minevi.ru
страница 1страница 2 ... страница 6страница 7
скачать файл



Министерство Культуры Российской Федерации

Санкт-Петербургский Государственный Университет Культуры и Искусство

Кафедра режиссуры театрализованных представлений и праздников

ОТ ЭПИЗОДА - К СЦЕНАРИЮ.
Сборник сценариев победителей «I-го конкурса сценариев» студентов кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников.

Санкт-Петербург

2012
Сборник подготовили преподаватели комиссии по сценарному мастерству кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников доцент М.Н. Тытюк; Е.С. Каткова; Н.И. Шереметов; Е.М. Кичигина.
СОДЕРЖАНИЕ.


  1. «От эпизода к сценарию» - вступительная статья (Тытюк М.Н.)…………………………3

  2. «Забываем мы про наших мам» - эпизод сценария театрализованного представления, посвященного Дню матери (Валеева С.)……………………………………………………. 6

  3. «Паровоз до Кубы» - эпизод сценария театрализованного представления, посвященного Дню свободы личности (Малышева А.)……………………………………………………. 12

  4. «Полторы комнаты Бродского»- эпизод сценария театрализованного представления, посвященного творчеству И. А.Бродского (Гамолина Э.)…………………………………..22

  5. «Кто знает все, тот может все. Только бы узнать - и крылья будут» - эпизод сценария театрализованного представления, посвященного жизни и творчеству Леонардо да Винчи (Паньтюхова Т.)…………………………………………………………………………….…..32

  6. «Формула семейного счастья» - сценарий театрализованного представления, посвященного Дню семьи (Абукулова К.)……………………………………………………………………..38

  7. «Да будет мерой чести Ленинград» - сценарий театрализованного представления, посвященного 68-й годовщине полного снятия блокады Ленинграда (Рылеева В.)………57

  8. «Живой Голос России» - сценарий театрализованного представления, посвященного Дню Радио (Кудрявцева В.)………………………………………………………………………….80


ОТ ЭПИЗОДА - К СЦЕНАРИЮ.
На кафедре режиссуры театрализованных представлений и праздников в 2011-2012 учебном году был впервые проведен конкурс студенческих сценариев. В конкурсе принимали участие студенты 2-5 курсов. Итоги конкурса студенческих сценариев были подведены по трем номинациям: «Лучший эпизод», «Лучший сценарий», «Премия имени Даниила Натановича Аля». Проведение конкурса вызвало большой интерес среди студентов; хочется верить, что у нас на кафедре зарождается новая традиция - конкурс студенческих сценариев станет ежегодным, его проведение будет стимулировать творческую инициативу, поиск современных социально значимых тем и оригинальных решений, что, в конечном счете, поможет начинающим авторам овладевать секретами сценарного мастерства.

Круг тем, интересующих наших студентов, широк и разнообразен. На конкурс были представлены сценарии, посвященные Дню снятия блокады, Дню матери, Дню авиации, радио, архитектора, науки, юриста, учителя, полиции, семьи, Дню свободы личности, 30-летию Дома Моды Вячеслава Зайцева, Дню красоты, сценарии театрализованных представлений, посвященных жизни и творчеству Леонардо да Винчи, И.Бродского, М.Барышникова, Э.Пиаф, Э.Пресли, А.Пугачевой и даже сценарии праздника кошек и театрализованного представления о блондинках. И это только часть участвовавших в конкурсе работ. Победители были определены студенческим жюри, в состав которого вошли учащиеся старших курсов; голосование проходило анонимно (фамилии авторов не указывались), члены жюри сохраняли тайну своего голосования ; лучшими были признаны работы, набравшие наибольшее количество баллов.

Сборник сценариев победителей конкурса дает возможность не только познакомиться с лучшими учебными работами этого года, но и проследить, как методику создания сценария, так и методику преподавания сценарного мастерства. Как известно, всякая творческая работа начинается с зарождения ее идейно - художественного замысла, формирования концепции будущего произведения. Наши студенты учатся формулировать концепцию своего будущего сценария в «Обосновании выбора темы»; кратко, на 2-3 страницах, излагается «модель» сценария, его суть : тема, идея, основы композиционного построения, дается характеристика материала, который будет использован в учебной работе. В начале каждого учебного года на практических групповых занятиях студенты всех курсов обсуждают идейно-художественные замыслы своих сценариев, над которыми они будут работать в течение года. Нередко эти обсуждения превращаются в настоящие дискуссии, в которых проявляется борьба взглядов, сталкиваются разные точки зрения по поводу заявленной проблемы, принципиально заявляются человеческие позиции. Как известно, в основе зарождения любого замысла находится художник с его мировоззрением; мы видим задачу ВУЗа не только в том, чтобы помочь студентам овладеть набором профессиональных знаний и приемов, но и в том, чтобы помочь формированию мировоззрения молодых людей, ответственности за свою будущую работу. Идейно-художественный замысел предполагает понимание не только содержания будущего сценария, но и его формы; то есть, автор должен понимать не только что он хочет сказать, но и как он это будет делать. Понимание формы тоже закладывается на этапе работы над замыслом; нередко в «Обосновании выбора темы» автор уже описывает предполагаемое образное осмысление материала, героев, жанр, сценографическое решение и даже режиссерские приемы. Принципиальное значение во время работы над сценарием имеет этап сбора материала. Мы настоятельно требуем, чтобы на этом этапе студенты проводили настоящую исследовательскую работу по своей теме: знакомились с серьезными энциклопедическими и справочными изданиями, изучали мнения разных авторов, были в курсе дискуссий на страницах современных периодических изданий, работали в музеях и архивах, просматривали и отбирали кино и видеоматериал, встречались с реальными героями – очевидцами событий. Подробное представление об использованном материале можно получить, познакомившись со «Списком использованной литературы», который обязательно дается в конце каждого сценария.

