minevi.ru
страница 1
скачать файл


МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. М.В. ЛОМОНОСОВА

ИНСТИТУТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

Факультет дополнительного образования

Программа «Практическая психология личности»


ДИПЛОМНАЯ РАБОТА



По предмету: «Психология личности»
на тему: СОЧЕТАНИЕ ПРОЦЕССОВ ПСИХОДИАГНОСТИКИ И МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В УСЛОВИЯХ КРУПНОЙ КОМПАНИИ

(в сфере Интернет-рекламы)


Выполнила: *******

Москва 200*



ОГЛАВЛЕНИЕ:
Введение………………………………………………………………………………….3

1. Теоретические аспекты психодиагностики и мотивации личности………….5

1.1. Сущность психодиагностики, как прикладного аспекта психологии личности…………………………………………………………………………………5

1.2. Мотивации личности, как инструмент повышения эффективности персонала компании…………………………………………………………………..12

2. Прикладные аспекты использования элементов психодиагностики и мотивации в условиях крупной компании………………………………………...17

Заключение……………………………………………………..………..…………….23

Список используемой литературы………………………………..……..……..…...24

Приложения


Введение

Мы все хорошо осознаем, насколько важно стимулировать желание людей к выполнению работы, т.е. мотивировать персонал. При отсутствии положительного настроя на работу ценные знания и интеллект сотрудников будут потрачены понапрасну на выискивание причин невыполнения задачи и нисколько не помогут ее выполнению.

Что мы можем сделать для создания положительного настроя? Безусловно, поглаживание людей по голове и поощрение их работы необходимо, но для мотивации требуется нечто большее, чем простые увещевания, а часто и больше, чем просто деньги. И одним из важных факторов выбора верного пути мотивации человека является грамотная оценка – психодиагностика его индивидуальных личностных особенностей.

На вопрос, существует ли установленная, стандартизованная методология мотивации персонала, подобная разработанной, например, в статистическом анализе, мы должны ответить отрицательно. Причиной тому служат существенные различия людей по характеру, психологии, умению и мастерству.

Тем не менее, если опираться не на различия в характерах людей, а на сходные черты, лежащие под этими различиями, а именно – на природу человека, можно отыскать множество ключевых факторов мотивации, и дифференцированно использовать их применительно к разным типам людей.

Тема психологии личности и мотивации является достаточно разработанной как в зарубежной, так и в отечественной литературе. Существует множество концепций и школ управления персоналом и его мотивации, множество точек зрения, порой даже противоположных. Наиболее известными отечественными исследователями в этой области являются А.П. Волгин, В.П. Галенко, М.В. Грачев, Старобинский Э.Е., Травин В.В. и др., наиболее известные зарубежные исследователи – А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д. МакКлелланд и др.

Настоящая дипломная работа выполнена на основании анализа обширного перечня литературных источников, материалов Интернет-статей и обсуждений на форумах, консультаций с Hr и Hh-специалистами1, а также по результатам личного опыта работы менеджером по персоналу в крупной компании, специализирующейся на производстве и продаже Интернет-рекламы.

Объектом исследования настоящей работы являются особенности психодиагностики и мотивации персонала в условиях крупной компании.

Предмет исследования – подходы к психодиагностике и мотивации сотрудников в компании, работающей в сфере интернет-рекламы.

Цель работы: оценка подходов к использованию методов психодиагностики и мотивации сотрудников в условиях интернет-компании.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:



  • Обзор современных подходов к психодиагностике;

  • Анализ практикуемых сегодня подходов к мотивации личности и персонала;

  • Оценка эффективности мотивации персонала на предприятии (на примере компании, работающей в сфере интернет-рекламы).

Практическая значимость работы определяется возможностью использования ее результатов при управлении мотивацией сотрудников в организации.

1. Теоретические аспекты психодиагностики и мотивации личности

Психология личности и совокупность методов по оценке её особенностей (психодиагностика) выступает важным основанием для выбора наиболее приемлемых форм мотивации людей. Особую значимость эта проблема приобретает в экономической среде, где требуется быстро, четко и с минимальными затратами определять потенциально-привлекательных сотрудников и выбирать оптимальные пути управления их мотивацией.


1.1. Сущность психодиагностики, как прикладного аспекта психологии личности

Психологическая диагностика (психодиагностика) изучает способы распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей человека (свойств его личности и особенностей интеллекта).

Становление и развитие психодиагностики происходит в конце XIX в. Данный процесс связан с зарождением дифференциально-психологического изучения человека, которое складывалось под влиянием запросов практики. В конце XIX века оформилась «индивидуальная психология» (или психология личности), целью которой было изучение индивидуальных особенностей человека с помощью экспериментально-психологических методов. Первыми достижениями индивидуальной психологии были исследования учеников В. Вундта – Э. Крепелина, Д. Кеттела, а также других ученых – А. Бине, А. Лазурского.

****************************************************************
Программа комплексной оценки персонала, практикуемая в компании «Интернет-реклама» находится в стадии постоянного совершенствования, но уже сегодня позволяет добиться высокой эффективности на стадии рекрутинга и последующей работы с сотрудниками. Оценка проводится методом «ассессмент–центр», основанном на оценочных методиках, и сориентированном на реальное рабочее поведение человека и требования к данной позиции в компании 2. Итоговое решение о приеме кандидата в компанию осуществляется на основании следующих инструментов:


  • психодиагностика – комплекс психологических тестов, позволяющих оценить общий уровень интеллектуального потенциала личности в соответствии с особенностями темперамента и другими чертами характера;

  • оценка резюме (биографический метод);

  • интервью – свободная беседа с выяснением характерных особенностей личной и профессиональной биографии кандидата, его умения держать себя и вести конструктивный диалог.

