minevi.ru
страница 1
скачать файл
ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»

Историко-филологический факультет


УТВЕРЖДАЮ

Декан историко-филологического факультета

_______________ / И.Ф. Ялтаев/



(подпись/ Ф.И.О.)

«_____»______________2012 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебная дисциплина Общая психология и педагогика



(наименование)
Направление подготовки 030600.62 История

Квалификация (степень) выпускника бакалавр


Кафедра педагогики

(название)
Курс 4 семестр 7
форма обучения очная



Программа разработана

профессором Бирюковой Н.А, канд. пед. наук

ст. преподавателем Вальковой Н.А.






(должность, Ф.И.О., ученая степень, звание автора(ов) программы)






Рецензент(ы) Арон И.С., канд. псх. наук, доцент кафедры истории и психологии ГОУ ВПО «Марийский государственный технический университет»

(должность, Ф.И.О., ученая степень, звание рецензента(ов) программы)
Йошкар-Ола

2012


Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии общеуниверситетских кафедр



Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры педагогики





(назв. факультета/института, направления подготовки)




(название кафедры)

протокол заседания №____ от




протокол заседания №___ от

«____»_____________ 20__г.




«____»_____________20__г.

Н.М. Краснова




Н.А. Бирюкова

(подпись, Ф.И.О. председателя)




(подпись, Ф.И.О. зав. кафедрой,)



СОГЛАСОВАНО с выпускающей кафедрой________________________________________

_____________________________________________________________________________

(название кафедры)

протокол заседания №__ от «__»___________20__г_____________________________________________________

(Ф.И.О. зав. кафедрой, подпись)




Сведения о переутверждении рабочей программы учебной дисциплины на очередной учебный год и регистрация изменений


Учебный год

Решение кафедры

(№ протокола, дата заседания кафедры, Ф.И.О., подпись зав. кафедрой)

Автор изменения

(Ф.И.О., подпись)

Номер изменения





































  1. Пояснительная записка


1. Цели освоения дисциплины

Цель: формирование системы знаний по психологии и педагогике, необходимых для принятия обоснованных решений в управленческой, консультационной, научно-исследовательской деятельности с позиций представленных в курсе наук, соответствующих указанным двум разделам.


  1. Место дисциплины в структуре ООП




  1. Дисциплина «Общая психология и педагогика» относится к базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла (Б.3.12).

  2. Данная дисциплина логически и содержательно связана с базовыми дисциплинами: философией, социологией, историей, основами права и этикой. Результатом изучения дисциплины станут знания, умения, навыки, которые будут применены в ходе учебной и профессиональной деятельности.

  3. К началу обучения студент должен владеть базовыми знаниями по истории, философии и других наук, необходимых для изучения основ психологии и педагогики.




  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины по ФГОС ВПО.

В результате освоения дисциплины выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями:



    • владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

    • способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

    • стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способностью изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности, способностью к социальной адаптации (ОК-6);

    • способностью критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);

    • осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

    • способностью использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-12).

профессиональными компетенциями:

способностью к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований (ПК-10);

умением применять основы педагогической деятельности в преподавании курса истории в общеобразовательном учреждении (ПК-11);

способностью к разработке информационного обеспечения историко-культурных и историко-краеведческих аспектов в тематике деятельности организаций и учреждений культуры (ПК-14).


4. Требования к знаниям, умениям и навыкам, полученным в ходе изучения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен

знать:

  • о предмете психологической и педагогической наук, их категориальном аппарате, основных направлениях психолого-педагогических исследований, методах их осуществления;

  • о понятийном аппарате, описывающем проблемы личности, мышления, общения и деятельности, образования и саморазвития;

  • об основных функциях психики,

  • об основных вопросах социальной психологии, психологии межличностных отношений, психологии больших и малых групп;

  • о сущности процессов воспитания и обучения, закономерностях, принципах и методах их осуществления;

  • о педагогических технологиях и их основных типах;

  • о теоретических и организационных основаниях управления образовательными системами;

уметь:

  • осуществлять учебно-познавательную деятельность;

  • ставить и решать педагогические задачи в общественной сфере;

  • применять правила эффективного общения в профессиональной деятельности;

  • применять адекватные педагогической ситуации методы, формы и средства

обучения и воспитания.

