minevi.ru
страница 1
скачать файл


Министерство образования и науки Российской Федерации

Программа - минимум


кандидатского экзамена по специальности

24.00.01 – теория и история культуры

по социологическим наукам


Программа-минимум

содержит 26 стр.




2007



Введение

Теория и история культуры, рассматриваемая в аспекте социологического знания, является междисциплинарной отраслью, существует как интегральная дисциплина, опирается на методы и приемы социологической науки. Опираясь на систему теоретических концепций, направлений, школ в изучении культуры, исследуются процессы функционирования культуры в обществе, тенденции социокультурного развития различных социальных групп общества и институтов культуры.

Основными объектами исследования являются процессы включения человека в мир культуры и социально-культурное творчество как область науки и социальной практики. Социологическому анализу подвергаются условия национально-культурного развития, этические особенности культуры, традиционный хозяйственный уклад и образ жизни, культура межполовых и поколенческих отношений, стереотипы поведения и общения, ритуалы, обычаи, самобытность и уникальность культур

Особое место в социологическом изучении культуры занимают проблемы социокультурной деятельности как целостного явления, типологизации различных форм культурного поведения, роли и места массовой и народной культуры в формировании духовного мира личности, содержания культурологического образования, социокультурный анализ действия средств массовой информации, влияния театра, кино, музыки и телевидения на культуру социальных слоев общества.



Раздел 1. Исторические этапы социологического изучения теории и истории культуры.
1. Возникновение социологического знания о культуре.

Определения культуры. Многообразие подходов в понимании термина «культура» и необходимость их систематизации. Место теории и истории культуры в ряду наук о культуре. Основания для феноменологического подхода в понимании термина «культура» – культура как способ творческой деятельности. Социологическое содержание предмета теории и истории культуры. Понятие социокультурной динамики(Сорокин, Тоффлер) Культура как орудие воспроизводства социальной структуры. Позитивистские методы в изучении творчества.


2. Основные этапы становление теории и истории культуры: социологический аспект

Культура как совокупность способов и приемов человеческой деятельности. Выделение и формирование социологического подхода к теории и истории культуры. Постепенное расширение сферы социального анализа культуры, его распространение на художественную культуру, религию, народную и массовую культуру. Воззрения авторов Древней Греции и Востока на культурные нормы, ценности и символы в социальной среде. Социальные концепции культуры в эпоху Просвещения.


3. Основные этапы становление теории и истории культуры социологический аспект

Культура как совокупность способов и приемов человеческой деятельности. Выделение и формирование социологического подхода к теории и истории культуры. Постепенное расширение сферы социального анализа культуры, его распространение на художественную культуру, религию, народную и массовую культуру. Воззрения авторов Древней Греции и Востока на культурные нормы, ценности и символы в социальной среде. Социальные концепции культуры в эпоху Просвещения.

Культура и идеалы эпохи Просвещения. Распространение идей Просвещения во Франции, Англии, Италии, Германии, России, Северной Америке. Противоречия культуры и цивилизации в произведениях Ж.Ж. Руссо (1712-1778) «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «Об общественном договоре».

Понимание культуры как социальной формы организации духовной жизни. И.Г «Гердер (1744-1803) о культуре как социальном феномене в книге «Идеи к философии истории человечества». Идеалы свободы, равенства и счастья как социальные ценности культуры.

Критика невежества, деспотизма, суеверий Вольтером (Ф.М. Аруэ) (1694-1778) М.-Ж. Кондорсе (1743-1794), Н.И. Новиковым (1744-1818) А.Н. Радищевым (1749-1802) и другими великими просветителями.

Единство культурно-социального процесса развития человечества, стадии и многообразие форм социальной культуры. Обоснование идей эволюционизма в работах Г. Спенсера (1820-1903), Л. Моргана (1818-1881), Д.Макционизма в работах Г. Спенсера (1820-1903), Леннана (1827-1881), Д. Леббока (1834-1913), Т. Вайца (1821-1864), ». Летурпо (1888 -1902), Ю Липперта (1839-1909), М.Н. Миклухо-Маклая (1846- 1888 ).

Основные идеи эволюционизма в трудах Э. Тайлора (1832-1917) «Первобытная культура», Д .Фрэзера (1854- 1941) «Золотая ветвь», «Фольклор в Ветхом Завете», М.М. Ковалевского (1851-1916) «Понятие о генетическом методе в социологии» Значение Э. Дюркгейма (1858-1917) и Я. Вебера (18б4-1920) для развития социологического подхода к культуре.

Эмпирическая база эволюционизма. Возможности сравнительно-исторического метода и появление трудов по социальной и культурной компаративистике.

Развитие неоэволюционизма в США в 60-х годах ХХ века. Культурная экология Р. Карнейро (1927), М. Харрис (1927) об универсальных уровнях человеческой организации.