Беседа с одним потенциально-перспективным кандидатом занимает от 30 минут до полутора часов. В зависимости от позиции, на которую он претендует, используются проективные вопросы, кейс–интервью, вопросы по предыдущим местам работы, планам и стремлениям на будущее. При этом, особое внимание при беседе с «айтишником» (потенциальным сотрудником IT-отдела) уделяется его умению работать в команде и, главное, – знанию технологий. При прочих равных условиях, большую роль играет опыт работы кандидата в данной сфере. «Сейлы» (потенциальные сотрудники отдела продаж) ценятся, главным образом, своей коммуникабельностью, стрессоустойчивостью, наличием активной жизненной позиции, стремлением к личностному развитию и профессиональному росту.

Как упоминалось выше, важным элементом оценке потенциального сотрудника является тестирование. В компании «Интернет-реклама», одним из хорошо зарекомендовавших себя инструментов тестирования выступает Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (применение которой в сокращенном варианте занимает не более 50 минут при индивидуальном прохождении теста)3.



Опросник Кеттелла является многомерной методикой, оценивающей свойства нормальной личности; он описывает личностную структуру человека, выявляет личностные проблемы, помогает найти коррекционные механизмы для решения личностных проблем.

Основой теста Кеттелла4 служит «теория личностных черт», при этом личность описывается совокупностью первичных свойств личности, которые определяют ее внутреннее содержание и поведение. Тестируемая личность попадает в уже готовую систему координат, и там измеряются ее свойства и сравниваются с заранее заданными свойствами.

Комбинирование тестирования по данной методике со свободным интервью позволяет с нескольких ракурсов оценить индивидуальные особенности личности кандидата, предварительно выбрать стратегию мотивации данного человека. Результаты тестирования, в частности, позволяют оценить человека по следующим группам факторов – таблица 1.:

Таблица 1. Группы факторов профиля личности



Фактор А

«замкнутость общительность»

Фактор В

«интеллект»

Фактор С

«эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость»

Фактор Е

«подчиненность доминантность»

Фактор F

«сдержанность – экспрессивность»

Фактор G

«подверженность чувствам – высокая нормативность поведения»

Фактор Н

«робость – смелость»

Фактор I

«жесткость – чувствительность»

Фактор L

«доверчивость – подозрительность»

Фактор М

«практичность – развитое воображение»

Фактор N

«прямолинейность – дипломатичность»

Фактор О

«уверенность в себе – тревожность»

Фактор Q1

«консерватизм – радикализм»

Фактор Q2

«конформизм – нонконформизм»

Фактор Q3

«низкий самоконтроль высокий самоконтроль»

Фактор Q4

«расслабленность напряженность»

Фактор MD

«адекватность самооценки»

Факторы – особенно значимые для кандидатов в Sales-отдел;

Факторы – особенно значимые для кандидатов в IT-отдел.
Результаты тестирования, помимо тестового описания («психологического портрета личности») могут быть представлены в графической форме (Рис. 3.), что наглядно и оперативно позволяет оценить степень выраженности или отсутствие нужных качеств у тестируемого.


Рис. 3. Образец построения профиля личности5.


Показатели распределяются по биполярной шкале с крайними значениями от 0 до 10 баллов. Из имеющихся показателей по всем 16 факторам строится, так называемый «профиль личности». При интерпретации уделяется внимание, в первую очередь, «пикам» профиля, то есть наиболее низким и наиболее высоким значениям факторов в профиле.

По результатам тестирования, в совокупностью с впечатлением от интервью и особенностями резюме кандидата на вакансию, человек может влиться в коллектив компании.

В случае приема человека в компанию, он проходит знакомство со своим подразделением, компанией в целом, и комплексный семинар для новых сотрудников.

На последующих этапах взаимодействия сотрудников с HR-отделом компании «Интернет-реклама» происходит не в той мере, в которой необходимо для эффективного управления их мотивацией: отсутствуют возможности мониторинга эмоционально-психологического состояния персонала, а следовательно и адресного воздействия.



*********************************************************

Список используемой литературы

  1. Авдеев В.В. Управление персоналом: технология формирования команды/ – М.: Финансы и статистика, 2003. – 544 с.

  2. Володин А., Назарук М. Что побуждает нас работать: Теория мотивации труда // Банковские технологии. – 2002. – № 10. – С. 29-31.

  3. Гайда В.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование: учебное пособие. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. С. 13-18.

  4. Добролюбов Е.А. Система материального и нематериального стимулирования (мотивации) персонала // Банковские технологии 2002. – № 3. – С. 41-44.

  5. Зайцев Г.Г., Файбушевич С.И. Управление кадрами на предприятии: Персональный менеджмент. – СПб: Изд-во СПбУЭФ, 2003. С. 318.

  6. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы: Учеб. пособие для вузов. – СПб. и др.: Питер, 2002. – 508 с.

  7. Кобьёлл Клаус Мотивация в стиле ЭКШН: восторг заразителен.

  8. Кондо Й. Мотивация персонала – ключевой фактор менеджмента. Пер. с англ. -Н. Новгород: СМЦ «Приоритет», 2002. -206 с.

  9. Маслоу А. Мотивация и Личность. СПб.: Издательство "Евразия",1999 г.

  10. Менеджер мафии. Руководство для корпоративного Макиавелли.

  11. Минцберг Генри. Структура в кулаке.

