: системная модель описания.

  24. Действия разработчика над проектом при структурном проектировании

  25. Цель проектирования. Понятие.

  26. Проблемная ситуация. Системное описание.

  27. Выявление недостатков ТС.

  28. Системная модель формирования дерева целей.

  29. Методика выявления недостатков ТС.

  30. Связи целей проектирования со структурами технических решений и конструкторскими действиями.

  31. Проектировочные расчеты на начальных стадиях проектирования.

  32. Проверочные расчеты на начальных стадиях проектирования.

  33. Системная модель многокритериального выбора технических систем.

  34. Формирование множества вариантов технических систем.

  35. Формирование критериев выбора технических систем и их шкал.

  36. Обобщенный критерий .Виды, выбор вида.

  37. Решающее правило выбора технических систем.

  38. Классификация задач выбора.

  39. Общая схема многокритериального выбора.

  40. Методы многокритериального выбора. Обоснование применения.

  41. Выбор по обобщенному критерию. Основные стадии.

  42. Метод анализа иерархий. Основные стадии.

  43. Классификация методов инженерного творчества

  44. Метод мозгового штурма.

  45. Метод эвристических приёмов.

  46. Метод гирлянд и ассоциаций.

  47. Метод морфологического анализа и синтеза

  48. .Алгоритм решения изобретательских задач

  49. Элементарные эвристические приемы.

  50. Синектика.

  51. Метод отрицания и конструирования.

  52. Метод Р. Коллера.

  53. Метод эвристических приемов.

  54. Десятичные матрицы поиска.

  55. Техническое противоречие.

  56. Физическое противоречие. Узловой параметр.

  57. Системная модель выявления противоречий в технической системе.

  58. Системная модель разрешения противоречий в технической системе.

  59. Основные способы разрешения противоречий.

  60. Связи видов узловых объектов и требований, предъявляемых к ним, способами разрешения технических противоречий.

  61. Понятие о синтезе технических решений. Общая постановка задачи структурного синтеза.

  62. Обобщенная схема решения задачи синтеза технических систем.

  63. Основные подходы к решению задач структурного синтеза.

  64. Проектирование как преобразование аспектов структур ТС.

  65. Связи целей, функций и структур при структурном синтезе ТС.

  66. Соответствие между эвристическими приемами и действиями разработчика над структурой ТС.

  67. Физико-технический эффект. Системное описание

  68. Виды совместимости физико-технических эффектов.

  69. Синтез ТС. Основные стадии.

  70. Поиск допустимых физических принципов действия ТС. Формирование вариантных структур.

  71. Синтез вариантных структур ТС. Основные стадии.


10. Порядок формирования оценок по дисциплине
Итоговая оценка по курсу дисциплины Орезульт формируется как взвешенная сумма накопленной итоговой оценки Онакопл.итог в течение курса и оценки за итоговый зачет Озач2
Орезульт = 0.6Онакопл.итог. + 0,4 Озач2
Итоговый контроль (максимум 10 баллов): письменный зачет.

Накопленная итоговая оценка Онакопл.итог (максимум 10 баллов) формируется как сумма оценок промежуточного контроля в 1-ом модуле - Опром.1 и накопленной оценки Онакопл.2 в 2 модуле:


Онакопл.итог.= 0,6 Опром1+ 0,4Онакопл.2
Оценка промежуточного контроля в 1-ом модуле Опром.1 (максимум 10 баллов) включает взвешенную текущую оценку Отек1 и взвешенную оценку за зачет Озач
Опром.1= 0,5Отек.1 +0,5 Озач1
Оценка текущего контроля в 1-ом модуле Отек.1 (максимум 10 баллов) включает оценку за выполнение и сдачу домашнего задания Одз1. и оценку за активность на практических занятиях Оауд
Отек.1=0,6 Одз1+0,4 Оауд
Накопленная оценка Онакопл.2 (максимум 10 баллов) включает оценку за выполнение и сдачу домашнего задания Одз2 и за активность на практических занятиях Оауд и формируется по следующему правилу:
Онакопл.2=0,6 Одз2+0,4Оауд
Оценки по всем формам текущего и итогового контроля выставляются по 10-ти балльной шкале и качественной шкале.


Количество набранных баллов

Оценка по десятибалльной шкале

Оценка по качественной шкале

9,5-10

10

отлично

8,5-9,4

9

отлично

7,5-8,4

8

отлично

6,5-7,4

7

хорошо

5,5-6,4

6

хорошо

4,5-5,4

5

удовлетворительно

3,5-4,4

4

удовлетворительно

2,5-3,4

3

неудовлетворительно

1,5-2,4

2

неудовлетворительно

0–1,4

1

неудовлетворительно


11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

11.1 Базовый учебник

В настоящий момент базовый учебник отсутствует.




    1. Основная литература

  1. Половинкин А. И., Основы инженерного творчества: Учеб. пособие. – С-Пб.: Лань, 2007. – 368 с.

  2. Львов Б.Г. Основы теории технических систем: Учеб. пособие. – М.: МИЭМ, 1991. – 136 с.

