minevi.ru
страница 1
скачать файл



лого

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования



«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)
школа региональных и международных исследований


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОПИСАНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО

Направление - 032700.68«Филология»
Программа подготовки «Русский язык как иностранный»
Форма подготовки - очная

Школа региональных и международных исследований

Кафедра русского языка как иностранного

курс 1, 2 семестр 1, 2, 3, 4

лекции _40__ час.

практические занятия__58_час.

лабораторные работы__12_час.

всего часов аудиторной нагрузки 110 час.

самостоятельная работа 142 час.

реферативные работы не предусмотрены

контрольные работы не предусмотрены

зачет __4__ семестр

экзамен 1,2,3 семестр


Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 24 от 14.01.2010 г.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры русского языка как иностранного «20» сентября 2012 г., протокол № 1

Зав. кафедрой русского языка как иностранного Л.В. Чубаева 2012 г.
Составители: к.п.н., доцент кафедры русского языка как иностранного Балобанова Л.А., ст. преподаватель кафедры русского языка как иностранного Шульгинов В.А.
I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)



II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ __________________

(подпись) (И.О. Фамилия)


АННОТАЦИЯ

Дисциплина «Описание русского языка как иностранного» (М.2.1.3) относится к базовой части (М.2.1) профессионального специального цикла дисциплин (М.2). Данная дисциплина формирует лингвистические основы для овладения русским языком как иностранным, развивает речевые навыки учащихся, необходимые для успешной коммуникации на русском языке, подготавливает учащихся к применению знаний на практике, формирует лингвистическую базу для преподавательской и переводческой деятельности. Преподавание курса связано с другими курсами государственного образовательного стандарта: «Методика преподавания русского языка как иностранного», «Теория и практика изучения русского языка как иностранного».

Дисциплина связана с производственной и педагогической практикой.

Главным требованием «входных» знаний и навыков, необходимых для освоения данной дисциплины, является наличие умений и навыков, соответствующих первому сертификационному уровню владения русским языком.



Цель курса: описание русского языка с ориентацией на решение прикладных задач обучения РКИ.

Задачи курса:

  • дать представление о системе гласных и согласных звуков русского языка;

  • ознакомить учащихся с трудностями постановки звуков иностранным учащимся в практикепреподавания русского языка как иностранного, с типичными ошибками в произношении звуков иностранцами и приемамиих исправления.

  • показать особенности средств выражения основных морфологических категорий и функционирование частей речи в русском языке;

  • ознакомить учащихся со способами выражения смысловых отношений и основными синтаксическими структурами русского языка, актуальными в преподавании русского языка иностранцам.

В процессе освоения данной дисциплины магистр формирует и демонстрирует следующие общепрофессиональные компетенции (ПК):

- способностью демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области (ПК-2);



научно-исследовательская деятельность:

- способностью к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в области филологии и других гуманитарных наук для собственных научных исследований (ПК-4);

- способностью владения навыками самостоятельного исследования системы языка и основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах, изучение устной и письменной коммуникации с изложением аргументированных выводов (ПК-5);

педагогическая деятельность:

- способностью владеть навыками квалифицированной интерпретации различных видов текстов, в том числе раскрытия их смысла и связей с породившей их эпохой, анализ языкового и литературного материала для обеспечения преподавания и популяризации филологических знаний (ПК-8).