  12. Мотивация персонала. Ключевой фактор менеджмента / под ред. Йосио Кондо.

  13. Нордстрем Кьёлл А, Риддерстрале Йонас. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта.

  14. Система мотивации персонала. Верхоглазенко В. «Консультант директора», февраль №4, 2002. – С. 23-34.

  15. Стивенсон Нэнси. Как мотивировать людей. 10-минутный тренинг для менеджера.

  16. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. М., 2000г. С. 101.

  17. Шаховой В.А., Шапиро С.А. Мотивация трудовой деятельности. Учебное пособие. М ООО "Вершина". 2003. – 224 с.

  18. Шванцара Й. Диагностика психического развития (Пер. с чешск.; Общ. ред. Г.А.Овсянникова. – Прага: медицинское изд-во Авиценум, 1978. С. 46.


Приложение 1. Теория иерархии потребностей Маслоу6.
Американский социолог Абрахам Маслоу выдвинул теорию, согласно которой человек работает для того, чтобы удовлетворить свои внутренние потребности. Человеческие потребности различны по своему характеру и имеют особую иерархию или порядок актуализации (превращения в потребность, направляющую в данный момент трудовое поведение человека). После того как потребность удовлетворяется, она теряет свою актуальность. По мнению Маслоу, человеческие потребности могут быть сгруппированы в пять качественно различных категорий.
1. Физиологические потребности – это базисные потребности в пище, воде, тепле, крыше над головой и т.п., обеспечивающие выживание человека и его потомков.
2. Потребности в безопасности и стабильности отражают стремление человека обеспечить удовлетворение физиологических потребностей на постоянной основе, сохранение определенного уровня жизни, предсказуемость и контроль за собственной жизнью.

3. Потребности в принадлежности (ассоциации) выражают желание человека быть любимым, стать признанным общественным существом, поддерживающим постоянные контакты с другими членами общества.

4. Потребности в общественном признании (статусе) – это потребности человека в позитивной оценке обществом его индивидуальности, обретении определенного социального положения.

5. Потребности самореализации – стремление человека реализовать свой внутренний потенциал, сделать то, что «только он» может сделать.

Согласно теории иерархии потребностей, если человек не удовлетворил свои базисные потребности (физиологические и потребности в безопасности и стабильности), организация сможет положительно воздействовать на его мотивацию, предоставляя достаточный уровень заработной платы, определенные льготы и гарантии занятости. Для работников с потребностями более высокого уровня эти элементы не будут оказывать стимулирующего воздействия Чтобы мотивировать таких работников, организация должна предоставлять им возможности для самореализации, приобретения социального статуса и т.д. Практическая сложность применения теории Маслоу заключается в том, что существует множество способов удовлетворения потребностей человека, особенно потребностей более высокого порядка потребность в статусе может быть удовлетворена за счет получения почетного звания, приобретения престижного автомобиля, занятия высокой должности или признания в качестве лучшего коммерческого агента в компании. Однако способы удовлетворения этой потребности могут не иметь ничего общего с потребностями организации в повышении эффективности использования рабочей силы.

Приложение 2.
МЕТОДИКА МНОГОФАКТОРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Р. КЕТТЕЛЛА (№ 105) (16PF - опросник)
В настоящее время различные формы 16PF опросника являются наиболее популярным средством экспресс-диагностики личности. Они используются во всех ситуациях, когда необходимо знание индивидуально-психологических особенностей человека7.

Рассмотрим вариант опросника С – сокращенный вариант, который следует использовать в условиях дефицита времени. Он содержит 105 вопросов. Время обследования колеблется от 20 до 50 мин. Способ работы с вопросником излагается в инструкции для испытуемого. Ответы заносятся на специальный опросный лист, а затем обсчитываются с помощью специального «ключа». Совпадение ответов «а» и «с» оценивается двумя баллами, совпадение ответа «в» – одним баллом. Сумма баллов по каждой выделенной группе вопросов дает в результате значение фактора. Исключением является фактор В – здесь любое совпадение ответа с «ключом» дает 1 балл. Таким образом, максимальная оценка по каждому фактору – 12 баллов, по фактору В – 8 баллов; минимальная – 0 баллов.


ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ
Инструкция
Перед Вами ряд вопросов, которые помогут определить некоторые свойства Вашей личности. Здесь не может быть ответов «правильных» или «ошибочных». Люди различны, и каждый может высказать свое мнение. Старайтесь отвечать искренне и точно. Напишите свою фамилию и прочие данные о себе в верхней части листка для ответов. Отвечая на каждый вопрос, Вы должны выбрать один из трех предлагаемых Вам ответов – тот, который в наибольшей степени соответствует Вашим взглядам, Вашему мнению о себе. Отвечать надо следующим образом: в соответствующей клеточке на бланке для ответов поставьте отчетливый крестик (левая клеточка соответствует ответу «а», средняя – ответу «в», а клеточка справа – ответу «с»).
В САМОМ ВОПРОСНИКЕ НИЧЕГО НЕ ПИШИТЕ И НЕ ПОДЧЕРКИВАЙТЕ.

Если Вам что-нибудь неясно, спросите менеджера. Когда будете отвечать на вопросы, все время помните четыре следующих правила:


1. НЕ НУЖНО МНОГО ВРЕМЕНИ ТРАТИТЬ НА ОБДУМЫВАНИЕ ОТВЕТОВ. ДАВАЙТЕ ТОТ ОТВЕТ, КОТОРЫЙ ПЕРВЫМ ПРИХОДИТ ВАМ В ГОЛОВУ.