В программе обучения сценарному мастерству принципиально важное значение имеет раздел «Работа над эпизодом», которому посвящается второй год обучения. Приступая к работе над эпизодом театрализованного представления или праздника, студенты должны отчетливо понимать его двойственную сущность: с одной стороны, эпизод – законченная микроструктура, а с другой, эпизод – это часть целого, часть сценария. Композиционно сценарии праздников и представлений состоят из эпизодов, связанных единством авторского замысла. Мы считаем, что начинающий автор, овладевший методикой работы над эпизодом, подготовлен к следующему этапу работы – созданию целостного сценария, работе над которым посвящен третий курс, однако студенты и первого, и второго курсов в обосновании выбора темы уже описывают композиционное построение всего сценария. Так поступают и авторы эпизодов, напечатанных в данном сборнике. Так, например, эпизод «Паровоз до Кубы» А.Малышевой существует не обособленно, сам по себе, а как часть сценария театрализованного представления, все эпизоды которого посвящены проблеме понимания свободы в современном обществе. Эпизод С. Валеевой «Забываем мы про наших мам», рассказывающий об одинокой пожилой женщине, забытой собственными детьми, - лишь часть сценария о матерях, которые всегда ждут встречи со своими детьми - еще не рожденными, юными, взрослыми, даже теми, на которых во время войны получена похоронка. Понимание того, что эпизод есть часть сценария, формирует у студентов потребность в стремлении к созданию композиционной целостности всего сценария.

С другой стороны, эпизод является законченной микроструктурой, имеющей самостоятельный смысл, выстроенной композиционно (логика построения определяется так называемой «триадой Гегеля»: начало борьбы, ход борьбы, результат борьбы), наполненной интересным материалом, использующей разнообразные выразительные средства. Мы стремимся к тому, чтобы на студенческой скамье студенты научились создавать эпизоды на документальной основе, научились работать с документом. Почему? Отвечая на этот вопрос, можно ограничиться полушутливой фразой Д.Н.Аля: «Наша ментальность – документальность». И действительно, с первого курса наши студенты знают, что документальная основа сценария - это одна из особенностей драматургии театрализованных представлений и праздников. К какой теме ни пришлось бы обращаться нашим студентам в своей будущей работе (сценарий театрализованного представления, посвященного жизни и творчеству какого - то человека, юбилею предприятия или города, сценарий профессионального праздника - летчиков, медицинских работников, шахтеров и т.д.) - всякий раз они будут поставлены перед необходимостью создать сценарий на основе документов. Можно ли написать сценарий, не используя документальный материал? Конечно, можно. Например, при написании сценария новогоднего представления, Масленицы или праздника для детей вполне можно обойтись без использования документов, взяв за основу материал литературный, художественный, фольклорный. Однако, в качестве учебной работы, мы предпочитаем выбирать сценарии на документальной основе. Этому требованию отвечают все представленные в сборнике работы. Так, например, в эпизоде Э. Гамолиной используются материалы суда над поэтом И.Бродским. Сценарий В.Рылеевой «Да будет мерой чести Ленинград» наполнен потрясающими по силе своего эмоционального воздействия документами, свидетельствующими о подвиге ленинградских спортсменов, студентов, ученых, работников Эрмитажа. Работая над сценарием, автор обращалась с запросом в архив Комитета по делам ЗАГС; поразительна статистика, использованная в одном из эпизодов сценария: только за четыре блокадных месяца 1941 года в Ленинграде было зарегистрировано 2223 брака. Любовь побеждала смерть. В сценарии В.Кудрявцевой «Живой голос России» используются реальные письма радиослушателей ведущей передачи «Найти человека» Агнии Барто с просьбой помочь в поиске своих близких, с которыми их разлучила война. Кстати говоря, сценарий, посвященный Дню работников радио, был целиком поставлен В.Кудрявцевой в Санкт-Петербургском музее связи.

На этапе работы над сценарием вновь и вновь встают проблемы целостности: сценарий не должен распадаться на отдельные эпизоды, все они должны быть объединены единым авторским замыслом, единой мыслю, сценарно-режиссерским ходом, сценографическим решением. Поэпизодное построение имеет массу преимуществ, позволяет выстраивать действие изобретательнее, «хитрее», как говорил Мейерхольд; позволяет рассмотреть выбранную проблему с разных сторон, более полно раскрыть тему. Эпизоды в сценарии являются своеобразными «кирпичами», из которых выстраивается «здание» сценария. Конечно, при написании целого сценария автору приходится решать более сложные задачи, чем при написании одного эпизода. Наверное, именно поэтому в номинации «Лучший сценарий» приняли участие меньшее количество участников, чем в номинации «Лучший эпизод». Победителем стал сценарий студентки 3 курса К. Абукуловой «Формула семейного счастья», посвященный Дню семьи.

Кафедра режиссуры театрализованных представлений и праздников в этом году приняла решение об учреждении Премии имени Даниила Натановича Аля – за лучший дипломный сценарий: военно-патриотический, исторический – по содержанию, оригинальный – по форме, наукоемкий – по использованному материалу. Надеемся, что из круга интересов наших дипломников никогда не уйдут такие святые темы, как День Победы, День снятия блокады, День защитников Отечества, что будут появляться серьезные работы, посвященные истории России, знаменательным историческим датам. В этом году Лауреатами Премии имени Д.Н.Аля стали В.Кудрявцева – за сценарий «Живой голос России» и В.Рылеева – за сценарий «Да будет мерой чести Ленинград ».

Нельзя не сказать о том, что, к сожалению, в последнее время в стране практически не издаются (или издаются крайне редко) достойные сценарии праздников и театрализованных представлений, хотя для обучения будущих сценаристов и режиссеров такой материал, конечно, необходим. Надеемся, что этот сборник хоть в какой-то мере поможет ликвидировать «сценарный дефицит» и станет полезным подспорьем для наших студентов. Конечно, сборник состоит из учебных работ, далеко не совершенных - их авторам только предстоит стать профессионалами. Но не будем забывать о том, что большая дорога начинается с первого шага.


М. Н. Тытюк – доцент кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников, председатель жюри конкурса студенческих сценариев.

Валеева Светлана

Студентка группы 23242

Преподаватель Тытюк М.Н.
«Забываем мы про наших мам»

Эпизод театрализованного представления, посвященного Дню матери

«Мамы ждут нас!»
Среди многочисленных праздников, отмечаемых в нашей стране, День матери занимает особое место. Это праздник, к которому никто не может остаться равнодушным. В этот день хочется сказать слова благодарности всем матерям, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку.

Уважение к матери это самое главное, что должен понимать в своей жизни каждый. Мама - это самый главный человек в нашей жизни. Потому что именно она дала нам жизнь, а это самое драгоценное, что мы имеем. Какими бы взрослыми, сильными, умными, красивыми мы ни стали, как бы далеко жизнь ни увела нас от родительского крова, мама всегда остается для нас мамой, а мы - ее детьми. Нередко в этой суматошной жизни мы забываем и не обращаем должного внимания на любовь самого близкого нам человека на Земле. Ведь, действительно, роднее мамы у человека просто никого нет. В любую минуту или в любой сложившейся ситуации мама поймет и поможет. В те “злые” моменты нашей жизни, когда понимаешь, что ты никому не нужен, позвони своей мамочке, и ты поймешь, что хоть один человек в тебя еще верит.