  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА (40 часов)

1 семестр (10 часов)

Модуль 1. Фонетика (10 часов)

Раздел 1. Функциональная фонетика (2 часа)

Тема 1. Функциональная фонетика в системе различных аспектов русского языка как иностранного. (1 час)

Тема 2. Типологические особенности артикуляционной базы звуков в связи с иностранным акцентом в русской речи. (1 час)

Раздел 2. Гласные и согласные звуки в аспекте РКИ (4 часа)

Тема 1. Особенности артикуляции русских гласных. Приемы их постановки и типичные отклонения в образовании. (1 час)

Тема 2. Особенности артикуляции русских согласных по месту и способу образования. Типичные ошибки в их образовании и способы исправления. (1 час)

Тема 3.Артикуляционная классификация русских согласных по твердости/мягкости и глухости/звонкости. Особенности произношения иностранных и заимствованных слов. (1 час)

Тема 4. Сложные сочетания русских согласных. Типичные ошибки в их произношении и приемы исправления. (1 час)

Раздел 3. Ударение и ритмика в аспекте РКИ (4 часа)

Тема 1. Основные характеристики русского ударения на фоне иноязычных систем. Строение ритмических моделей русских слов (2 часа)

Тема 2. Структура русского слога. Типичные отклонения в фонетической структуре русского слова при анализе иноязычного акцента (2 часа).

2 семестр (10 часов)

Модуль 2. Морфология (10 часов)

Раздел 1. Особенности описания имени существительного (6 часов)

Тема 1. Место морфологии в системе РКИ. Специфика функциональной морфологии. Особенности описания частей речи и морфологических категорий. (2 часа)

Тема 2. Имя существительное в практической грамматике РКИ. Лексико-грамматические разряды существительных, актуальные для РКИ. Особенности изучения категории рода имен существительных в курсе РКИ. (2 часа)

Тема 3.Специфика выражения категории числа и падежа в русском языке (2 часа)



Раздел 2. Особенности описания местоимения и прилагательного (2 часа).

Тема 4. Местоимения и имя прилагательное в практике РКИ (2 часа).



Раздел 3. Особенности описания глагола в практике РКИ (2 часа).

Тема 5. Глагол в практике РКИ. Особенности формообразования некоторых групп глаголов. Значение и функционирование глаголов движения. Особенности глаголов на –ся. (2 часа)


3 семестр (14 часов)

Модуль 3. Синтаксис простого предложения (14 часов)

Раздел 1. Особенности описания простого двусоставного предложения (10 часов).

Тема 1. Место синтаксиса в различных курсах русского языка как иностранного (2 часа).

Тема 2. Структурные схемы русского предложения и их регулярные реализации (2 часа).

Тема 3. Согласование подлежащего и сказуемого при выражении подлежащего числительным и количественным сочетанием (2 часа).

Тема 4. Описание предиката в функциональной грамматике. Семантические классы предикатов, актуальные для РКИ. Денотативные роли (4 часа).

Раздел 2. Односоставное предложение в практике РКИ (4 часа).

Тема 5. Описание односоставного предложения. Глагольно-именные предложения (2 часа).

Тема 6. Инфинитивные и номинативные предложения. Безличные предложения (2 часа).
4 семестр (6 часов)

Модуль 4. Функционально-семантические категории и их выражение (6 часов)

Раздел 1. Сложное предложение.

Тема 1. Выражение определительных отношений в русском языке (2 часа).

Тема 2. Выражение причинно-следственных отношений в русском языке (2 часа).

Тема 3. Выражение уступительных отношений (2 часа).




  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА

  1. семестр (26 часов)

Занятие 1-2. Гласные звуки в аспекте РКИ (4 часа)

Особенности артикуляции русских гласных. Приемы их постановки и типичные отклонения в образовании. (2 час)

Занятие 3-4. Согласные звуки в аспекте РКИ (4 часа)

Особенности артикуляции русских согласных по месту и способу образования. Типичные ошибки в их образовании и способы исправления. (2 часа)

Занятие 3-12. Ударение и ритмика в аспекте РКИ (18 часов)


  1. семестр (18 часов)

Занятие 1-3. Особенности описания имени существительного (8 часов).

Отличие описательной грамматики от практической грамматики для иностранцев (2 часа).

Функционирование морфологических категорий существительных (одушевленности/ неодушевленности, рода) (2 часа).

Функционирование морфологических категорий существительных (числа, падежа) (4 часа).