Конечно, вопросы часто будут сформулированы не так подробно, как Вам хотелось бы. В таком случае, отвечая, старайтесь представить «среднюю», наиболее типичную ситуацию, которая соответствует смыслу вопроса, и на основе этого выбирайте ответ. Отвечать надо как можно точнее, но не слишком медленно, приблизительно на 5-6 вопросов за минуту. Вы должны затратить на все ответы не более 30 мин.


2. СТАРАЙТЕСЬ НЕ ПРИБЕГАТЬ СЛИШКОМ ЧАСТО К ПРОМЕЖУТОЧНЫМ, НЕОПРЕДЕЛЕННЫМ ОТВЕТАМ, ТИПА ォНЕ ЗНАЮサ, ォНЕЧТО СРЕДНЕЕサ И Т. П.
3. ОБЯЗАТЕЛЬНО ОТВЕЧАЙТЕ НА ВСЕ ВОПРОСЫ ПОДРЯД, НИЧЕГО НЕ ПРОПУСКАЯ.

Возможно, некоторые вопросы окажутся для Вас не очень подходящими, но и в этом случае постарайтесь найти наилучший ответ, наиболее точный. Некоторые вопросы могут показаться личными, но Вы можете быть уверены, что Ваши ответы не будут разглашены. Ответы могут быть расшифрованы только с помощью специального «ключа», который находится у менеджера. Причем, ответы на каждый отдельный вопрос вообще не будут просматриваться: нас интересуют только обобщенные показатели.


4. ОТВЕЧАЙТЕ ЧЕСТНО И ИСКРЕННЕ.

Не старайтесь произвести хорошее впечатление своими ответами, они должны соответствовать действительности. В этом случае: – Вы сможете лучше узнать себя; – очень поможете нам в нашей работе – заранее благодарим Вас за помощь в отработке методики.


ПРОСИМ: не переворачивайте страницу, пока не получите разрешения.

1. Я думаю, что моя память сейчас лучше, чем была раньше.

а) да


в) трудно сказать

с) нет


2. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей.

а) да


в) иногда

с) нет


3. Если бы я сказал, что небо находится «внизу» и что зимой «жарко», я должен был бы назвать преступника:

а) бандитом

в) святым

с) тучей


4. Когда я ложусь спать, я:

а) засыпаю быстро

в) нечто среднее

с) засыпаю с трудом



5. Если бы я вел машину по дороге, где много других автомобилей, я предпочел бы:

а) пропустить вперед большинство машин

в) не знаю

с) обогнать все идущие впереди машины



6. В компании я предоставляю другим шутить и рассказывать всякие истории.

а) да


в) иногда

с) нет


7. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка.

а) верно

в) трудно сказать

с) неверно



8. Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно, рады меня видеть.

а) да


в) иногда

с) нет


9. Я бы скорее занимался:

а) фехтованием и танцами

в) затрудняюсь сказать

с) борьбой и баскетболом



10. Меня забавляет, что то, что люди делают, совсем не похоже на то, что они потом рассказывают об этом.

а) да


в) иногда

с) нет


11. Читая о каком-либо происшествии, я интересуюсь всеми подробностями.

а) всегда

в) иногда

с) редко


12. Когда друзья подшучивают надо мной, я обычно смеюсь вместе со всеми и вовсе не обижаюсь.

а) верно

в) не знаю

с) неверно



13. Если мне кто-нибудь нагрубит, я могу быстро забыть об этом.

а) верно

в) не знаю

с) неверно



14. Мне больше нравится придумывать новые способы в выполнении какой-либо работы, чем придерживаться испытанных приемов.

а) верно

в) не знаю

с) неверно



15. Когда я планирую что-нибудь, я предпочитаю делать это самостоятельно, без чьей-либо помощи.

а) верно

в) иногда

с) нет


16. Я думаю, что я менее чувствительный и легко возбуждаемый, чем большинство людей.

а) верно

в) затрудняюсь ответить

с) неверно



17. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения.

а) верно

в) не знаю

с) неверно


КОНЕЦ ПЕРВОГО СТОЛБЦА В БЛАНКЕ ДЛЯ ОТВЕТОВ
18. Иногда, хотя и кратковременно, у меня возникало чувство раздражения по отношению к моим родителям.

а) да


в) не знаю

с) нет


19. Я скорее раскрыл бы свои сокровенные мысли:

а) моим хорошим друзьям

в) не знаю

с) в своем дневнике



20. Я думаю, что слово, противоположное по смыслу противоположности слова «неточный» - это:

а) небрежный

в) тщательный

с) приблизительный



21. У меня всегда хватает энергии, когда мне это необходимо.

а) да


в) трудно сказать

с) нет


22. Меня больше раздражают люди, которые:

а) своими грубыми шутками вгоняют людей в краску

в) затрудняюсь ответить

с) создают неудобства для меня, опаздывая на условленную встречу



23. Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их.

а) верно

в) не знаю

с) неверно



24. Я думаю, что:

а) не все надо делать одинаково тщательно

в) затрудняюсь ответить

с) любую работу следует выполнять тщательно, если Вы за нее взялись



25. Мне всегда приходится преодолевать смущение.

а) да


в) возможно

с) нет


26. Мои друзья чаще:

а) советуются со мной

в) делают то и другое поровну

с) дают мне советы



27. Если приятель обманывает меня в мелочах, я скорее предпочитаю сделать вид, что не заметил этого, чем разоблачить его.

а) да


в) иногда

с) нет


28. Мне нравится друг:

а) интересы которого имеют деловой и практический характер

в) не знаю

с) который отличается глубоко продуманными взглядами на жизнь



29. Я не могу равнодушно слушать, как другие люди высказывают идеи, противоположные тем, в которые я твердо верю.