При рождении маленький человечек полностью зависит от своей мамы. С её помощью он получает питание и тепло. После, с её же помощью, он познает мир, находит ответы на волнующие его вопросы. Мама в этот период для ребенка является и защитником, и кормильцем, и теплой подушкой. Взрослея, ребенок начинает все больше и больше отдаляться от своей матери. Бунтующая кровь и школьные годы отдаляют от мамы ее чадо. Дальше институт. У ребенка появляются свои интересы, друзья, вторая половинка… Они ближе, а мама дальше…

Пройдут годы, и повзрослевшее дитя, несомненно, поймет, что время, которые было упущено, уже не вернуть. Но все эти годы мамы просто ждут нас.



В своём сценарии я хочу сказать людям: мамы ждут вас! Только Вы сами можете сделать так, чтобы это ожидание было не таким долгим. Зачем ждать, пока пройдут года? Позвоните своей маме сейчас, придите в гости к ней вечером. Дарите любовь, внимание и благодарность каждый день.

В сценарии три эпизода, пролог и финал. В эпизодах – мама, ждущая ребёнка до его рождения, мама, ждущая сына с войны, и забытая мама, ждущая своих детей в старости.

В первом эпизоде «Самая прекрасная из женщин – женщина с ребенком на руках!» главная героиня - беременная женщина в белом платье. Так же есть девушки в чёрных платьях в образах символических героинь, олицетворяющих причины, которые пытаются заставить её сделать аборт.

Во втором эпизоде «Солдатская мать не спит!» главная героиня - мать, которая ждёт сына с Великой Отечественной войны - Косенко Мария Леонтьевна. Она ждёт, читает его письма. Но затем ей приходит похоронка.

В третьем эпизоде «Забываем мы про наших мам » - мать, ждущая, тоскующая, и дети, забывшие о ней, вечно занятые. Она отсылает им письма, а они отвечают, что приехать не могут по разным причинам. Когда же узнают, что мать их больна, всё-таки приезжают к ней.

Мне кажется, что тема, выбранная мною, всегда была, есть и будет актуальна. Ведь она каждому близка.

В центре задника сцены расположено большое окно (ведь именно у окна обычно ждут кого-либо), обрамлённое белой рамой, внутри окна – экран. Так же задник украшен большими астрами, которые могут менять цвет, а также раскрываться и закрываться. Астра — символ ожидания, печали.

В зале гаснет свет. Раздаются звуки печатной машинки, затем стук компьютерной клавиатуры, звуковой фон все усиливается и усиливается. На экране появляется эмблема газеты «Аргументы и Факты». Посередине сцены световым лучом высвечивается Виктор Сячин, редактор газеты. Звуки умолкают.

Сячин: Редактор газеты «Аргументы и Факты» Виктор Сячин. Ежедневно к нам в редакцию поступают сотни различных писем с необыкновенными историями. Но эту невозможно обойти стороной. Поэтому прямо сейчас мы Вам расскажем её... (пауза, изображение эмблемы газеты гаснет). А лучше покажем!

Поворачивается спиной к залу. Медленно проводит рукой справа налево. Также справа налево на заднике постепенно раскрываются жёлтые астры. Другой рукой Сячин делает щелчок – на заднике световым пятном загорается луна. Далее редактор подходит к экрану, касается его рукой – на нём появляется изображение окна. Затем он поворачивается лицом к залу, достаёт коробок спичек, зажигает свечу.

Женский голос: Здравствуйте! Меня зовут Анна Николаевна. Я – мать троих замечательных мальчишек. Я одна вырастила их и воспитала. Раньше всё было хорошо, но потом они уехали и совсем забыли обо мне. Даже на письма мои уже не отвечают.

Свет в зале гаснет; видны только звезды-астры, луна, окно и пламя свечи. В окне загорается свеча. Пламя свечи, которая в руках у Сячина, гаснет.

Женский голос: Мне больше не к кому обратиться. Поэтому я пишу вам в надежде, что дети мои увидят это письмо в вашей газете.

В окне появляется силуэт актрисы в образе Степановой Анны Николаевны.

Анна Николаевна:

Детки, вам ко мне собраться хоть бы раз.

Ваша мать согнулась, поседела,

Что поделать – старость подошла.

Как бы хорошо мы посидели

Рядышком у нашего стола.

Вы под этот стол пешком ходили,

В праздник песни пели до зари,

А потом разъехались, уплыли,

Улетели. Вот и собери.



Гремит гром. Астры закрываются. Луна и изображение женщины в окне гаснут.

На сцене появляется Анна Николаевна и трое её сыновей, ещё маленькие мальчишки. Они стоят посередине сцены. На экране фото из семейного архива Степановых, на котором изображены трое братьев и их мать.

Сыновья: Мамочка, а ты нас любишь?

Анна Николаевна: Конечно, люблю!

Сыновья: Сильно-сильно?

Анна Николаевна: Сильно-пресильно!

Сыновья: А ты нас никогда не бросишь?

Анна Николаевна: Никогда!

Сыновья: Никогда-никогда?

Анна Николаевна: Никогда в жизни!

Сыновья: (обнимают Анну) Любимая мама! А давай играть в прятки? Мамочка, ты считай, а мы будем прятаться!

Анна закрывает глаза руками.

Анна Николаевна: Раз, два, три, четыре, пять. 
Я иду тебя искать.
Если я тебя найду,
От себя – не отпущу! 

Пока Анна считает, мальчики со смехом убегают со сцены. Их изображения на фотографии на экране гаснут, на фото остаётся только изображение Анны Николаевны.

Анна Николаевна: (ищет) Где же вы? Ау!

Гремит гром. Свет на сцене гаснет. Астры вновь раскрываются, появляется луна. На экране-окне опять загорается свеча и появляется Анна.

Анна Николаевна:

Дождь осенний стучит по крыше,


Поздно вечером грустно одной.
Мать седая письмо сыну пишет:
"Что ж не слышно тебя, мой родной?"

Не подумай, что денег жду я,


Нет, сынок, не о том моя грусть.
Ты их трать на семью молодую,
А уж я как-нибудь обойдусь.