Занятие 4-5. Особенности описания местоимения и прилагательного (4 часа).

Особенности формообразования прилагательных, актуальные для РКИ (2 часа).

Особенности употребления местоимений и местоименных слов (2 часа).
Занятие 6-7. Особенности описания глагола в практике РКИ (6 часов)

Функционирование видов глагола (2 часа).

Специфика классов глаголов, трудности в обучении глаголу (4 часа).



  1. семестр (14 часов)

Занятие 1-5. Особенности описания простого двусоставного предложения (10 часов)

Применение структурных схем русского предложения в практике РКИ. (2 часа)

Субъектно-объектные отношения в простом предложении. (2 часа)

Согласование подлежащего и сказуемого при выражении подлежащего числительным и количественным сочетанием. (2 часа)

Семантические классы предикатов и денотативные роли предикатов. (2 часа)

Пассивные структуры. (2часа)


Занятие 6-7. Односоставное предложение в практике РКИ (4 часов)

Односоставные предложения: особенности их функционирования в русском языке. (2 часа)



Безличные предложения в русском языке. (2 часа)


  1. семестр (12 часов)

Лабораторные занятия 1-6. Функционально-семантические категории и их выражение (12 часов).

Занятие № 1. Выражение определительных отношений в русском языке (2 часа).

Занятие № 2. Выражение временных отношений (2 часа).

Занятие № 3. Выражение причинно-следственных отношений в русском языке (2 часа).

Занятие № 4. Выражение условных отношений в русском языке (2 часа).

Занятие № 5. Выражение уступительных отношений (2 часа).

Занятие № 6. Выражение целевых отношений (2 часа).

  1. КОНТРОЛЬ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ КУРСА

Вопросы к экзамену


  1. Какова роль синтаксиса в обучении русскому языку как иностранному?

  2. Какие смысловые и структурные признаки предложения важны при обучении иностранцев?

  3. В чем состоит специфика русского вопросительного предложения?

  4. Чем отличаются понятия минимальной структурной схемы и расширенной структурной схемы? Что такое модель предложения?

  5. Как охарактеризовать двусоставные предложения в русском языке?

  6. Какие основные структурные схемы русского предложения актуальны для РКИ? Что такое типовое значение предложения?

  7. Как согласуется со сказуемым подлежащее – количественно-именное сочетание со словами столько, сколько, много, немного, мало, немало?

  8. Как согласуется со сказуемым подлежащее, включающее количественные числительные и слово несколько?

  9. Как согласуется со сказуемым подлежащее, включающее в свой состав слова большинство, меньшинство, множество, ряд, часть?

  10. Как согласуется со сказуемым подлежащее со значением совместности?

  11. Какой принцип положен в классификацию субъекта в функциональных грамматиках М.А.Шелякина и М.В.Всеволодовой?

  12. Что такое предикат предложения? Как связан предикат с субъектом предложения?

  13. Каковы семантические классы предикатов?

  14. Какие денотативные роли предиката и сферы проявления предикативного признака выделяются в работах М.В.Всеволодовой?

  15. В чем заключается особенность глагольно-личных предложений в практике преподавания РКИ?

  16. Каковы особенности инфинитивных предложений в практике РКИ?

  17. В чем состоит особенность номинативных предложений?


Вопросы к зачету


  1. Как можно охарактеризовать определительные отношения в простом предложении?

  2. Что такое родительный определительный?

  3. Какова семантика предложно-падежных конструкций, выражающих определительные отношения в простом предложении?

  4. Как функционируют приложения и причастные обороты?

  5. Что такое определительно-выделительные отношения и каковы средства их выражения?

  6. Что такое определительно-качественные отношения и каковы средства их выражения?

  7. Что такое определительно-притяжательные отношения и каковы средства их выражения?

  8. Что такое определительно-пространственные отношения, в чем особенность их изучения в практике РКИ?

  9. Что такое определительно-временные отношения, в чем особенность их изучения в практике РКИ?