владеть:

  • способами регулирования взаимоотношений между людьми;

  • навыками обеспечивать положительный психологический климат в коллективе, творческое содружество, товарищеское взаимодействие;

  • способами прогнозирования и проектирования педагогических ситуаций;

  • методами моделирования и конструирования профессиональной деятельности;

  • методами накопления профессионального опыта.




  1. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.



Форма контроля по учебному плану – зачет (7 семестр).
Тематический план учебной дисциплины

п/п раздела

Наименование разделов и тем

Семестр

Количество часов

по учебному плану




Всего

Виды учебной работы

Формы текущего контроля успеваемости

и промежуточной аттестации

Аудиторная работа

Самостоятельная работа

Лекция

Практические

(семинарские)

занятия

Лабораторные

занятия

1

2

3

4




5

6

7

8

1

Раздел I. Психология

1










-







1

Психология в системе наук о человеке.




6

2

2

-

2

выполнение практических заданий по теме, опрос, контрольная работа, защита реферата

2

Психика и организм.




5

2

-

-

3

выполнение практических заданий по теме, опрос, контрольная работа, защита реферата

3

Познавательные процессы личности.




7

2

2




3

выполнение практических заданий по теме, опрос, контрольная работа, защита реферата

4

Психология личности.




9

4

-




3

выполнение практических заданий по теме, опрос, контрольная работа, защита реферата

5

Индивидуально-психологические свойства личности.




7

-

4




3

выполнение практических заданий по теме, опрос, контрольная работа, защита реферата

6

Психология общения.*




4

2

-




2

выполнение практических заданий по теме, опрос, контрольная работа, защита реферата

7

Психология малой группы и коллектива.**




4

2

-




2

выполнение практических заданий по теме, опрос, контрольная работа, защита реферата, итоговое тестирование

2

Раздел II. Педагогика






















1

Педагогика в системе наук о человеке.




4

-

-

-

4

выполнение практических заданий по теме, опрос, контрольная работа, защита реферата

2

Образование как общественное явление и педагогический процесс. Содержание образования.




5

-

2

-

3

выполнение практических заданий по теме, опрос, контрольная работа, защита реферата

3

Система образования в РФ.




5

-

2

-

3

выполнение практических заданий по теме, опрос, контрольная работа, защита реферата

4

Основы теории обучения.




5

2

-

-

3

выполнение практических заданий по теме, опрос, контрольная работа, защита реферата

5

Методы и формы организации учебной деятельности.




5

-

2

-

3

выполнение практических заданий по теме, опрос, контрольная работа, защита реферата

6

Воспитание в педагогическом процессе.***




4




4

-

2

выполнение практических заданий по теме, опрос, контрольная работа, защита реферата

7

Управление образовательными системами.




2

2

-

-




выполнение практических заданий по теме, опрос, контрольная работа, защита реферат, итоговое тестирование




Итого:




72

18

18

-

36





VI. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основная литература:

  1. Андреев В.И. Педагогика высшей школы: учебное пособие / В.И.Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2005. - 500 с.

  2. Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев,. - 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2006. - 608 с.

  3. Григорович, Л.А. Педагогика и психология: учеб. пособие для вузов / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. - М.: Гардарики, 2009. - 476 с.

  4. Еникеев М.И. Общая и социальная психология : учебник / Еникеев, Марат Исхакович ; Московская государственная юридическая академия. - 4-е издание, переработанное и дополненное. - М. : Проспект, 2010. - 440 с.

  5. Краевский В.В. Общие основы педагогики: учеб пособие для студ. высш. учеб заведений. - М.: ИЦ «академия», 2005. - 256 с.

  6. Маклаков, А.Г. Общая психология: учеб. пособие / А. Г. Маклаков. - СПб: Питер, 2003. - 592 с.: ил. - (Учебник нового века).

  7. Немов, Р.С. Психология: учебник для высш. пед. учеб. завед. : В 3 кн. Кн.1 : Общие основы психологии / Р. С. Немов. - 4-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2010. - 687 с.

  8. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / Под ред. М.В.Булановой-Топорковой. - ростов н/Д:Феникс, 2006. - 512 с.

  9. Педагогика: учеб. пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. - М. : Высшее образование, 2008. – 430 с.

  10. Петровский А.В. Психология: учебник для студентов вузов / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский,. - М.: Академия, 2006. - 512 с.

  11. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. - М.: Гуманитар. ИЦ ВЛАДОС, 2005.