Марксистская концепция культуры. Диалектико-Материалистическая интерпретация культуры. Взгляды на культуру как общественное достояние. В.И. Ленин, Г.В. Плеханов, А.В. Луначарский, К. Цеткин и др. Ленинская концепция культурной революции. Дискуссии по «пролетарской культуре» в 20- 30-е годы ХХ в. Духовная жизнь в СССР.

Развитие подходов к культуре как процессу постоянного социального усложнения общественных отношений. Культура и культурные традиции века.

Традиционное общество: соотношение локальной солидарности и антогонизма «мы – они», уравнительности и иерархичности. Индустриальное общество: работа и досуг как деление бытия, ориентация на постоянные измекения, основные цивилизационные противоречия. Понятие социокультурной динамики. Понятие массового общества в теории и истории культуры. Концепция Тоффлера о социальной динамике аграрного, индустриального и постиндустриального общества. Социальное неравенство как культурный феномен. Культура как орудие воспроизводства социальной структуры.

Информационное общество: понятие, типология, генезис. Маршалл Г. Маклюэн и концепция социализации культуры. Понятие коммуникации. Социокультурная динамика СМК в аспекте смены ведущего типа коммуникатора (сказитель, писатель, телеведущий). ТВ в системе социальной культуры. Интернет как культура. «Натурфилософская», экономическая и социологичеекая концепция «взрыва коммуникаций». «Культура аргументации» и «культура очевидности» в информационном обществе. Новейшие тенденции развития СМК: демассовизация СМИ в ностиндустриальных странах и реанимация классического проекта в странах «третьего мира». А. Моль о «догматической» и «демагогической» модели развития телевидения

Массовая культура современного общества. Вальтер Беньямин об изменении функционирования искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Пьер Бурдье о структуре поля символической продукции. Институализация поля массовой культуры и характер включенности в нее типических фигур (творец, критик, арт-менеджер, спонсор, зритель и т.д.) Природа значимости произведений массовой культуры. Массовая культура в современном российском обществе.

Культура постмодерна. Генеалогия и значение понятия «постмодерн».

Проблема легитимации понятия «постмодерн». Ж.-Ф. Лиотар о моделях легитимации знания в постмодерне. Типология языковых игр. Творческий процесс в современной культуре. Генезис темы творчества в рефлексии о культуре в "1" веке. Классический и романтический взгляд на понятие «культура». Критерии творчества в постмодерне.

Социальные последствия взаимопроникновения культур в условиях современных процессов глобализации
4. Социологическое понятие культуры.

Кантовская теория «прогресса духа» как основание социологического понимания культуры. Репрезентативная культура (Ф. Тенбрук) Культура как социальное видение. Культурно-аналитическая тенденция в развитии социологического понятия культуры (М. Вебер, Г. Зиммель, Э. Дорнгейм). Культура в системе взглядов «понимающей» социологии. Культура как тип социального действия. Классификация субъективного в культурном действии.

Человек как культурное существо. Ч. Кули (1864-1929) и У.Томас (1863-1947) и их подходы к культурному анализу личности. Символический интеракционизм Д. Мида и его последователей (Т. Лукман, И. Гофман, П. Вергер) как основа социологической интерпретации культуры. Культурно- социологические взгляды школы феноменологии. (А. Шюц, Э. Гуссерлы.

Культура в отечественной социологической традиции. Давыдов Ю.Н., Ионин Л.Г., Давидович Е.В., Жданов Ю.А., Коган Л.Н., Плотников С.Н., ФохтБабушкин Ю.У. и др.)



5. Культура как результат и совокупность социологической деятельности.

Социально-культурные предпосылки кризиса традиционных научных ценностей. Основные проблемы и противоречия в развитии европейской культуры ХХ века.

Переосмысление на рубеже Х1Х и хх веков основных категорий европейской культуры. Становление новой картины мира и новой концепции личности.

Смена научной парадигмы: теория относительности, квантовая физика, биология, генетика. Крушение традиционных ценностей: главенство человека над нриродой, главенство в человеке воли, разума, совести

Философские искания на рубеже веков. Становление новой концепции личности в представлениях первой половины ХХ века.

Пересмотр системы эстетических ценностей в искусстве модерна и авангарда начала ХХ века.

Русская культура конца Х1Х – начала ХХ века, ее влияние на мировую культуру.

Культура советского общества: достижения и противоречия. Преемственность в культуре и трудности современного периода культуры России.

Культура на пороге третьего тысячелетия. Возрастающая интенсивность экономических, политических, художественных, коммуникативных связей в конце ХХ века. Расширение взаимосвязи различных стран и регионов. Возрастающая целостность мира, «глобализация» общественного развития – основа формирования планетарной цивилизации.

Глобальные экологические проблемы человечества конца ХХ века. Эволюция культуры. Переход от культуры письменной к культуре экранной

Формирование нового типа мышления: ориентированность на саморазвитие, синтез образного и логического мышления, быстрота, гибкость, реактивность мышления.