Астры закрываются. Изображение окна складывается в конверт, который летит через дожди, снегопады и прилетает в почтовый ящик. Конверт открывается – на экране изображена Анна Николаевна, поверх изображения женщины появляются строчки стихотворения. С каждой строчкой открывается одна астра.

Голос Анны Николаевны:

Мой сыночек, как ты там, родной?
По тебе сердечко изболелось. 
Так хочу я голос слышать твой,
Чтоб душа хоть чуточку согрелась.
Не звонишь, не пишешь... Нет вестей!
Мысли о тебе всегда и снова.
Сквозь метель морозных зимних дней.


Босиком к тебе бежать готова.

На сцене световым лучом высвечивается актёр в образе Алексея Степанова, старшего сына Анны Николаевны, он держит большой конверт в руках.

Алексей: Мне некогда, мама! У меня слишком много дел по работе!

Рвет конверт. Гремит гром. Астры гаснут и закрываются.

Голос Анны Николаевны: (С каждой строчкой открывается одна астра.)

Ах, не ты ль синичку присылал,
Что не раз к окошку подлетала?!
Может, ты с ней весточку подал,
Что твоя душа, мой сын, устала...
Ты совсем не снишься мне во сне -
Ночи пролетают чёрной птицей.
Отзовись же поскорее мне!
Что же там могло с тобой случиться?..
На сцене световым лучом высвечивается актёр в образе Александра Степанова, среднего сына Анны Николаевны, он также держит большой конверт в руках.

Александр: Мне некогда, мама! У меня семья! Я должен кормить и воспитывать двоих детей!

Переворачивает конверт. На обратной стороне фотография его семьи.

Гремит гром. Астры гаснут и закрываются.

Голос Анны Николаевны: (С каждой строчкой открывается одна астра.)

Может быть, родной мой, я должна
В это время быть с тобою рядом?..
Вся душа тревогами полна,
И с сердечком просто нету сладу.
Ждёт тебя родительский твой дом.
Мой птенец, лети домой скорее.
Я тебя укрою под крылом,
И теплом любви своей согрею!


На сцене световым лучом высвечивается актёр в образе Артёма Степанова, младшего сына Анны Николаевны, он тоже держит большой конверт.

Артём: Мне некогда, мама! У меня скоро сессия, мне нужно готовиться к экзаменам!

Складывает конверт, как книгу. Астры гаснут и закрываются.

Все сыновья хором: Нам некогда!!

Гремит гром.

Резко начинают раздаваться звуки печатной машинки, затем стук компьютерной клавиатуры, звуки все усиливаются. На сцену выходит Виктор Сячин с газетами в руках. По очереди он подходит к каждому из Степановых и даёт им по газете. Они раскрывают газеты, закрывая лицо. Затем Сячин выходит на середину сцены.

Сячин (читает): Я чувствую себя очень плохо. Я больна! Наверное, мне осталось совсем немного…

Гремит гром.

Голос Анны Николаевны: Дети мои! Если вы читаете это письмо, прошу вас: приезжайте скорее! Я жду вас!

Гаснет свет, на экране изображается вид за окном едущего поезда. Сыновья имитируют стук колёс при помощи свернутых газет.

Свет гаснет. Гудок паровоза.

Голос Анны Николаевны:

Из Петербурга, Минска и Урала,

Отложив до времени дела,

Дети собрались…



Включается свет. Посередине сцены стоит кресло-качалка, в нём сидит Анна. Рядом стоят Алексей, Артём и Александр.

Анна: … Да только жалко –

У постели, а не у стола.

Гладили морщинистые руки,

Мягкую, серебряную прядь.

Почему же дали вы разлуке

Так надолго между нами встать?

Мать ждала вас в зной и в снегопады,

В тягостной бессоннице ночей.

Разве горя дожидаться надо,

Чтоб приехать к матери своей?



Последние строчки она спрашивает у своих сыновей. Молчание.

Анна: Но я ни в коем случае вас, мои родные, не виню! Вы у меня самые замечательные, я вас очень сильно люблю! И, знайте, я счастлива, что Бог дал мне шанс увидеть вас вместе, рядом с собой, перед смертью… Прощайте, любимые и дорогие! Я буду скучать.…Ну, а вы живите дальше, как и раньше! Вспоминайте меня хоть иногда…

Гаснет свет. На сцену выбегают трое мальчишек, ещё маленькие братья Степановы. На экране фото из семейного архива Степановых, на котором изображены трое братьев и их мать. Закрывают глаза руками.

Хором: Раз , два, три, четыре, пять .
Я иду тебя искать .
Если я тебя найду ,
От себя – не отпущу! 

Пока они считают, изображение Анны с фотографии на экране исчезает, на фото остаются только изображения сыновей.

Хором: (ищут) Мама! Где же ты? Ау! Мамочка!

Убегают со сцены. Гаснет свет.

Начинает звучать музыкальная композиция «Long, Long Time Ago».

В окне-экране появляется звездное небо, восходит луна.

Голос Анны Николаевны:

Не умирает мама никогда!
Она, как Ангел, в жизни и навечно.
Она с тобой, когда тебе на плечи

Вдруг свалится тяжёлая беда.


На фоне луны появляются глаза главной героини. Цветы медленно закрываются.

Не умирает мамина любовь.


В жару спасёт и в стужу отогреет.
Никто забрать всё это не посмеет.
Ведь ты её родная плоть и кровь.
Световым лучом на середине сцены высвечивается пустое качающееся кресло-качалка.
Не умирает, будет долго жить,
С тобой её улыбка, нежный голос.
И бархатный, чуть седоватый волос,
Что с запахом, пьянящим спелой ржи.
На заднике раскрывается одна желтая астра.
Зажжётся в небе яркая звезда,
И боль пройдёт, а с ней печаль, тревога.
Прибавит сил святая вера в Бога...
Не умирает МАМА никогда!!



Список использованной литературы:


  1. Агирбов И. А. Услышь меня, мама: док. повесть / И.А. Агирбов, пред. Д. К. Лагучева. - Черкесск : полиграф. комплекс Карачаево-Черкес. респ. ин-та повышения квалификации работников образования, 1995. - 90 с. 

  2. Весельницкая Е. Крылья и оковы материнской любви/ Е. Весельницкая . - М. : Вектор, 2011. - 192 с.

  3. Грив Б.Т. Дорогая мамочка, спасибо тебе за всё/ Б.Т. Грив. - М. : Добрая книга, 2008.- 88 с.

  4. Жулев В.И. Спасибо, мама, и прости. М. : Амрита, 2002.- c. 335.