а) верно

в) затрудняюсь ответить

с) неверно



30. Меня волнуют мои прошлые поступки и ошибки.

а) да


в) не знаю

с) нет


31. Если бы я одинаково хорошо умел и то и другое, то я бы предпочел:

а) играть в шахматы

в) трудно сказать

с) играть в городки



32. Мне нравятся общительные, компанейские люди.

а) да


в) не знаю

с) нет


33. Я настолько осторожен и практичен, что со мной случается меньше неприятных неожиданностей, чем с другими людьми.

а) да


в) трудно сказать

с) нет


34. Я могу забыть о своих заботах и обязанностях, когда мне это необходимо.

а) да


в) иногда

с) нет


КОНЕЦ ВТОРОГО СТОЛБЦА В БЛАНКЕ ДЛЯ ОТВЕТОВ
35. Мне бывает трудно признать, что я неправ.

а) да


в) иногда

с) нет


36. На предприятии мне было бы интереснее:

а) работать с машинами и механизмами и участвовать в основном производстве

в) трудно сказать

с) беседовать с людьми, занимаясь общественной работой



37. Какое слово не связано с двумя другими?

а) кошка

в) близко

с) солнце



38. То, что в некоторой степени отвлекает мое внимание:

а) раздражает меня

в) нечто среднее

с) не беспокоит меня совершенно



39. Если бы у меня было много денег, то я:

а) позаботился бы о том, чтобы не вызывать к себе зависти

в) не знаю

с) жил бы, не стесняя себя ни в чем



40. Худшее наказание для меня:

а) тяжелая работа

в) не знаю

с) быть запертым в одиночестве



41. Люди должны больше, чем они делают это сейчас, требовать соблюдения законов морали.

а) да


в) иногда

с) нет


42. Мне говорили, что ребенком я был:

а) спокойным и любил оставаться один

в) не знаю

с) живым и подвижным



43. Мне нравилась бы практическая повседневная работа с различными установками и машинами.

а) да


в) не знаю

а) нет


44. Я думаю, что большинство свидетелей говорят правду, даже если это нелегко для них.

а) да


в) трудно сказать

с) нет


45. Иногда я не решаюсь проводить в жизнь свои идеи, потому что они кажутся мне неосуществимыми.

а) верно

в) затрудняюсь ответить

с) неверно



46. Я стараюсь смеяться над шутками не так громко, как это делает большинство людей.

а) верно

в) не знаю

с) неверно



47. Я никогда не чувствую себя таким несчастным, что хочется плакать.

а) верно

в) не знаю

с) неверно



48. В музыке я наслаждаюсь:

а) маршами в исполнении военных оркестров

в) не знаю

с) скрипичными соло



49. Я бы скорее предпочел провести два летних месяца:

а) в деревне с одним или двумя друзьями

в) затрудняюсь сказать

с) возглавляя группу в туристском лагере



50. Усилия, затраченные на составление планов:

а) никогда не лишние

в) трудно сказать

с) не стоят этого



51. Необдуманные поступки и высказывания моих приятелей в мой адрес не обижают и не огорчают меня.

а) верно

в) не знаю

с) неверно


КОНЕЦ ТРЕТЬЕГО СТОЛБЦА В БЛАНКЕ ДЛЯ ОТВЕТОВ
52. Когда мне все удается, я нахожу эти дела легкими.

а) всегда

в) иногда

с) редко


53. Я предпочел бы скорее работать:

а) в учреждении, где мне пришлось бы руководить людьми и все время быть среди них

в) затрудняюсь ответить

с) архитектором, который в тихой комнате разрабатывает свой проект



54. Дом так относится к комнате, как дерево:

а) к лесу

в) к растению

с) к листу



55. То, что я делаю, у меня не получается:

а) редко

в) иногда

с) часто


56. В большинстве дел я:

а) предпочитаю рискнуть

в) не знаю

с) предпочитаю действовать наверняка



57. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю.

а) скорее это так

в) не знаю

с) думаю, что нет



58. Мне больше нравится человек:

а) большого ума, будь он даже ненадежен и непостоянен

в) трудно сказать

с) со средними способностями, но зато умеющий противостоять всяким соблазнам



59. Я принимаю решения:

а) быстрее, чем многие люди

в) не знаю

с) медленнее, чем большинство людей



60. На меня большее впечатление производят:

а) мастерство и изящество

в) трудно сказать

с) сила и мощь



61. Я считаю, что я человек, склонный к сотрудничеству.

а) да


в) нечто среднее

с) нет


62. Мне больше нравится разговаривать с людьми изысканными, утонченными, чем с откровенными и прямолинейными.

а) да


в) не знаю

с) нет


63. Я предпочитаю:

а) решать вопросы, касающиеся лично меня, сам

в) затрудняюсь ответить

с) советоваться с моими друзьями



64. Если человек не отвечает сразу же, после того, как я что-нибудь сказал ему, то я чувствую, что, должно быть, сказал какую-нибудь глупость.

а) верно

в) не знаю

с) неверно



65. В школьные годы я больше всего получил знаний:

а) на уроках

в) трудно сказать

с) читая книги



66. Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности.

а) верно

в) иногда

с) неверно



67. Когда вопрос, который надо решить, очень труден и требует от меня много усилий, я стараюсь:

а) заняться другим вопросом

в) затрудняюсь ответить

с) еще раз попытаться решить этот вопрос



68. У меня возникают сильные эмоции: тревога, гнев, приступы смеха и т. д. - казалось бы, без определенной причины.