Возрастание возможности манипулирования человеком, вовлечение его в слои иллюзорного общения, воздействие компьютера на здоровье человека – негативные стороны экранной культуры

Место интеллигенции в современном и будущем мире. Интеллигенция и интеллигентность. Кто такие интеллигенты: культурном определении понятия. к вопросу о социально- культурном определении понятия.

Роль интеллигенции в разработке новых идей, теорий, знаний.

Расширение сферы интеллектуальной деятельности в условиях НТР. Интеллигенция как явление русской культуры. Будущее интеллигенции.
Раздел П. Методология социологического изучения теории и истории культуры.
1. Метоология и методы социологических исследоваиий истории и теории культуры.

Методология как система принципов классификации теоретических концепций, направлений, школ в изучении культуры как целостного явления. Связь методологии с культурно-историческим контекстом.

Междисциплинарные аспекты истории и теории культуры. Историография и источниковедение. Особенности смыслового и ценностного функционирования культуры и способов их интерпретации.

Понятие метода исследования как совокупности аналитических приемов и процедур, используемых в анализе культуры. Исторический, аналитический, системный, семиотический, герменевтический, антропологический, этнографический, социологический, диалектический, сравнительно- исторический и другие общенаучные и специальные методы описания кульГ. Риккерт (1863-1936) «Науки о природе и науки о культуре». В. Дильтей (1833-1911) «Введение в науки о духе». Особенности ценностного и индивидуализирующего методов познания. Э. Кассирер (1874-1945) «Логика наук о культуре», «Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры» Смыслы и символы в кульуре.Л. Уайт (1900-1975) «Наука о культуре»: предмет и сфера исследования.


2. Культурно- духовная сфера общества.

Понятие духовной культуры как социального феномена. Культура – духовный компонент человеческой деятельности. Духовная культура – вся сфера социального созидания и духовного производства. Духовное производство – создание, хранение, распространение и потребление культурных норм, знаний, ценностей, символов. Соотношение материальных и духовных факторов в социокультурной деятельности.

Духовный мир индивида, его деятельность по созданию продуктов духовной культуры. Духовные ценности – произведения искусства, научные работы и другие творения человека.

Различие духовных ценностей по их значимости: общечеловеческие, национальные, сословно-классовые, групповые, индивидуальные. Роль субъективного фактора в духовном производстве.

Духовная культура как сложное многостороннее общественное явление. Нравственность, религия, наука, художественная культура и другие компоненты духовной культуры; взаимосвязь всех элементов духовной культуры и специфика каждого из иих.

Культура и нравственность. Нравственный выбор личности. Этика и этикет, их социально-культурное значение Культура и религия. Основные функции религии: мировоззренческая, регулятивная, коммуникативная, компенсаторная, интегрирующая. Изменение функции религии в процессе исторического развития.

Наука в системе культуры. Возрастание роли науки в ХХ веке. Наука – важнейший фактор научно-технической революции. Изменение взаимоотношений между наукой и техникой в условиях НТР.

Сциентизм и антисциентизм. Негативные последствия НТР и пути их преодоления. Необходимость человеческого вектора в развитии науки и техники.

Наука, техника, культура: проблемы гуманизации и социальной ответственности.

Наука, техника, искусство: взаимосвязь и взаимопонимание

Гуманизация и гуманитаризация образования – важное условие подготовки специалистов в современных условиях.

Художественная культура. Специфика художественной культуры


3. Социокультурная деятельноеть.

Человеческая деятельность как совокупность всего многообразия взаимоотношения человека с культурой.

Труд как проблема отечественной культуры.

Культурологическое понятие рынка: рынок как поиск новых решений, отношений, идей и их воплощение.

Профессиональная деловая культура и принципы управления в условиях рыночных отношений Культура делового общения. Общение (коммуникация) – необходимое условие существования человека. Общение как особый вид деятельности.

Необходимость общения для становления человека как личности, субъекта деятельности, индивидуальности.

Специфика делового общения как культурного взаимодействия, направленного на достижение общности индивидов, осуществляющих или предполагающих осуществление совместной деятельности. Этика делового общения. Умение правильно оценить обстановку, способность понять позицию собеседника; уважительное отношение к его мнению, умение отстаивать свою позицию, убежденность.

Политическая культура. Сложность и неоднозначность понятия «политическая культура». Политическая культура как определенный уровень социально обусловленного отношения и ценностных ориентаций к обществу, государству, власти и другим политическим институтам.

Политическая культура общества, классов, наций, личности. Политическая культура лидеров и масс. Проявления политической культуры: политическое сознание политическое поведение. Политическое поведение – определенный образ действий, устоявшийся у основной массы людей и являющийся стереотипом, нормой. Функции политической культуры: политической социализации личности и общества, коммуникативная (передача стереотипов суждений, политических норм от человека к человеку, от поколения к поколению), интегративная (объединяющая массу и формирующая поддержку власти).