  5. Калеми О. Мамочка, вернись/О. Калеми. - М. : Рипол - Классик, 2010.- 384 с.

  6. Королькова А.В. Женщины, счастье, любовь глазами русских писателей и поэтов/ А. В. Королькова, А. Н. Тихонов. – М. :Флинта, Наука, 2007.- 152 с.

  7. Иванов Л.Л. Замечательные женщины с древнейших времен до наших дней: критико-биогр. очерки/ Л.Л.Иванов.– Екатеринбург: Уральский рабочий, 1992.-240 с.

  8. Мама: сборник. – М. : Мол. Гвардия, 1986.- с.168.

  9. Мать: Антология стихотворений русских и советских поэтов о матери/ сост. пред. В.И. Коротаев. - М. : Мол. гвардия 1979.- 208 с.

  10. Мать: стихотворения русских и советских поэтов о матери. - М. : Мол. гвардия, 1979. – с.87.

  11. Моя мама: стихи русских поэтов. – М. : Дрофа-плюс, 2010.- 48 с.

  12. Непеин Ю.А. Милая мама, не плачь/Ю.А. Непеин. - М. : Эксмо, 2002.- 167 с.

  13. Севела Э. Продай твою мать/Э. Севела. – М. : Эксмо, 2003. - 239 с.

  14. Семашко И.И. Сто великих женщин / И. И. Семашко. - М. : Вече, 2000.- 575 с.

  15. Славкович Д. Ф. Я вернусь, мама/ Д.Ф. Славкович, Пер. с белорус. Е. Панасепко, И. Минутко. - М. : Мол. вардия, 1982. - 159 с.

  16. Шпиллер К. Мама, не читай! Исповедь "неблагодарной" дочери/ К. Шпиллер. – М. : АСТ: Астрель, 2010. - 416 с.

  17. Ялом И. Мама и смысл жизни/ И. Ялом. – М. : Эксмо, 2010. - 484 с.

Справочная литература:

  1. Энциклопедический словарь. Т. 2(3): Араго - Аутка / ред. И.Е. Андреевского. – СПб. : изд. Брокгауз – Ефрон, 1890. – 478 с.

  2. Энциклопедический словарь. Т.10(20): Десмургия - Домициан / ред. И.Е. Андреевского. – СПб. : изд. Брокгауз – Ефрон, 1893. – 481 с.

  3. Энциклопедический словарь. Т.18А(36): Малолетство – Мейшагола / ред. И.Е. Андреевского. – СПб. : изд. Брокгауз – Ефрон, 1896. – 481 – 958 с.

  4. Энциклопедический словарь. Т.21А(42): Нэшвилль - Опацкий / ред. И.Е. Андреевского. – СПб. : изд. Брокгауз – Ефрон, 1897. – 481-960 с.

  5. Энциклопедический словарь. Т.22(43): Опека - Оутсайдер / ред. И.Е. Андреевского. – СПб. : изд. Брокгауз – Ефрон, 1897. – 480 с.

  6.  Энциклопедический словарь. Т.23(46): Петропавловский - Поватажное / ред. И.Е. Андреевского. – СПб. : изд. Брокгауз – Ефрон, 1898. – 475 – 958 с.

  7. Энциклопедический словарь. В 3 т. Т.1. А-И / ред. Б.А. Введенский. – М. : Большая советская энциклопедия, 1953-1955. - 719 с.

  8. Энциклопедический словарь. В 3 т. Т. К – Праща / ред. Б.А. Введенский. – М. : Большая советская энциклопедия, 1953-1955. – 720 с.

  9. Театр: Энциклопедия / сост. О.Н. Дубровская. – М. : Олма-Пресс, 2002. – 319 с.

  10. Энциклопедия любимых праздников /сост. Н. Цветова. – М. : Рипол Классик, 2000. – 591 с.: ил.


Периодическая литература:

  1. Александров Г. Мать – героиня / Г. Александров // Комсомольская правда. - 2010. - №28. - С. 15-16.

  2. Бек – Назаров А. Таланты из народа / А. Бек – Назаров // Кино. - 1936. - №9. – С. 27-32.

  3. Белкин Ю. Суррогатная мать / Ю. Белкин // Комсомольская правда. - 1995. - №8. – С.16.

  4. Гришин М. О матерях / М. Гришин // СК – Новости. - 2001. - №11. – С. 10-12.

  5. Керженцев П. День матери / П. Керженцев // Вести. - 2005. - №15. - С. 17-18.

  6. Константинова Е. Женщина по имени звезда / Е. Константинова, Н. Константинов // СК – Новости. - 2000. - №56. – С.10-16.

  7. Родина Е. Любовь ее пустого звука / Е. Родина // Огонек. - 2008. - №65. – С. 25-26.

  8. Сячин В. А мать всё ждала… / В. Сячин // Аргументы и факты. - 2008. - №13 (537). – С. 9.

Малышева Анастасия

Студентка группы 23242

Преподаватель Тытюк М.Н

«Паровоз до Кубы»

Эпизод сценария театрализованного представления

«Пока свободою горим…», посвященного Дню свободы личности.

Споры о свободе в современном обществе не затихают. Мне кажется, очень важно понимать, что свобода – это не цель человека, а инструмент, которым нужно уметь пользоваться. Например, зажигалка, тоже инструмент, только ей можно поджечь дом, а можно свечу. Возьмем нож: в руках преступника – это опасное оружие, а в руках врача – инструмент для лечения. Многие думают, что свобода должна быть безо всяких ограничений. Словари дают иную трактовку этого понятия: свобода – это наличие у человека возможности выбора и его реализации. О существующих ограничениях сказано в Декларации прав человека: свобода – это возможность делать все, что не наносит вреда другому. Значит, необходимо понимание допустимого и недопустимого в обществе. Большую роль играет то, как воспитан человек. Возникает вопрос, является ли такая свобода действительно свободой, если на выбор человека влияет окружающее его общество? Вместе с этим, возникает и другой вопрос: а нужна ли тогда вообще безграничная свобода? В современном мире и ограниченная, и неограниченная свобода вызывает протест.