а) да


в) иногда

с) нет


КОНЕЦ ЧЕТВЕРТОГО СТОЛБЦА В БЛАНКЕ ДЛЯ ОТВЕТОВ
69. Иногда я соображаю хуже, чем обычно.

а) верно

в) не знаю

с) неверно



70. Мне приятно сделать человеку одолжение, согласившись назначить встречу с ним на время, удобное для него, даже если это немного неудобно для меня.

а) да


в) иногда

с) нет


71. Я думаю, что правильное число, которое должно продолжить ряд 1, 2, 3, 6, 5 - будет:

а) 10


в) 5

с) 7


72. Иногда у меня бывают непродолжительные приступы тошноты и головокружения без определенной причины.

а) да


в) не знаю

с) нет


73. Я предпочитаю скорее отказаться от своего заказа, чем доставить официанту или официантке лишнее беспокойство.

а) да


в) иногда

с) нет


74. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди.

а) верно

в) трудно сказать

с) неверно



75. На вечеринке мне нравится:

а) принимать участие в интересной беседе

в) затрудняюсь ответить

с) смотреть, как люди отдыхают, и просто отдыхать самому



76. Я высказываю свое мнение независимо от того, сколько людей могут его слышать.

а) да


в) иногда

с) нет


77. Если бы я мог перенестись в прошлое, я бы больше хотел встретиться с:

а) Колумбом

в) не знаю

с) Пушкиным



78. Я вынужден удерживать себя от того, чтобы не улаживать чужие дела.

а) да


в) иногда

с) нет


79. Работая в магазине, я предпочел бы:

а) оформлять витрины

в) не знаю

с) быть кассиром



80. Если люди плохо обо мне думают, я не стараюсь переубедить их, я продолжаю поступать так, как считаю нужным.

а) да


в) трудно сказать

с) нет


81. Если я вижу, что мой старый друг холоден со мной и избегает меня, я обычно:

а) сразу же думаю: «У него плохое настроение»

в) не знаю

с) беспокоюсь о том, какой неверный поступок я совершил



82. Все несчастья происходят из-за людей:

а) которые стараются во все внести изменения, хотя уже существуют удовлетворительные способы решения этих вопросов

в) не знаю

с) которые отвергают новые, многообещающие предложения



83. Я получаю большое удовольствие, рассказывая местные новости.

а) да


в) иногда

с) нет


84. Аккуратные, требовательные люди не уживаются со мной.

а) верно

в) иногда

с) неверно



85. Мне кажется, что я менее раздражительный, чем большинство людей.

а) верно

в) не знаю

с) неверно


КОНЕЦ ПЯТОГО СТОЛБЦА В БЛАНКЕ ДЛЯ ОТВЕТОВ
86. Я могу легче не считаться с другими людьми, чем они со мной.

а) верно

в) иногда

с) неверно



87. Бывает, что все утро я не хочу ни с кем разговаривать.

а) часто

в) иногда

с) никогда



88. Если стрелки часов встречаются ровно через каждые 65 минут, отмеренных по точным часам, то эти часы:

а) отстают

в) идут правильно

с) спешат



89. Мне бывает скучно:

а) часто

в) иногда

с) редко


90. Люди говорят, что мне нравится делать все своим оригинальным способом.

а) верно


в) иногда

с) неверно



91. Я считаю, что нужно избегать излишних волнений, потому что они утомительны.

а) да


в) иногда

с) нет


92. Дома, в свободное время, я:

а) болтаю и отдыхаю

в) затрудняюсь ответить

с) занимаюсь интересующими меня делами



93. Я робко и осторожно отношусь к завязыванию дружеских отношений с новыми людьми.

а) да


в) иногда

с) нет


94. Я считаю, что то, что люди говорят стихами, можно также точно выразить прозой.

а) да


в) иногда

с) нет


95. Я подозреваю, что люди, с которыми я нахожусь в дружеских отношениях, могут оказаться отнюдь не друзьями за моей спиной.

а) да, в большинстве случаев

в) иногда

с) нет, редко



96. Я думаю, что даже самые драматические события через год уже не оставляют в моей душе никаких следов.

а) да


в) иногда

с) нет


97. Я думаю, что было бы интереснее быть:

а) натуралистом и работать с растениями

в) не знаю

с) страховым агентом



98. Я подвержен беспричинному страху и отвращению по отношению к некоторым вещам, например, к определенным животным, местам и т. д.

а) да


в) иногда

с) нет


99. Я люблю размышлять о том, как можно было бы улучшить мир.

а) да


в) трудно сказать

с) нет


100. Я предпочитаю игры:

а) где надо играть в команде или иметь партнера

в) не знаю

с) где каждый играет сам за себя



101. Ночью мне снятся фантастические или нелепые сны.

а) да


в) иногда

с) нет


102. Если я остаюсь в доме один, то через некоторое время я ощущаю тревогу и страх.

а) да


в) иногда

с) нет
КОНЕЦ ШЕСТОГО СТОЛБЦА В БЛАНКЕ ДЛЯ ОТВЕТОВ


103. Я могу своим дружеским отношением ввести людей в заблуждение, хотя на самом деле они мне не нравятся.

а) да


в) иногда

с) нет


104. Какое слово не относится к двум другим?

а) думать

в) видеть

с) слышать



105. Если мать Марии является сестрой отца Александра, то кем является Александр по отношению к отцу Марии?