Культура национальных отношений. Своеобразие и самобытность каждой нации. Мир как многоцветие национальных культур. Изучение истории и теории культуры – необходимое условие нахождения взаимопонимания между людьми разных национальностей. Диалог культур.

Педагогическая культура. Образование (воспитание и обучение) как форма культурной деятельности. Культурология образования как знание о культурных ценностях. Основные понятия культурологии образования: «культура личности», «культура развития и саморазвития», «педагогическая культура», «культура педагогического общения», «культура образовательных процессов»

Цель образования. Сложности и противоречия современного образования. Недостатки современного образования: разрыв между образованностью и воспитанностью, между интеллектуальной и эмоциональной культурой, между даваемыми знаниями и жизнью. Социокультурные предпосылки возрастание роли образования в системе человеческой жизнедеятельности.


4. Методологические основы социологического анализа проблем истории

и теории культуры.

Социология и социологизаторство в изучении культуры. Марксистский принцип классового анализа искусства и культуры. Взгляды российских марксистов на культуру. Плеханов Г.В., Ленин В.И., Луначарский А.В. о культуре и искусстве. Школа вульгарного социологизаторства. Концепция базисно надстроечной культуры. Теория «двух культур» в каждой нации, ее идеологическое содержание. Кризис в социокультурном измерении. Трансформация ценностей, проявление «социально – культурной энтропии» (А.Я. Флиер), реконструкции социализма (П. Бурдье), размывание идентичности идеалов и установок культуры. Сциентизм и антисциентизм как показатели культуры Алярмистский характер кризисных явлений в обществе. Всеобщность социокультурного кризиса в современном мире


Раздел 111. Основные направления социологических исследований культуры.
1. Творчеетво – обьект социологичеекого изучения в теории культуры.

Место понятия «творчества» в современных науках о культуре. Генезис творческого способа деятельности как рядоположенного другим способам деятельности. Труд и творчество: соотношение понятий. Субстанциональный и антисубстанциальный варианты понимания творчества. Творческий процесс: преодоление или продолжение бытия. Мартин Хайдеггер об истоке художественного творчества. Новизна и значимость как критерии творчества. Сфера техники и сфера идеологии в творческом каноне. Модели, формы и субъекты творчества. Модели творческой стратегии.

Понятие творческого потенциала и условий его реализации. Профессиональная и стихийная формы творчества. Творцы и трансляторы: специфика противоречия. Бурдье о проблеме легитимации и институализации творчества. Понятие этики как творческой интеллектуальной силы. Типы интеллектуалов и их эволюция
2. Изученение важнейших сфер духовно – культурной жизни общества.

Образование и наука.

Образование в истории социальной мысли. Особенности образования в разных странах. Система «морального воспитания» в Японии. Американский вариант гуманизации образования /Маслоу, Т. Парсонс I. Философия воспитания в Англии. Марксизм об образовании. Социология образования. Образование как диалог функция образования культур. Культуробразующая, воспитательная функция образования.

Наука как социальный институт. Культурологические проблемы науки в трудах Дж.Бернала, П.Сорокина, Т.Парсонса. Социально-культурная концепция науки Р.Мертона. К.Маркс о характере научного труда, тенденция научно-технического прогресса.

Творчество нововведений и инновационной деятельности.

Усиление взаимодействия науки и общества в современных условиях.

Политическая культура и культурная политика.

Понятие политической культуры. Политическая культура как синтез всемирно-исторического опыта политической жизнедеятельности.

Материальные и духовно-культурные компоненты политической культуры. Направления в исследованиях политической культуры: образ политической жизни, стереотипы политического поведения, политическая традиция, массовый, групповой и индивидуальный аспекты политической культуры.

Политические субкультуры: демографические, этнические. особенности исследований политической культуры на современном этапе: эмпирические данные и научный прогноз.

Понятие культурной политики. Культурная политика в СССР, ее основные направления и результаты: ликвидация безграмотности, издательское дело, политика в области искусства, науки и образования. Планирование культуры, цели и средства культуры. Типология культурной

Управление и финансирование в культуре. Опыт Европы и Америки – главное содержание культурной политики.

Социокультурные аспекты культурной политики. Развитие творчества, свободы личности. Уникальность продукта культуры, Вопросы потребления культуры и проблемы социальных показателей культуры.Изучение ценностных ориентаций в области культуры. Глобальность вопросов культурной политики. Целевое, комплексное планирование в культурной политике

Художественная культура и искусство.

Художественная культура как специфическая отрасль культурологического знания. История становления и развития исследований художественной культуры в 20-е – 30-е годы в СССР

Основные компоненты художественной культуры: производство художественных ценностей, художественные ценности, репродуцирование и распространение произведений искусства, потребление художественных ценностей, художественная критика и наука об искусстве, художественное образование, творческие союзы и организации. Особенности функционирования художественной культуры и ее элементов.

Художественная культура и общество.