Например, для некоторых людей насилие стало обычным делом, они считают это проявлением своей «свободы». Я бы отнесла такую свободу к категории «безумной свободы». Люди не свободны, когда ведут бессмысленный, опасный для себя и других образ жизни или, когда выбирают насилие, бегство в наркотики и алкоголь. Конечно, нельзя не сказать и о «разумной свободе». В жизни мы принимаем тысячи решений, за выбор которых должны нести ответственность не только перед собой, но и перед обществом. Ведь именно общество, в котором мы живем, является одним из главных ограничителей нашей свободы. Плохо ли это? Кому, например, придет в голову утверждать, что обязательная вакцинация – это посягательство на свободу, а правила дорожного движения со всеми их нормами вождения являются ограничением той самой свободы личности? Свободный человек – это зрелый и мудрый человек. И очень важно, чтобы каждый понимал долю своей ответственности за ту меру свободы, которую он выбрал.

Уровень цивилизованности многих стран определяется тем, насколько высок в них уровень свободы личности. В связи с этим Организацией Объединенных Наций в 1950 году был введен День Свободы Личности, который отмечается ежегодно 10 декабря. Мое театрализованное представление, темой которого стала проблема отсутствия у человека полного осознания своей свободы и связанной с ней ответственности, проводится в рамках празднования Дня Свободы Личности.

Своим сценарием я хочу сказать, что существует разное понимание слова «свобода», но я точно уверена, что безграничная свобода не всегда на пользу, а ее ограничение не всегда во вред.

Композиционно сценарий моего театрализованного представления состоит из пролога, трех эпизодов и финала. Я использовала такие документальные материалы, как дневниковые записи, газетные статьи, фото и видео материал. В представлении участвуют современные и исторические герои. На сцене установлены две лестницы, стоящие в диагонали по направлению к центру с левой и правой стороны. Посередине, на заднике сцены висит большой белый экран.

В прологе я задаю ход моего театрализованного представления - это спор о том, какая же свобода лучше? В споре сталкиваются мнения реальных и исторических героев - таких ярких личностей, как Гарри Каспаров, Людмила Алексеева, Стефан Хеллер (американский журналист и философ), Ирина Виданова (журналистка Белоруссии, борющаяся за права молодежных движений), Борис Ельцин, Владимир Ленин, Дженис Джоплин, Джим Моррисон, Джимми Хэндрикс, Владимир Высоцкий и Эрнесто Че Гевара. Свобода бывает разной. У каждого свое понимание этого слова, но для меня важно донести мысль о том, что свобода должна быть разумной.

В первом эпизоде, названном «Безумная свобода, или Зависимость», я хочу показать на примере личностей, попавших в «Клуб - 27», что человек имеет право выбора своей свободы. «Клуб - 27» - это название объединения музыкантов стилей рок и блюз, умерших в возрасте 27-ми лет от передозировки наркотиков. Сначала свободой для них была музыка, через некоторое время этого стало недостаточно, и все они обрели свою свободу в наркотиках.

«Светя другим, сгораю сам» - такое название я дала второму эпизоду, который посвящен личности Владимира Высоцкого. Высоцкий был "голосом народа". Высоцкий всем своим творчеством боролся за свободу слова. Он говорил: "Писать правду или не писать ничего". Таково его кредо в жизни и творчестве. Он шел наперекор запретам и был свободен.

В третьем эпизоде, названном «Паровоз до Кубы», речь идет об известной личности – команданте – Эрнесто Че Гевара, активном участнике Кубинской революции 1959 года. К сожалению, мало кто в наше время, особенно подрастающее поколение, знает, что же это за личность – Эрнесто Че Гевара? За что он боролся? За какую свободу? Для многих его имя сегодня – это просто модный бренд. Именно поэтому в третьем эпизоде я хочу донести до зрителей правильное понимание этой яркой личности.

В финале завершение спора приходит к тому, что людям нужна «разумная свобода».



На центральном экране видео – ролик концерта группы «Паровоз до Кубы». Четыре молодых человека, одетые в бесформенную одежду (один из них с дредами на голове, второй – лысый, другие два в цветных растаманских шапочках) исполняют специально подобранное музыкальное ассорти своих песен: «Я хочу туту», «Столько ты не скуришь», «Вася».

Телевизор двери в свой мир открывает

Тому, кто каналы переключает.

Спорт и путешествия вперемешку с фильмами,

Новости, политики, и, конечно, секс – символы!

Я хочу туту, брюнетку из «Тату».



На сцену выходит танцующая современная молодежь, «тусовщики» – «готы». Танцуют, под звучащие песни. На каждом одета майка с изображением Че Гевары.

Они играют регги,

И им хорошо.

Их тащит по жизни,

Что надо еще?

Они живут травой,

Они живут в траве,

Они находят траву…

Даже по зиме…

К танцующим «тусовщикам» – готам присоединяются танцующие «тусовщики» – эмо. На каждом - майка с изображением Че Гевары.

На перекрестке я встретил Васю,

Васю со вчерашнего сильно колбасит.

Вася колбаситься не любитель,

Хочется Васеньке выпить - выпить – выпить.

С Васей намутили мы дивный коктейль:

Все, что добыли, мы перемешали.

Эффекта добились – улыбка до ушей.



На сцену выходят танцующие «тусовщики» панки и рэпперы. На каждом одета майка с изображением Че Гевары.

И на фонтан купаться помчались, помчались.

Время бежит по кругу!

Sex, drugs & rock n roll-

Это жизнь моего друга!

Это и Мой прикол!



На экране крупным планом солисты группы «Паровоз до Кубы». У них берут интервью.

Вокалист – Сергей: Мы выбрали образ Че, потому что тоже боремся за свободу.

Вопрос за кадром: За какую?

Барабанщик – Андрей: Ну как же?! За свободу молодежных движений!

Видео обрывается. Мелодии песен звучат фоном.

Современная молодежь – «тусовщики»: Даешь свободу! Че Гевара – освободитель!

На экране крупным планом черно – белое изображение Че Гевары.

Современная молодежь –« тусовщики»: Че –значит, свободное общение без понтов!

Слева от экрана сверху на специальных тросах опускается рекламный баннер, на котором изображена бутылка водки. На этикетке – лицо Че Гевары. Рядом с бутылкой – надпись: «За свободное общение!».

Современная молодежь –« тусовщики»: Че – значит, свобода самовыражения!

Справа от экрана опускается рекламный баннер, на котором надпись: «Тату - салон». Посередине баннера фото Че Гевары, а вокруг него фотографии людей с татуировками лица Че Гевары на самых разных частях тела.

Современная молодежь –« тусовщики»: Че – значит, свободные отношения!