  12. Психология и педагогика: учеб. пособие / под ред. А.А.Радугина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Центр, 2002. - 256 с.

  13. Ситаров В.А.Дидактика: учеб пособие / Под ред. В.А.Сластенина. - М.: ИЦ «Академия», 2002. - 368 с.

  14. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для вузов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В.А.Сластенина. - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2003. - 576 с.

  15. Смирнов В.И. Общая педагогика: учеб пособие. - М.: Логос, 2003. - 304 с.(гриф)

  16. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: учеб. пособие для вузов. - М.: ИЦ «Академия», 2003. - 304 с.

  17. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: учеб. пособие / Л. Д. Столяренко. - 4-е изд., перераб. и доп. – Ростов на /Дону: Феникс, 2002. - 672 с.

  18. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб пособие для вузов / И.Ф Харламов. - М.: ГАРДАРИКИ, 2002. - 519 с.


Дополнительная литература:

  1. Волков Б.С., Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического исследования : учеб. пособие для вузов.- М.: Фонд «Мир», 2005; М.: Академический Проект, 2005.

  2. Воспитательная деятельность педагога : учеб. пособие /Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2005.

  3. Гамезо М.В. Атлас по психологии: Информ.-метод.пособие к курсу"Психология человека" / М. В. Гамезо, И. А. Домашенко. - 3-е изд.,доп.и испр. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 276 с.

  4. Глейтман, Г. Основы психологии: Пер. с англ. / Г. Глейтман,, А. Фридлунд,, Д. Райсберг,; Под ред.В.Ю.Большакова, В.Н.Дружинина. - СПб.: Речь, 2001. - 1247 с.

  5. Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход: учеб. пособие. – М.: Академия, 2005. – 240 с.

  6. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие.- М.: Академия, 2005.- 208 с.

  7. Колесникова И.А. Педагогическая праксеология: учеб. пособие для вузов / И.А.Колесникова, Е.В. Титова. – М.: академия, 2005. – 256 с.

  8. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для вузов / И.А.Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская. – М.: Академия, 2005. – 288 с.

  9. Коротков Э.М. Управление качеством образования: учеб. пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2006. – 320 с.

  10. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: Учеб.пособие / А. Н. Леонтьев; Под ред. Д.А.Леонтьева, Е.Е. Соколовой. - М.: СМЫСЛ, 2000. - 511 с.

  11. Максименко, С. Д. Общая психология: Учебное пособие / С.Д. Максименко. - М.;Киев: Рефл-бук:Ваклер, 2001. - 528 с.

  12. Методика воспитательной работы: учеб пособие /Л.А.Байкова и др.; под ред. В.А.Сластенина. – М.: Академия, 2005. – 144 с.

  13. Морозов, А.В. Креативная педагогика и психология: Учеб. пособие для вузов / А. В. Морозов,, Д. В. Чернилевский,. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Традиция, 2004; М.: Академический Проект, 2004. - 560 с. - Мин-во образования РФ.

  14. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для вузов. – М.: Академия, 2005. – 200 с.

  15. Общая психология: курс лекций / сост. Рогов Е.И. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 448 с.

  16. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для вузов. – М.: Академия, 2006. – 176 с.

  17. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие для вузов / Под ред. В.А.Сластенина, И.А.Колесниковой. – М.: Академия, 2006. – 368 с.

  18. Психология. Учебник для экономических вузов / под ред. В.Н.Дружинина. - СПб: ПИТЕР, 2000. - 672 с.

  19. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн,. - СПб: ПИТЕР, 2001. - 720 с.

  20. Самоненко, Ю.А. Психология и педагогика: Учеб. пособие для непсихологических специальностей вузов / Ю. А. Самоненко,. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 277 с.

  21. Смирнов А.Г. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие / А. Г. Смирнов. - М.: Институт психиатрии, 2001. - 224 с.

  22. Тихомирова Е.И. Социальная педагогика: самореализация школьников в коллективе: учеб пособие для вузов. – М.: Академия, 2005. – 144 с.

  23. Чеховских, М. И. Основы психологии: Учеб. пособие для непедагогич. спец. вузов / М.И. Чеховских. - Минск: Новое знание, 2002. - 218 с.

  24. Шамова Т.И. Управление образовательными системами: учеб. пособие для вузов. – М.: Академия, 2005. – 384 с.


Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:

ПЕДАГОГИКА

  1. Алиева Н.З., Ивушкина Е.Б., Лантратов О.И. Становление информационного общества и философия образования. Изд-во "Академия Естествознания", 2010. Режим доступа: http://www.monographies.ru/23

  2. Борытко, Н. М. Теория обучения: учебник для студ. пед. вузов / Н. М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. - Режим доступа: http://window.edu.ru/window_catalog/files/r63325/Teoriya_obucheniya.pdf

  3. Корнетов Г.Б. Демократическая педагогика для XXI века: перспективы общественно-активных школ: Учебное пособие. М.-Тверь: Научная книга, 2009. – Режим доступа: http://window.edu.ru/window_catalog/files/r66750/Vypusk3.pdf

  4. Мешков Н.И., Харитонова И.В. Педагогика. Краткий курс лекций: учебное пособие. – Саранск, 2010. Режим доступа: http://window.edu.ru/window_catalog/files/r73763/pedagogika.pdf

  5. Панферова Н.Н. Понятийно-терминологический словарь по педагогике. Тула, 2009. Режим доступа: http://window.edu.ru/window_catalog/files/r67652/tula_tsu_011.pdf

  6. Педагогика высшей школы. Учебно-методическое пособие / Сост. Н. И. Мешков, Н. Е. Садовникова. Саранск, 2010. Режим доступа: http://window.edu.ru/window_catalog/files/r73764/pvsh.pdf

  7. Родительское собрание: образовательный сайт. Режим доступа: http://www.rodsobr.narod.ru

  8. Сатир В., Леви В.И. Краткое руководство по воспитанию детей. Режим доступа: http://coretrans.narod.ru/book.htm

  9. Соловцова, И. А. Общие основы педагогики: Учебник для студ. пед. вузов / Под ред. Н.М. Борытко. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. Режим доступа: http://window.edu.ru/window_catalog/files/r63297/Obschie_osnovy_pedagogiki.pdf

  10. Федоров Б.И. Алгоритмы обучения. СПб.: "Просвещение", 2008. Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.ru/text/33442656/

  11. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Режим доступа: http://festival.1september.ru

ПСИХОЛОГИЯ

  1. Айсмонтас Б.Б.Общая психология. Схемы. Режим доступа: http://www.alleng.ru/d/psy/psy139.htm

  2. Большой психологический словарь. Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. Режим доступа: http://www.alleng.ru/d/psy/psy013.htm

  3. Введение в психологию. Под ред. Петровского А.В. Режим доступа: http://www.alleng.ru/d/psy/psy065.htm

  4. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Информационно методическое пособие по курсу "Психология человека". Режим доступа: http://www.alleng.ru/d/psy/psy021.htm

  5. Григорович Л.А, Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. Режим доступа: http://www.alleng.ru/d/psy/psy011.htm

  6. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и комментариях. Режим доступа: http://www.alleng.ru/d/psy/psy145.htm

  7. Маклаков А.Г. Общая психология. Режим доступа: http://www.alleng.ru/d/psy/psy046.htm

  8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Режим доступа: http://www.alleng.ru/d/psy/psy010.htm

  9. Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия. Режим доступа: http://www.alleng.ru/d/psy/psy116.htm

  10. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Экзаменационный экспресс-справочник. Режим доступа: http://www.alleng.ru/d/psy/psy044.htm
скачать файл



Смотрите также:
Рабочая программа учебная дисциплина Общая психология и педагогика
197,21kb.
Рабочая программа Учебная дисциплина: б 29 история литературы англоязычных стран
151,17kb.
Котельникова Анастасия Владимировна
294,36kb.
Практикум по культуре речевого общения учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов 1 курса специальности
389,7kb.
Рабочая программа по дисциплине «Педагогика»
54,24kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине Деонтология социальной работы
171,33kb.
Рабочая учебная программа по русскому языку в 6, 8-м классе составлена на основе
23,86kb.
Учебная программа для специальности 1-31 04 01 Физика (по направлениям)
161,08kb.
Аннотации
310kb.
Учебная программа для специальности 1-31 03 06 01 «Экономическая кибернетика
278,64kb.
Рабочая программа социология направления подготовки 031600 реклама и связи с общественностью 030300 психология
240,88kb.
Примерная программа дисциплины технология конструкционных материалов
229,31kb.