Объективные и субъективные факторы хдожественной культуры, ее социальные функции. Научные центры, осуществляющие проведение исследований художественной культуры.

Основные направления конкретных социологических исследований в сфере художественной культуры.

Человек в социокультурной системе. Социокультурный анализ создателя продукта художественной культуры, ее потребителя и системы функционирования. Личность и художественная культура. Характеристика методов исследования художественной культуры.

Предмет социологии искусства. Взаимосвязь общественного развития и искусства как специфической среды деятельности. Границы социологии искусства. Социология литературы и социология музыки как относительно самостоятельные области исследования. Сущность социологического анализа процессов художественного творчества.

Досуг как социальный институт.Сущность и функции досуга, предмет и основные категории. К. Маркс о классовой сущности свободного времени. Роль досуга в формировании современного образа жизни. Досуг и социальная стратификация. Досуг и духовная жизнь людей. Влияние индустриализации и урбанизации на свободное время. Основные тенденции на изменения форм и функций досуга в свободном обществе. Структура бюджета времени: рабочее, внерабочее, свободное время Измерение бюджета свободного времени /С.Г. Струмилин, Г.А.Прудонский, В.В. Патрушев, Б.А. Грушин/. Исследование свободного времени Ж. Дюмазедье. Условия и факторы увеличения свободного времени, создание индустрии досуга, материально – технической базы в сфере быта. Совершенствование планирования и управления сферой досуга. Методы изучения свободного времени. Анкетные опросы и бюджетные обследования, метод наблюдения, многомерные наблюдения. Источники информации о структуре и содержании свободного времени. Проблемы свободного времени в жизни человека и трудового коллектива. Культура свободного времени.



Средства массовой информации.

СМИ как объект социокультурного изучения. Понятие "информационного общества" и роль СМИ. Основные методы в исследовании средств массовой коммуникации (контент – анализ, семантически дифференциал, этнография аудитории и др.)

Анализ социальных факторов, психологических закономерностей и механизмов влияния на массовое сознание телевидения, радио, прессы и их роль в культурно – духовном общении широких масс населения.

Информационное взаимодействие на макроуровне /массовые аудитории/ и в рамках замкнутой микросреды /регион, коллектив/.

Изучение проблемы журналистского творчества, совершенствования журналистского труда.

Методы и процедуры анализа интересов читательской, слушательской и зрительской аудитории. Методы исследования эффективности информационных процессов в обществе. Запросы массовой аудитории. Управление системой печати и журналистским коллективом. Читательские интересы и потребности – основные проблемы изучения чтения. Анализ состояния издательского дела. Изучение демографических групп читателей. характеристика основных методов исследования проблем чтения.

"Человек – читающий" в современном мире: состояние проблемы и перспективы ее развития.

Театр и кино.

Исследования театра и кино в СССР и за рубежом (60-80-е годы). Изучение театральной и кино аудитории как специфического направления в исследованиях культуры. Изучение репертуарной политики. Обзор современных социологических исследований театра и кино (работа ученых ВНИИ искусствознания, Уральского научного центра, института философии, РАН и др.)

Перспективы развития современного театра и кино.

Культурно-просветительная деятельность.

Основные направления изучения культурно-просветительной работы: история и современное состояние. Социальные проблемы клубов, музеев, парков, художественной самодеятельности и научно-технического творчества.

Социальные функции культпросвет работы. Исследование потребностей различных групп населения. Личность культпросвет работника и его профессиограмма.

Использование результатов прикладных исследований в практике культурно-просветительной работы с населением.



Культура города и села.

Специфика города и деревни как культурной среды жизнедеятельности человека. Культурная инфраструктура города и села, особенности ее развития.

Урбанизация как историческая фаза расселения и организации среды обитания, ее влияние на культурный уровень сельского и городского населения. Анализ культурно-бытовых и природно-экологических городских и сельских условий жизнедеятельности людей.

Качество сельской и городской культуры. Особенности культурного развития города и села.

Духовная культура различных демографических групп населения.

Основные подходы к анализу сфер жизнедеятельности, уровня духовного развития и социального статуса демографических групп населения.

Проблемы социальной мобильности и социальных перемещений. Культурно-бытовые и духовные особенности жизни студенчества, женщин, пенсионеров, школьников и т.д. Социально-культурное членение жизненного пути.

Применение методов поколенного и когортного анализа для изучения культурно-духовных процессов.

«Семейная» и «социальная» концепции поколений. Позитивистский и феноменологический подходы к поколениям. Карл Мангейм о необходимости выделения подгрупп в составе единого поколения. Типология подгрупп. Дискуссия о «первичности» и «вторичности» феномена поколений. Вопрос о степени общности феномена социального поколения. Понятие формативного периода. Тема поколения в культуре советского общества.

Молодежная культура.

Молодежь как социально-демографическая группа общества. Городская и сельская молодежь.

Культура молодежи: субкультура и контркультура. Молодежные социальные движения 60-х и 70-х годов ХХ в. как выражение молодежной культуры.