а) двоюродным братом

в) племянником

с) дядей


ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ФАКТОРОВ
Фактор А «замкнутость общительность»
При низких оценках человек характеризуется необщительностью, замкнутостью, безучастностью, некоторой ригидностью и излишней строгостью в оценке людей. Он скептически настроен, холоден по отношению к окружающим, любит быть в одиночестве, не имеет близких друзей, с которыми можно быть откровенным.

При высоких оценках человек открыт и добросердечен, общителен и добродушен. Ему свойственны естественность и непринужденность в поведении, внимательность, доброта, мягкосердечность в отношениях. Он охотно работает с людьми, активен в устранении конфликтов, доверчив, не боится критики, испытывает яркие эмоции, живо откликается на любые события.

В целом фактор ориентирован на измерение общительности человека в малых группах.
Фактор В – «интеллект»
При низких оценках человеку свойственны конкретность и некоторая ригидность мышления, может иметь место эмоциональная дезорганизация мышления.

При высоких оценках наблюдается абстрактность мышления, сообразительность и быстрая обучаемость. Существует некоторая связь с уровнем вербальной культуры и эрудицией.


Фактор С – «эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость»
При низких оценках выражены низкая толерантность по отношению к фрустрации, подверженность чувствам, переменчивость интересов, склонность к лабильности настроения, раздражительность, утомляемость, невротические симптомы, ипохондрия.

При высоких оценках человек выдержанный, работоспособный, эмоционально зрелый, реалистически настроенный. Он лучше способен следовать требованиям группы, характеризуется постоянством интересов. У него отсутствует нервное утомление. В крайних случаях может иметь место эмоциональная ригидность и нечувствительность. По некоторым работам, фактор связан с силой нервной системы, лабильностью и преобладанием процесса торможения.


Фактор Е«подчиненность доминантность»
При низких оценках человек застенчив, склонен уступать дорогу другим. Он часто оказывается зависимым, берет вину на себя, тревожится о возможных своих ошибках. Ему свойственны тактичность, безропотность, почтительность, покорность до полной пассивности.

При высоких оценках человек властный, независимый, самоуверенный, упрямый до агрессивности. Он независим в суждениях и поведении, свой образ мыслей склонен считать законом для себя и окружающих. В конфликтах обвиняет других, не признает власти и давления со стороны, предпочитает для себя авторитарный стиль руководства, но и борется за более высокий статус; конфликтный, своенравный.


Фактор F – «сдержанность – экспрессивность»
При низких оценках человек характеризуется благоразумием, осторожностью, рассудительностью, молчаливостью. Ему свойственны склонность все усложнять, некоторая озабоченность, пессимистичность в восприятии действительности. Беспокоится о будущем, ожидает неудач. Окружающим он кажется скучным, вялым и чрезмерно чопорным.

При высоких оценках человек жизнерадостен, импульсивен, беспечен, весел, разговорчив, подвижен. Энергичен, социальные контакты для него эмоционально значимы. Он экспансивен, искренен в отношениях между людьми. Эмоциональность, динамичность общения приводят к тому, что он часто становится лидером и энтузиастом групповой деятельности, верит в удачу. В целом оценка по этому фактору отражает эмоциональную окрашенность и динамичность общения.


Фактор G – «подверженность чувствам – высокая нормативность поведения»
При низких оценках человек склонен к непостоянству, подвержен влиянию случая и обстоятельств. Не делает усилий по выполнению групповых требований и норм. Он характеризуется беспринципностью, неорганизованностью, безответственностью, гибкими установками по отношению к социальным нормам. Свобода от влияния норм может привести к антисоциальному поведению.

При высоких оценках наблюдается осознанное соблюдение норм и правил поведения, настойчивость в достижении цели, точность, ответственность, деловая направленность. В целом фактор определяет, в какой мере различные нормы и запреты регулируют поведение и отношения человека.


Фактор Н – «робость – смелость»
При низких оценках человек застенчив, не уверен в своих силах, сдержан, робок, предпочитает находиться в тени. Большому обществу он предпочитает одного-двух людей, друзей. Отличается повышенной чувствительностью к угрозе.

При высоких оценках человеку свойственна социальная смелость, активность, готовность иметь дело с незнакомыми обстоятельствами и людьми. Он склонен к риску, держится свободно, расторможено. В целом фактор определяет реактивность на угрозу в социальных ситуациях и определяет степень активности в социальных контактах.


Фактор I – «жесткость – чувствительность»
При низких оценках человеку свойственны мужественность, самоуверенность, рассудочность, реалистичность суждений, практичность, некоторая жесткость, суровость, черствость по отношению к окружающим.

При высоких оценках наблюдается мягкость, устойчивость, зависимость, стремление к покровительству, склонность к романтизму, артистичность натуры, женственность, художественность восприятия мира. Можно говорить о развитой способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию и пониманию других людей.



Фактор L – «доверчивость – подозрительность»
При низких оценках человек характеризуется откровенностью, доверчивостью, благожелательностью по отношению к другим людям, терпимостью, уживчивостью, человек свободен от зависти, легко ладит с людьми и хорошо работает в коллективе.

При высоких оценках человек ревнивый, завистливый, характеризуется подозрительностью, ему свойственно большое самомнение. Его интересы обращены на самого себя, он обычно осторожен в своих поступках, эгоцентричен. В целом фактор говорит об эмоциональном отношении к людям.


Фактор М – «практичность – развитое воображение»
При низких оценках человек практичный, добросовестный. Он ориентируется на внешнюю реальность и следует общепринятым нормам, ему свойственна некоторая ограниченность и излишняя внимательность к мелочам.

При высокой оценке можно говорить о развитом воображении, ориентировании на свой внутренний мир, высоком творческом потенциале человека.