  10. Каковы правила трансформации сложного предложения с придаточным определительным в простое предложение с причастным оборотом?

  11. Как выражаются причинные отношения в простом предложении?

  12. Как выражаются причинные отношения в сложном предложении?

  13. Какова структурно-семантическая характеристика уступительных отношений?

  14. В чем особенность уступительных отношений в бессоюзном предложении?

  15. Как выражаются уступительно-усилительные значения?

  16. В чем особенность уступительных отношений в простом предложении (семантика предложно-падежных конструкций, деепричастные обороты)?


IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Бабалова Л.Л., Кокорина С.И. Практикум по русской грамматике: в 2 ч., М., Изд-во: Рус.язык, 2011. – 352 c.

  2. Битехтина Н. Б., Климова В. Н. Русский как иностранный: фонетика. – М.: РЯ. Курсы, 2011. – 128 с.

  3. Книга о грамматике. Русский язык как иностранный/ Под ред. А.В.Величко. -3-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во Моск.ун-та, 2009. – 816 c.

  4. Короткова О.Н. По-русски - без акцента! Корректировочный курс русской фонетики и интонации для говорящих на китайском языке. - СПб: Златоуст, 2009. – 192 с.

  5. Лебедева М.Н. Карманная грамматика русского языка для иностранцев. М., Изд-во: Рус.язык, 2011. – 184 c.

  6. Одинцова И.В, Малашенко Н.М., Бархударова Е.Л.. Русская грамматика в упражнениях: рабочая тетрадь с комментариями (для иностранных учащихся). М., Изд-во: Рус.язык, 2008. – 235 c.

  7. Скворцова Г.Л. Употребление видов глагола в русском языке: Учебное пособие для иностранцев, изучающих русский язык. М., Изд-во: Рус.язык, 2012. – 136 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА



  1. Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. М., 1984 -383с.

  2. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. М.,1976. – 383 с.

  3. Бабалова Л.Л. Сложное предложение в преподавании русского языка как иностранного. М., 1983. – 128 с.

  4. Белошапкова В.А. Современный русский язык. Синтаксис. М., 1972. – 800 с.

  5. Богомазов Г.М., Пауфошима Р.Ф. О восприятии вставных гласных // Звуковой строй языка. М., 1979.- С. 14-16.

  6. Бондарко А.В. Принципы функциональной грамматики и вопросы аспектологии. Л., 1983. – 208 с.

  7. Бондарко А.В. Функциональная грамматика. М., 1984. – 133 с.

  8. Бондарко Л.В., Вербицкая Л.А., Гордина М.В. Основы общей фонетики. Учебное пособие. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1991. - 152 с.

  9. Брызгунова Е. А. Вводный фонетико-разговорный курс. М., 1982.-163 с.

  10. Брызгунова Е. А. Звуки и интонация русской речи. М., 1969 -280 с.

  11.   Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. Пособие по русскому языку. – М.: Высш. шк., 2003. – 239 с

  12. Володина Г.И. Описание синтаксических классов предложений в целях преподавания русского языка как неродного. М., 1989. – 427 с.

  13. Вольф Е.М. Грамматика и семантика прилагательного. М., 1972. – 280 с.

  14. Всеволодова М.В. Способы выражения временных отношений в русском языке. М., 1975. – 231 с.

  15. Всеволодова М.В., Ященко Т.А. Причинно - следственные отношения в русском языке. М.,1988. – 208 с.

  16. Грамматика современного русского языка. М., 1980. – 714 с.

  17. Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. М., 1982. – 351 с.

  18. Золотова Г.А. Очерк функционального синтаксиса. М., 1973. – 355 с.

  19. Изаренков Д.И. Бессоюзное сложное предложение. Система языка и обучение иностранцев русской речи. М., 1990. – 163 с.

  20. Книга о грамматике: Материалы к курсу «Русский язык как иностранный»/ под ред. А.В.Величко. М., 2004. – 316 с.