Экологическое движение «зеленых». Молодежная субкультура (Т.Парсонс, А. Коуэн, Д. Белл). Контркультура (битники, хиппи, панки). Рост отклоняющегося поведения.

Становление альтернативной молодежной культуры (рок культура, видео культура, мода, хобби и т.п.).

Неформальное молодежное движение. Перспективы развития молодежной культуры.


3. Новейшие направления социокультурной жизни.

Эвристииеские пределы понятия «игра».

Природа и значение игры как явления культуры. Игра и состязания как функции формирования культуры. Концепция и выражение понятия игры в языке. Игровые формы философии. Игра и ритуал. Игровой элемент в современной культуре.



Мода и идентичность.

Понятие и внутренняя структура моды. Мода и обычай в социальных системах. Мода как фактор совершенствования обычаев. Социальные функции моды. Социологические концепции моды. Жан Бодрийяр о социологической системе вещей и потребления. Индустрия моды, идеология и трансформация. Семиотический аспект костюма. Мода и общественная мораль. Факторы изменения моды в 90-е годы ХХ века.



Маркетинг в сфере творческой деятельности.

Культурная политика и маркетинг в культуре. Особенности изучения рынка в культурном маркетинге. Сегментация рынка и позиционирование товара в сфере художественной культуре. Проблема соотношения спроса и предложения в сфере художественной культуры.


Литература.

Абанкина И.В., Абанкина Т.В. Десять замечаний о так называемом «куль- турном маркетинге». / Организационно-экономические преобразования в сфере культуры: проблемы и перспективы. – М., 1990

Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. – М., 1991

Азбука делового общения. М., 1992

Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление.- М., 1988

Апресян Р. Ценностные контроверзы предпринимательства. //Общ. науки и современность. 1993. Л2

Арнольдов А.И. Введение в культурологию. - М., 1993

Арнольдов А.И. Цивилизация грядущего столетия.- М., 1997

Баббио Н. Интеллектуалы и власть. 1~ Вопр. философии. 1992. ЛФ 8

Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. – М., 199б

Бердяев Н.А. Судьба России.- М., 1990

Бердяев НА. Смысл истории. - М., 1990

Библер В. Цивилизация и культура, Размышления в конце ХХ1 века. - М.,1993

Боголюбова Е.В. Культура и общество.- М., 1978

Бодрийяр Ж. Система вещей. – М., 1995

Болтер Дж. А. Человек тьюринга: западная культура в компьютерный век. / Социология культуры: современные зарубежные исследования. – М., 1987

Борев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация.- М., 198б

Бретон Ф., Пру С. Взрыв коммуникации: рождение новой идеологии. – М., 1993

Булгаков С.Н. Философия хозяйства. – М., 1990

Бурдье П. Рынок символической продукции. ~Вопр. социологии. 1993. М 1,2

Вебер М. Избранное. Образ общества. – М., 1995

Вельш В. Постмодернизм: генеалогия и значение одного спорного понятия. !! Путь. Международный философский журнал. 1992. ЛИ Вехи: Из глубины. М., 1991

Волков Г. Три лика культуры. – М., 198б

В поисках пути: Русская интеллигенция и судьбы России. М., 1992

Гадамер. "-Г. Истина и метод. – М., 1998

Гаджиев К.С. Тоталитаризм как феномен "" века. ~~ Вопр. философии. 1992.

Гайденко П.П. «Вехи» – не услышанное предостережение. // Вопр. философии. 1992. ЛФ 2

Генис А. Вавилонская башня: искусство настоящего времени. Эссе. – М., 1997

Георгиева Т.С. Образование как сфера культуры: пути обновления. // Информационно-технологическая революция и подготовка кадров в США. – М., 1992

Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества.- М., 1977

Гессе Г. Игра в бисер – М., 1991

Гичев Е.А. Национальный образ мира.- М., 1988

Глаголев А.И. Экономические отношения в художественной культуре. Т.1. Западный опыт. – М., 1991

Глаголев А.И., Пискотина Р.М. О маркетинге в культуре. 1~ Социально- экономические проблемы художественной культуры. – М., 1987

Гнедовский М. Что такое музейный маркетинг? ~~Мир музея. 1995. М

Голомшток И. Тоталитарное искусство. – М., 1994

Гофман А.Б. Мода и обычай. !! Рубеж. Альманах социальных исследований. 1992 ЛАЗ

ГрейсонДж.-К (мл), О'Делл К. Американский

Григорьев В.М Наука и техника в контексте культуры. – М., 1989

Гудков Л Культура повседневности в новейших социологических теориях: Обзорная информация. – М., 1988

Гудков Л., Дубин Б.В. Интеллигенция: заметки о литературно- политической интеллигенции. – М., 1995

Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. 3-е изд. – М., 1990

Дебре Р. Критика политического разума (реферативное изложение Славного Б.). !~ Рубежи. 1995. е 3