Фактор N – «прямолинейность – дипломатичность»
При низких оценках человеку свойственна прямолинейность, наивность, естественность, непосредственность поведения.

При высоких оценках человек характеризуется расчетливостью, проницательностью, разумным и сентиментальным подходом к событиям и окружающим людям.


Фактор О – «уверенность в себе – тревожность»
При низких оценках человек безмятежен, хладнокровен, спокоен, уверен в себе.

При высоких оценках человеку свойственны тревожность, депрессивность, ранимость, впечатлительность.


Фактор Q1 – «консерватизм – радикализм»
При низких оценках человек характеризуется консервативностью, устойчивостью по отношению к традиционным трудностям, он знает, во что должен верить, и несмотря на несостоятельность каких-то принципов, не ищет новых, с сомнением относится к новым идеям, склонен к морализации и нравоучениям. Он противится переменам и не интересуется аналитическими и интеллектуальными соображениями.

При высоких оценках человек критически настроен, характеризуется наличием интеллектуальных интересов, аналитичностью мышления, стремится быть хорошо информированным. Более склонен к экспериментированию, спокойно воспринимает новые неустоявшиеся взгляды и перемены, не доверяет авторитетам, на веру ничего не принимает.


Фактор Q2«конформизм – нонконформизм»
При низких оценках человек зависим от группы, следует за общественным мнением, предпочитает и работать, и принимать решения вместе с другими людьми, ориентируется на социальное одобрение. При этом у него зачастую отсутствует инициатива принятия решений.

При высокой оценке человек предпочитает собственные решения, независим, следует по выбранному им самим пути, сам принимает решения и сам действует, однако он не всегда доминантен, т. е. имея собственное мнение, он не стремится навязать его окружающим. Нельзя сказать, что он не любит людей, он просто не нуждается в их одобрении и поддержке.


Фактор Q3 «низкий самоконтроль высокий самоконтроль»
При низких оценках наблюдается недисциплинированность, внутренняя конфликтность представлений о себе, человек не обеспокоен выполнением социальных требований.

При высоких оценках – развитый самоконтроль, точность выполнения социальных требований. Человек следует своему представлению о себе, хорошо контролирует свои эмоции и поведение, доводит всякое дело до конца. Ему свойственна целенаправленность и интегрированность личности. В отличие от социальной нормативности поведения (фактор G) этот фактор измеряет уровень внутреннего контроля поведения.


Фактор Q4«расслабленность напряженность»
При низких оценках человеку свойственны расслабленность, вялость, спокойствие, низкая мотивация, леность, излишняя удовлетворенность и невозмутимость.

Высокая оценка свидетельствует о напряженности, фрустрированности, взвинченности, наличии возбуждения и беспокойства. Состояние фрустрации, в которой человек находится, представляет собой результат повышенной мотивации. Ему свойственно активное неудовлетворение стремлений.


Фактор MD«адекватность самооценки»
Чем выше оценка по этому фактору, тем в большей степени человеку свойственно завышать свои возможности и переоценивать себя. На основе качественного и количественного анализа содержания личностных факторов и их взаимосвязей могут быть выделены следующие блоки факторов:

1. Интеллектуальные особенности: факторы В, М, Q

2. Эмоционально-волевые особенности: факторы С, G, I, О, Q3, Q4.

3. Коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия: факторы А, Н, F, E, Q^ N, L. Данная методика может применяться как в группе, так и индивидуально, как в блоке с другими методиками, так и изолированно. Для качественной и прогностичной интерпретации экспериментатору требуется некоторый опыт работы с методикой.








1 Hr (от англ. human resources) – специалист (менеджер) по работе с персоналом. Hh – (от англ. head hunter) – «охотник за головами».

2


3


410 См. Приложение 2.

1 Имеется в виду англо-американский ученый-теоретик в области изучения личности Кеттелл Рэймонд Бернард (R. Kettell) (1905-1998).

512 С расшифровкой данного случайного профиля личности можно ознакомиться в Приложении 2.

6 http://www.elitarium.ru/2003/11/20/stanislav_shekshnja_korotko_omotivacii_ktrudu.html

7 Опросник диагностирует черты личности, которые Р.Б. Кеттелл называет конституционными факторами. Изучение динамических факторов – мотивов, потребностей, интересов, ценностей – требует применения комплекса различных методов. Это необходимо учитывать при интерпретации, так как реализация в поведении личностных черт и установок зависит от потребностей и характеристик ситуации.

скачать файл



Смотрите также:
Программа «Практическая психология личности»
315,38kb.
Учебник для высшей школы Г. С. Абрамова практическая психология издательство «Академический Проект»
5660,08kb.
Котельникова Анастасия Владимировна
294,36kb.
Учебная программа дисциплины опд. Ф. 03 Технологии и методики обучения географии
371,59kb.
Программа дисциплины "Социальная психология"
253,67kb.
Программа дисциплины "" для направления 030300. 62 "Психология"
167,22kb.
Политическая психология и психология полит и инд
163,39kb.
Рабочая программа учебная дисциплина Общая психология и педагогика
197,21kb.
Рабочая программа социология направления подготовки 031600 реклама и связи с общественностью 030300 психология
240,88kb.
Психология развития и возрастная психология Раздел Введение в психологию развития
136,03kb.
Занятие №7 (тема ) Тема: «Исправительная (пенитенциарная) психология»
23,11kb.
Тематическое планирование Тема теория Практическая часть Растворы. Практическая работа «Изучение растворимости различных веществ в воде, спирте, бензине, масле»
62,02kb.