  21. Князев С.В., Пожарицкая С.К. Современный русский язык. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. М., 2004. -430 с.

  22. Кодзасов С.В., Кривнова О.Ф. Общая фонетика. М.: Изд-во Российского государственного гуманитарного университета, 2001. - 592 с.

  23. Колосов К.М. К вопросу об артикуляционной базе языка // Теоретические проблемы фонетики и обучение произношению. М., 1971. — С. 36-60.

  24. Кулешов В. А., Мишин А. Б. Сопоставление артикуляционных баз английского и русского языков и фонетическая интерференция. М., 1987. -190 с.

  25. Лебедева, Ю.Г. Звуки, ударение, интонация: (Учеб. пособие по фонетике рус. яз. для иностранцев) / Ю.Г.Лебедева. - 2-е изд., испр. - М.: Русский язык, 1986. - 244 с.

  26. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. – 685 с.

  27. Любимова П. А. Обучение русскому произношению. Артикуляция. Постановка и коррекция звуков. М., 1982.- 192с.

  28. Одинцова И. В. Звуки, ритмика, интонация. М., 2004.- 366 с.

  29. Панов М. В. Современный русский язык. Фонетика. М., 1979. -288 с.

  30. Реформатский А. А. Из истории отечественной фонологии. М., 1970. 527 с.

  31. Рогозная Н. Н. Лингвистический атлас нарушений в русской речи иностранцев. - Иркутск, 2001. 332 с

  32. Рожкова Г.И. Очерки практической грамматики русского языка. М., 1978. – 158 с.

  33. Фунтова И. Л. Фразовое ударение в английском и русском языке // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Филологические науки. 2012. №1. С.67-73.

  34. Шелякин М.А. Справочник по русской грамматике. М., 2003. – 256 с.

Электронные ресурсы:

  1. Курикова Н.В. Русский язык как иностранный: профессиональная сфера общения. Пишем научный проект: учебное пособие / Н.В. Курикова. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. - 42 с. http://window.edu.ru/resource/213/75213

  2. Земская, Е. А. Русский язык как иностранный. Русская разговорная речь. Лингвистический анализ и проблемы обучения [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Е. А. Земская. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Флинта : Наука, 2011. - 240 с. http://znanium.com/bookread.php?book=409949

  3. Ниссен, В. Ю. Русский речевой этикет [Электронный ресурс] : учеб. пособие / В. Ю. Ниссен, Т. В. Карасёва. - М. : ФЛИНТА : Наука, 2011. - 80 с. - (Русский язык как иностранный). http://znanium.com/bookread.php?book=406425
скачать файл



Смотрите также:
Программа подготовки «Русский язык как иностранный» Форма подготовки очная
160,65kb.
Отчет об итогах работы гип «Школа предолимпиадной подготовки» за 2009-2010 учебный год
63,2kb.
Общая характеристика предмета «Иностранный язык» Иностранный язык входит в общеобразовательную область
368,43kb.
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) Теория построения инфокоммуникационных сетей и систем Направление 210700. 68 «Инфокоммуникационные технологии и системы связи»
191,22kb.
Программа педагогической практики по специальности «050403. 65 Культурология» Очная форма обучения Курс 4 Семестр 8 Заочная форма обучения Курс 4
384,68kb.
Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Русский язык»
193,73kb.
Программа дисциплины Французский язык для направления 080200. 62«Менеджмент» подготовки бакалавра
272,49kb.
Программа дисциплины Практикум устного общения на арабском языке: этап 1
448,61kb.
Программа дисциплины Финансовый менеджмент для направления 080100. 62 «Экономика» подготовки бакалавра
356,38kb.
Программа дисциплины «Иностранный язык (немецкий)»
191,19kb.
Вопросы вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 02. 01 «Русский язык»
74,43kb.
1Область применения и нормативные ссылки
225,17kb.