  3. Дж. К. Джонс Методы проектирования. Пер. с англ. – М.: «Мир», 1986. – 328с

  4. Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений: Учебник. – М.: Логос. 2000. – 296 с

  5. Уразаев В.Г. ТРИЗ в электронике -М.: Техносфера, 2006. - 320 с.

  6. Эвристический поиск и анализ технических решений. http://serendip.narod.ru/reshebnik/5.html.


11.3 Дополнительная литература

  1. Джозеф О’Коннор, Иан Макдермотт. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 256 с.

  2. Чернышов Е.А. Основы инженерного творчества в дипломном проектировании и магистерских диссертациях. – М.: Высшая школа, 2008. – 254 с.

  3. Львов Б.Г., Ветров В.А. Многокритериальный выбор технических объектов по интегральному критерию: Методические указания к самостоятельной работе. – М.: МИЭМ, 2009. – 19 с.

  4. Львов Б.Г., Кожевников А.И., Филипчук Т.С. Формирование целей проектирования технических объектов: Методические указания. – М.: МИЭМ. 1998. – 12 с.

  5. Анализ технических объектов методами структурного моделирования: Методические указания к самостоятельной работе / Моск. гос. ин-т электроники и математики; Сост.: Б.Г. Львов, В.А. Ветров. – М.: 2010. – 20 с.

  6. Микони С. В. Многокритериальный выбор на конечном множестве альтернатив. - СПб.: Лань, 2009.

  7. Латыпов Н.Н., Ёлкин С.В., Гаврилов Д.А. Инженерная эвристика / под.ред. А.А. Вассермана. — М.: Астрель, 2012. — 320 с.

  8. Титов В.В. Выбор целей в поисковой деятельности. "Речной транспорт", 1991.

  9. Брук В.М., Николаев В.И. Системотехника: методы и приложения. – Л.: Машиностроение, 1985. – 199 с.

  10. Хубка В. Теория технических систем М.: Изд. Мир, 1987. - 208 с.

  11. Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. Пер. с англ. -М.: Радио и связь, 1993.-278 с.

  1. Ревенков А.В., Резчикова Е.В. Теория и практика решения технических задач.: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ, 2008.

  2. Джозеф О’Коннор, Иан Макдермотт. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 256 с.

  3. «Новатор» - изобретающая программа 2-го поколения. www.method.ru

  4. Кудрявцев А. В. Методы интуитивного поиска технических решений. М.: «Речной транспорт», 1991.

  5. Голдовский Б.И., Вайнерман М.И. Комплексный метод поиска решений технических проблем. – М.: Речной транспорт, 1990.

  6. Голдовский Б.И., Вайнерман М. И. Рациональное творчество. О направленном поиске новых технических решений. – М.: Речной транспорт, 1990.

  7. Глазунов В.Н. Поиск принципов действия технических систем. М.: "Речной транспорт", 1990. - 112 с.

  8. Глазунов В.Н. Параметрический метод разрешения противоречий в технике. – М.: Речной транпорт, 1990. Ревенков А.В., Резчикова Е.В. Теория и практика решения технических задач.: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ, 2008.

  9. Ревенков А.В., Резчикова Е.В. Теория и практика решения технических задач.: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ, 2008.


11.4 Рекомендации по использованию информационных технологий:

Помимо книг, учебников, ридеров и статей в журналах, студенты могут широко использовать интернет-ресурсы для выполнения домашнего задания, контрольных работ, подготовки к зачёту и для самообразования:




  1. http://www.metodolog.ru/ – Сайт изобретательских задач и методов их решения "Методолог";

  2. http://www.altshuller.ru/ – Официальный Фонд Г.С. Альтшуллера;

  3. http://ru.wikibooks.org/wiki/Основы_ТРИЗ – Владимир Петров. Основы теории решения изобретательских задач. Учебник. ISBN 965-7127-00-9. © 1990-2003 by Vladimir Petrov (портал "Викиучебник. Открытые книги для открытого мира");

  4. http://www.trizland.ru/ – Сайт о теории решения изобретательских задач.


12 Материально-техническое обеспечение дисциплины

Лекции и практические занятия проводится в общеинститутских аудиториях.


Авторы программы: _________________/Львов Б.Г./


__________________/Николаевский А.В./
скачать файл



Смотрите также:
Программа дисциплины «Методы инженерного творчества»
278,04kb.
Программа дисциплины «методы Монте-Карло в финансовой инженерии» для направления 080100. 68 «Экономика» подготовки магистра
137,09kb.
Программа дисциплины для слушателей программы профессиональной переподготовки «Практика управления финансами и налогами компании»
130,92kb.
Программа дисциплины "Социальная психология"
253,67kb.
Предмет и методы дисциплины «История государства и права зарубежных стран», её значение для юридического образования
70,54kb.
1. Предмет дисциплины «Концепции современного естествознания»
20,66kb.
Программа наименование дисциплины
415,76kb.
«Здоровый образ жизни – здоровое общество»
81,85kb.
Программа дисциплины дпп. Ф. 02 История средних веков цели и задачи дисциплины
168,13kb.
Программа дисциплины "Анализ социологических данных 1"
172,9kb.
Рабочая Программа учебной дисциплины
261,96kb.
Программа вступительных испытаний по дисциплине «земледелие» для абитуриентов инженерного факультета
107,24kb.