Посередине сцены опускается рекламный баннер, перекрывая экран. На баннере изображено постельное белье, на котором крупным планом лицо Че Гевары. Слева от постельного белья на баннере изображены два парня, держащиеся за руки, справа – две обнимающиеся девушки, внизу – целующиеся парень и девушка. Сверху – надпись: «Не стыдись своей свободы!». Звучит припев песни «Мариванна» в исполнении группы «Паровоз до Кубы». «Тусовщики», танцуя, выстраиваются в глупый нелепый паровозик.

Чух – чух – чух (ту-ту-ту)

Чух – чух – чух(пых-пых-пых)

Мы несемся в космос,

Паровоз на двоих!

Чух – чух – чух (ту-ту-ту)

Чух – чух – чух(пых-пых-пых)

Мы несемся в космос,

Паровоз на двоих!

Современная молодежь – «тусовщики»: Отправляется паровоз до Кубы!

Раздается громкий гудок паровоза. «Тусовщики» «проезжают» по кругу один раз паровозиком. Остаются стоять на заднем плане. С левой стороны выходят две девушки – модели, словно сошедшие с рекламного плаката, одетые в короткие юбки и маечки с изображением Че Гевары. Сверху опускается рекламный баннер. На нем - реклама нижнего белья с изображением Че Гевары.

Девушки – модели: Писк сезона!

Первая девушка – модель: Че Гевара на трусиках стринг!

Вторая девушка – модель: В качестве узора для трусиков стринг Че Гевара использован впервые!

Девушки – модели: Поторопитесь!

Девушки – модели поворачиваются к нам спиной, рекламируя сзади на юбках образ Че Гевары. Из толпы «тусовщиков» слышны восторженные крики девушек: «Здорово! Здорово!» С правой стороны выходят двое юношей в образах официантов. Сверху справа опускается рекламный баннер: посередине баннера – пламя, поверх которого наложено фото Че Гевары. Слева от пламени – фото девушек гоу-гоу в откровенных нарядах. Справа от пламени – разнообразные спиртные напитки. Внизу – надпись: «Стань революционером

Первый официант: Ночной клуб «Че Гевара» – революция в клубной жизни города Петрозаводска!

Второй официант: Убей куски сочного мяса глотком «Холодной Войны», «Карибского Кризиса», «Абсента» или «Текилы»!

Первый официант: Тебя ждет альтернативная музыка и «жесткие» эротические шоу!

Второй официант: Тем, кто хочет подписаться на рассылку новостей клуба, мы предлагаем нажать на кнопку: «Стать революционером».

Официанты вместе: Ощутите полную свободу на себе в нашем клубе!

Современная молодежь - тусовщики: О-о-о! Это то, что надо!

Музыка становится громче. «Тусовщики», девушки – модели и официанты выстраиваются в паровоз и уезжают. Звучит песня «Мариванна»:

Чух – чух – чух (ту-ту-ту)

Чух – чух – чух (пых-пых-пых)

Мы несемся в космос,

Паровоз на двоих!

Чух – чух – чух (ту-ту-ту)

Чух – чух – чух (пых-пых-пых)

Мы несемся в космос,

Паровоз на двоих!

Затемнение. Все плакаты со сцены поднимаются. Слышен громкий гудок паровоза. Звучит песня «Guantanamera» - известнейший гимн кубинской молодежи (стихи – Хосе Марти, музыка – Хосе Фернандеса). С помощью проекторов на всю сцену проецируется множество цветков Марипоса, который представляет собой пятилистный белый цветок с заостренными лепестками. Марипоса – символ Кубы – символизирует чистоту, непокорность и независимость.

Guantanamera, ma ville, Guantanamera

Guantanamera, ma ville, Guantanamera

Cetait un home en deroute

Cetait un frère sans doute

II n avait ni liens, ni place

Et sur les routes de lexil

Sur les sentiers, sur les places



II me parlait de sa ville

Друг за другом, «паровозиком», подтанцовывая самбу, выходят кубинцы – музыканты. Они играют на маленьких барабанах, гитарах и маракасах. На всех одеты разноцветные двусторонние пончо с черным внутренним цветом, на головах - сомбреро. Паровозик уходит в правый край сцены на передний план.

Guantanamera, ma ville, Guantanamera

Guantanamera, ma ville, Guantanamera

Yo soy un hombre sincere

De donde crece la palma

Y antes de morrime quero



Выходят паровозиком девушки, танцующие самбу, одетые в яркие красные купальники; у каждой две юбки: нижняя – черная, верхняя – двусторонняя (внутри – черного цвета, снаружи – красного), на головах – украшения из перьев. Распределяются в танце по всей площадке.

Por los pobres de la tierra

Quiero yo mi suerte echar

Y el arroyo de la sierra

Me complace mas que el mar

Guantanamera, ma ville, Guantanamera

Guantanamera, ma ville, Guantanamera

Музыкант с барабанами: Все Варадеро – карнавал!

Пестрят оттенки цвета кожи.

Накал страстей, эмоций шквал,

Соединяют здесь прохожих…



Музыкант с гитарой: Гитары, сальса, вечный Май,

От шума улиц не укрыться,

Гавана – авантюрный рай,

Кубинцы все вместе: Где можно счастливо забыться!

Кубинцы танцуют зажигательный танец. Музыка резко обрывается. Все замирают. Тишина. На экране появляется черно-белое фото с изображением Фульхенсио Батиста. Звук включающегося радиоприемника.

Радио: Сегодня, 10 марта 1952 года, президентом Кубы провозглашен Фульхенсио Батиста!

Звучит песня Натали Кардон – «Команданте Че Гевара», революционный гимн в честь Че Гевары. На экране черно – белый видео – ролик, в котором рассказывается о жителях Кубы. Мы видим, как полиция разгоняет танцующих и поющих кубинцев, мы видим голод, нищету, смерти, насилие полиции над больными людьми, над женщинами и детьми.

La primera cancion esta escrita

Cuado nuestro Comandante en jefe

Leyo la carta de despedida del Che

Apendos a quertre,

Desde la historica altura,

Donde el sol de tu bravura

Le puso cerco a la muerte.



Видеоролик заканчивается. Песня продолжает звучать. Девушки быстро снимают головные уборы из перьев, откидывают их в стороны. Срывают с себя юбки так, будто что-то красное вспыхнуло в темноте, и одевают их, как плащи, на себя черной стороной. Музыканты одновременно с девушками переворачивают свои пончо черной стороной и снимают сомбреро.

Aqui se queda la clara,

La entranable transparencia

De tu querida presencia,

Comandante Che Guevara.