Деготь Е. Террористический натурализм. – М., 1998

Деловая культура российского общества: Материалы круглого стола. // Общественные Науки и современность – 1993 М 3-4

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда.- М - 1991

Дюков Е.В., Жидков В.С. и др. Введение в социологию искусства. – СПб., 2001

Духовная культура и этническое самосознание. М 1990

Ерасов Б.С. Социальная культурология.- М., 199б

Загузов Н.И. Становление и развитие квалификационных научно- педагогических исследований в России (1934-1977). – Спб-Волгоград, 1998

Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. – М., 1990

Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика: теоретические концепции, проблемы, прогнозы. – М., 1995 Ильенко Э.В. Философия и культура. – М, 1991

Зиммель Г. Философия культуры. – М., 199б Ионин Л.Г. Социология культуры. – М., 199б

Зиновьев А. Запад. Феномен запада и мы. М, 1995 Левяш И.Я. Культурология – Минск 1998

Злобин Н.С. Культура и духовное производство ~~ Проблема теории культуры. М., 1980

Иконникова С.И. Диалог и культура. Л.1987

Иконникова С.Н. История культурологии. Спб. 199б

Иконникова С.Н. История культурологических теорий. В 3 частях. Спб.2001

Интеллектуальная элита Санкт-Петербурга. Ч. 1,2 ! Под ред. СА. Кугеля. – СПб., 1993

Ионин ЛГ. Основания социокультурного анализа.– М., 1995

Ионин Л.Г. Социология культуры. – М., 199б

Искусство кино. 199б. ЛИ (ст. «Война имиджей. Социология культуры о телевидении», Муратов С. «Смена эпох», Вирилью П. «Тирания настоящего времени»,Полпер К. «Против злоупотребления телевидением»).

Каган М.С. К вопросу о понимании культуры. ~~ Филос. науки. 1989, М

Коган М.С. Философия культуры. - Спб., 199б

Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Искусство и духовный мир человека. – М., 1983

Козлова О.Н. Национальные модели воспитания и гуманизм.-М., 1993

Козловски П. Культура постмодерна.– М., 1997

Корнев С. «Сетевая литература» и завершение постмодерна. Интернет как место обитания литературы. // Новое литературное обозрение. 1998. М 32

Кузнецова Т.Ф. Культура. Теория и проблема.- М., 1995

Култыгин В.П. Классическая социология.- М, 2000

Культурная политика России: история и современность. М., 199б

Курбатов В.И. Современная западная социология. Р~Д 2001

Левинсон А.Г. Анализ некоторых концепций массового культурного обслуживания в зарубежной социологии. // Методологические проблемы теоретико-прикладных исследований культуры. – М., 1988

Ленин В.И. О культуре.– М., 1985

Ленин В.И. О литературе и искусстве. б- изд. – М., 1979

Ленин В.И. О пролетарской культуре. 11 Полн.собр. соч. – т.41.

Лившиц М.А. Карл Маркс: Искусство и общественный идеал. – М.,1972

Лиотар Ж.Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн? // Ступени. 1992. Я 2(9)

Лиотар Ж.Ф. Состояние постмодерна. – СПб., 1998

Липков А.И. На пороге видеокомпьютерной эры. – М., 1988

Луначарский А.В. Диалог об искусстве / Собр.соч. – М., 19б7. – т.7.

Маркс К. и Энгельс Ф. Об искусстве в 2-х т. – М.,19б7

Маклюэн М. Телевидение. Робкий гигант. 11 ТК вчера, сегодня, завтра. Вып. 7. – М: Искусство, 1987

Мангейм К. Проблема поколений. ~~ Новое литературное обозрение. 1998. М 30

Манхейм К. Проблемы интеллигенции: Исследования ее роли в прошлом и на- стоящем. Часть 2. М., 1993

Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука.- М., 1983

Маркуш Д. Общество культуры: культурный состав современности. 11 Вопр. философии. 1993. Л$11

Межуев В. Культура и история.- М., 1978

Милюков П.Н. Интеллигенция и историческая традиция. ~// Вопр. философии. 1991. М 1

Мировая культура: традиция и современность. М., 1990

Михайлова Л.И. Социология культуры. - . 1999

Моисеев Н.Н. Человек во Вселенной и на Земле. ~//Вопр. философии. 1991. ЛФ б

Моль А. Социодинамика культуры. – М., 1973

Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. – М., 199б

На переломе. Философия и мировоззрение: Философские дискуссии 20-х годов. – М., 1990

Нечаев В.Я. Социология образования.- М., 1992

Новая технократическая волна на Западе. М., 198б

Новотный О, Фишер Я. Экономика культуры.– М., 1987

Нора П. Поколение как место памяти. ~// Новое литературное обозрение. 1998 № 30

Об идеологической работе КПСС: Сб. документов. 2-е изд., доп. М.,1983

Орлова Э.А, Культурная политика в современном социокультурном контексте. (Теоретико-методологическое исследование). // Культура и искусство в современном мире: состояние и тенденции развития. Обзорная информация. Вып. 1. Новые ориентиры в культурной политике. М., 1989