На сцене суматоха. Свет мерцает. Танцовщицы и музыканты выстраиваются в диагональ слева направо по росту (от самого низкого к самому высокому) по направлению к правой лестнице. На сцену в этой суматохе выбегают еще мужчины и женщины в темной одежде и встают тоже в диагональ. Все опускают головы. Темнота. Один световой луч двигается слева направо по диагонали, высвечивая лица людей. Люди с попаданием луча на них, поднимают голову, поворачивая ее направо. Световой луч поднимается снизу-вверх по лестнице. На самом верху стоит мужчина в образе Че Гевары. Световой луч высвечивает его, двигаясь с ног до головы.

Vienes quemando la brisa

Con soles de primavera

Para plantar a bandera

Con la luz de tu sonrisa

Aqui se queda la clara,

La entranable transparencia

De tu querida presencia,

Comandante Che Guevara.
Кубинцы: Да здравствует Че Гевара! Да восстановится справедливость! Свергнем Батиста!

Че Гевара спускается вниз по лестнице. Звучит продолжение песни «Команданте Че Гевара».

Кубинцы: Че – Ге- ва – ра! Че – Ге – ва – ра! Че – Ге – ва – ра!

La primera cancion esta escrita

Cuado nuestro Comandante en jefe

Leyo la carta de despedida del Che

Apendos a quertre,

Desde la historica altura,

Donde el sol de tu bravura

Comandante Che Guevara.

Че Гевара стоит внизу.

Кубинцы: Родина или смерть! Вперед за Че!

Звучит мелодия песни Tregle – «Ramaganana». На экране появляется карта Латинской Америки. Красный курсор указывает на Мексику. Загорается свет. Че Гевара стоит в центре сцены. Сзади него в две шеренги в шахматном порядке стоят десять мужчин в военной латиноамериканской форме.

Че Гевара: Сообщаю вам со всей ответственностью! Или мы обретем свободу в 1959 году! Или же останемся мучениками навечно!

Первый мужчина – воин: Свобода, мы будем искать тебя уже не в легендах

И не в крови павших братьев.

Я – Пабло – единомышленник Гевары.

Все одновременно делают один резкий решительный шаг вперед.

Второй мужчина – воин: Но когда лохмотья и камни,

Эти старые свидетели горя Америки, увидят тебя…

Я – Агедо Агиар – единомышленник Че.

Все одновременно делают еще один более решительный и стремительный шаг вперед.

Третий мужчина – воин: Они узнают, как мы искали тебя, Свобода!

Я – Карлос Бермудес – единомышленник Гевары.



Все одновременно делают еще один резкий шаг вперед.

Четвертый мужчина – воин: Они узнают это по безмолвию

Ушедших в могилы.

Я – Рамирито – единомышленник Че.

Пятый мужчина – воин: Так будет, ибо не напрасно

Столько боли вынесено в прошлом

И столько боли сейчас на земле!

Я – Бенитес – единомышленник Гевары!



Че Гевара: Армия собрана! Пора! Наша маленькая, но гордая страна, наш маленький, но гордый народ Кубы никогда не будет армией рабов!

Все вместе: Свергнуть Батиста!

Все вместе делают два резких мощных шага вперед. Музыка усиливается.

Сверху опускается огромный флаг революционного движения «М-26-7», немного перекрывая верхнюю часть экрана. Он представляет собой трехцветное полотно (зелено-бело-красное) с надписью «М-26-7». На экране расшифровка: «Мексика – 26 июля». Флаг был создан движением, выступающим против Фульхенсио Батиста.

На экране на карте начинает двигаться красный курсор, рисуя путь войска Че Гевары от Мексики до Гаваны.

Че Гевара: Нам предстоит трудный путь от Мексики до Гаваны. Главное- перебраться через Мексиканский пролив, и Гавана будет освобождена!

Все вместе: Вперед! За свободой!

На сцене вся армия и Че Гевара идут вперед. Перед ними опускается флаг революционного движения. Переворачивается другой стороной, синего цвета. Флаг колышется параллельно полу сцены так, будто это океан. Звуки шума океана. Свет мерцает, армия « плывет». Звуки океана затихают. Ткань медленно опускается вниз. Армия перешагивает через ткань, идет вперед. Настороженно осматривает территорию. На карте курсор доходит до Гаваны.

Сзади армии Че Гевары резко на сцену опускается белый куб, стены которого сделаны из туго натянутых широких полос белой резины. Свет мерцает. Через прорези в боковых стенах куба одновременно резко появляются длинные кинжалы – мачете. Куб «ощетинился» кинжалами со всех сторон. Кинжалы зловеще блестят в свете ультрафиолета. Вслед за кинжалами, как тараканы, появляются солдаты Батиста. Боковые стенки куба падают. Солдаты одеты в латиноамериканскую форму другого цвета.
скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Сборник сценариев победителей «I-го конкурса сценариев» студентов кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников. Санкт-Петербург
1896,93kb.
Конкурса «Сердце отдаю детям»
3232,33kb.
Рождественский круиз на пароме "Victoria I" 2 января 2012 7 января 2013 (6 дней / 5 ночей) Полностью русскоязычное обслуживание! Санкт-Петербург – Таллин – Рига – Стокгольм – Хельсинки – Санкт-Петербург Программа круиза
174,33kb.
Практикум по стилистике и литературному редактированию для студентов факультета экранных искусств Санкт-Петербург 2010
905,03kb.
Поэтессы серебряного века : Зинаида Гиппиус Анна Ахматова Каталог выставки Санкт-Петербург
117,83kb.
Гайдаенко Алексей Альбертович Обоснование прогнозных сценариев развития птицеводства
843,9kb.
Инструкция по оформлению статей, представляемых в сборник лауреатов республиканского конкурса научных работ студентов
69,26kb.
Приложение №3 Основные технические характеристики и требования к подсистеме видеоконтроля
50,88kb.
В работе рассматриваются характеристики и некоторые направления применения сервисов ве 0 в учебном процессе. Приводятся примеры возможных сценариев проведения занятий с помощью сервисов blog, wiki,youtube и delicious
111,47kb.
Е. А. Некоторые вопросы совершенствования эколого-правового образования: специальная часть экологического права. Международная научно-практическая конференция "Экологическая безопасность: природа и общество", Санкт-Петербург, 2 04
69,03kb.
Международной ассоциации содействия правосудию. Санкт-Петербург, 5-6 октября 2005 г. / Под ред. А. В. Смирнова. Спб., 2005. 192 с. (с. 164-169). Ббк 67. 628. 10я43
111,79kb.
Синергетика и прогнозы будущего
884,53kb.