Очерки по истории теоретической социологии ХХ столетия.– М., 1994

Петросян ГМ. Две культуры: два взгляда. М. 1987

Пигров К.С. Социально-философские проблемы творчества. – Л, 1982

Плеханов ГВ. Эстетика и социология искусства в 2-х т. – М.,1978

Политическая культура: Теория и национальные модели. М. 1994

Прохоров А.В., Разлогов К.Э., Рузин В.Д Культура грядущего тысячелетия. // Вопр. философии. 1989. № б

Пригожин А.И. Деловая культура: Сравнительный анализ / Социс. – 1995

Проблемы истории и теории мировой культуры.– М., 1974

Разлогов К.Э. Феномен массовой культуры. ~~ Культура – традиции – образование. – М., 1994

Редель А.И. Духовность – основа российского менталитета.- М., 2000

Романов В.И. История развития культуры.- М., 1991

Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение.– М.,199б

Рузавин Г.И. Научная теория. Логико-методологический анализ. - М., 1978 Философия и методология науки. - М., 199б

Савельева И.М., Полетаев А.В. История и время: в поисках утраченного. – М., 1997

Савчук В.В. Компьютерная реальность архаического. //Видимость незримого. 1ИПетербургская Биеннале. – СПб., 199б

Самопознание европейской культуры Ж~ в. – М., 1991

Сахаров А.Д Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интел- лектуальной свободе. // Вопр. философии. 1990. М 2

Седов ЛА. Место русской культуры среди мировых культур // Полис. 1994

Селиверстов В.В. Философское обоснование теории и истории культуры. М., 1990

Сигов К.Б. Человек вне игры и человек играющий. //Философская и социологическая мысль. 1990. Л$4, 10

Скрипник А.П. Моральное зло в истории этики и культуры. – М., 1992

Смирнов И. Бытие и творчество. (Приложение к альманаху «Канун», выпуск 1). – СПб., 199б

Современная западная социология: Словарь. – М., 1990

Солженицын А.И. Образованщина. ~//Новый мир. 1991. Л$5

Соловьев В.С. Философия искусства и литературная критика. – М., 1991

Сорокин П. Социокультурная динамика – М., 1992

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество.- М., 1992

Сноу Ч.П. Две культуры. – М., 1973

Структура культуры и человек в современном обществе . М., 1987

Тойнби А. Постижение истории. - М., 1991

Тоффлер Э. Третья волна. - М., 1999

Тоффлер А. Футурошок. – СПб., 1997

Традиция в современном обществе: Исследование этнокультурных процессов. М., 1990

Трудовая этика как проблема отечественной культуры: современные ас- пекты. //Вопр. философии. 1992. №1

Уледов А.К. Духовная жизнь общества.- М., 1980

Умберто Э. От Интернета к Гутенбергу. ~~ Новое литературное обозрение. 1998 ЛГо 32 (4)

Флиер А.Я. Культурология для культурологов. – М., 2000

Флиер Н.Я. Культура как основа национальной идеологии России.- М., 1999

Фохт-Бабушкин. Искусство в жизни людей: конкретно-социологические исследования общества в России второй половины ХХ века. История и мето- дология. – СПб., 2001

Хзарджян С. Этика бизнеса. – М., 1992

Хиллман-Шартран Г., Маккохи К. Принцип "длины руки " и искусство: международная перспектива – прошлое, настоящее и будущее. //Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. Информ. Сборник. Вып. 5. М., 1990

Художественная культура: Понятия, термины. М., 1978

Шутц А. Структура повседневного мышления ~/ Социс Л$3- 198б



Ядов В.А. Россия в мировом пространстве ~~ Социс, 199б, М 3


скачать файл



Смотрите также:
Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности
293,73kb.
Программа-минимум кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «Иностранный язык»
175,13kb.
Программа минимум кандидатского экзамена по специальности
288,64kb.
Программа экзамена кандидатского минимума
89,34kb.
Программа разработана экспертным советом Высшей аттестационной комиссии по биологическим наукам
191,63kb.
Программа государственного аттестационного экзамена для студентов, обучающихся по специальности 080016- «математические методы в экономике»
188,51kb.
Вопросы вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 02. 01 «Русский язык»
74,43kb.
Программа государственного экзамена для специальности "050301. 65 Русский язык и литература" (квалификация учитель русского языка и литературы) предусматривает разделы "История русского языка", "Современный русский литературный язык"
378,13kb.
Минимум подчеркнут) Часть История Земли и жизни на ней
78,88kb.
Примерные вопросы к сдаче экзамена по специальности 12. 00
210,14kb.
«армавирская государственная педагогическая академия» программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению
642,49kb.
Программа по дисциплине
183,44kb.