minevi.ru
страница 1
скачать файл


\

СЕВЕРНАЯ ГЕШТАЛЬТ ИНИЦИАТИВА
Региональная общественная организация психологов и психотерапевтов

г. Мурманск

Авторский курс специализации
«КЛИНИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТИ И СИСТЕМНЫЕ СТРАТЕГИИ ТЕРАПИИ»
А.Валамин, Е.Бочкарева.
Мурманск, 2013-2016 г.г.


Исп. Майборода С.П.



45-87-48


«…Психотерапия – искусство возможного, и терапевту стоит ожидать различного результата от людей с различным уровнем развития характера. …Наша задача – научить терапевтов ставить перед собой реалистичные цели, которые защитят клиента от деморализации и пессимизма, а самого терапевта – от «выгорания»».

Нэнси Мак-Вильямс.
«…Все следует делать настолько простым, насколько это возможно. Но не проще».

Альберт Эйнштейн.

  • ПРЕАМБУЛА


Данный курс является развитием и оптимизацией (как мы надеемся) пилотной программы специализации, которую мы (Андрей Валамин и Елена Бочкарева) провели в г. Мурманске в 2010-2013г.г. Называлась она «СИСТЕМНАЯ ДИАГНОСТИКА И ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ТЕРАПИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РАССТРОЙСТВ». Ее появление в регионе было «выношенным» и очень целенаправленным решением. Уже за три года до этого мы стали всерьез задумываться об организации масштабного долгосрочного проекта, связанного с клиническими и динамическими аспектами психотерапии. Тому было четыре основных причины:


  1. В программах подготовки гештальт – терапевтов и практических психологов, которые мы уже много лет ведем в регионе (от Цетра «Здесь и Теперь», а затем – от Московского Гештальт Института) все явственнее обнаруживался недостаток того, что можно назвать «клинической диагностикой». И начинающие, и более опытные терапевты испытывали и испытывают дефицит знаний и навыков, позволяющих ориентироваться в клиентах пограничного уровня, в работе с выраженными характерологическими «искажениями», в терапии т.н. клиентов «с диагнозом», независимо от его «тяжести» - идет ли речь о невротических навязчивых состояниях или о возможно психотических симптомах. Активно работающие коллеги явно нуждались и нуждаются в большей ориентации в «опасных зонах терапии». Речь идет о диагностике уровня и характера депрессии, о признаках психотической симптоматики, о работе с вызывающим и порой разрушительным поведением психопатических клиентов – как индивидуально, так и в группах.




  1. Концептуальным основанием как гештальт-терапии, так и экзистенциального - гуманистического подхода в целом, является феноменологический взгляд на человека и его актуальную ситуацию. Мы безусловно разделяем это взгляд. Однако с годами для нас становится все более очевидной опасность примитивизации понимания феноменологической перспективы у участников базовых программ по гештальт-терапии. Порой за декларированием внимания к клиентскому «здесь-и-сейчас-переживанию», к уникальности персонального опыта, за отстаиванием многими начинающими консультантами и терапевтами несводимости человеческого опыта к диагностическим шаблонам стоит совсем другое. И это другое – просто недостаточная компетентность в динамических аспектах личности и ее проблем, отсутствие достаточных знаний о теориях развития и иных достижениях аналитически – ориентированных классиков психологии и терапии.


( …В этой связи, кстати, совсем не случайным видится своеобразный «тренд» последних лет в российском гештальт-сообществе. Он состоит в том, что программы специализаций и спецкурсов с «клинической» и «аналитической» спецификой занимают все больше места в работе тренеров Московского Гештальт Института в России и СНГ. Лидером здесь, безусловно, является уже десять лет существующий московский проект «Долговременная терапия личностных расстройств» под рук. Марии Андреевой, в котором один из нас имеет честь участвовать, как тренер. Его ежегодные выпуски и нарастающая популярность доказывают явную востребованность аналитических знаний и «способов мышления» у коллег - гештальтистов).


  1. Становился также очевидным ещё один аспект в подготовке участников базовых курсов («вторые ступени»). Специфика собственного личностного радикала, особенности его динамики и, соответственно, ограничения и возможности терапевта, связанные с его трансферентно-контрансферентными характенистиками, в значительной мере оставались вне осознавания самих терапевтов. Конечно, личная терапия и супервизорские площадки существенно помогали, но чаще всего (в данном аспекте) - на «фрагментарном» уровне. Более системное и глубокое исследование своего личностного радикала, своих психологических защит и своего контрпереноса сулило значительные профессиональные перспективы, но требовало размещения в долгой и основательной программе.




  1. Наконец, как это чаще всего бывает, была и совсем уж непосредственная причина: вдохновленность нас обоих прекрасной книгой Н.Мак-Вильямс «Психоаналитическая диагностика». Так действительно случается, что какое-либо событие, встреча, а в данном случае – текст, наконец-то оформляют не вполне структурированные намерения в ясную конструкцию, в перспективное видение целостного проекта. Этот текст увлекал сам по себе - своей организацией, стилем, ясностью и дисциплиной мышления автора. Мы нашли в этой книге то, чего так недоставало нам ни в многочисленных работах по характерологии, ни в проводимых нами же «двухдневках» по теориям личности: это самая непосредственная связь с реальной долгосрочной психотерапией клиентов различной личностной специфики.

Было понятно, что эта прекрасная книга способна кардинальным бразом «продвинуть» и начинающих, и достаточно опытных терапевтов, но для этого очень важно «переложить» материал как в русло непосредственного «тренингового» опыта, так и на более близкий многим коллегам «гештальтистский» либо «эклектический» язык.


  • ЦЕЛИ КУРСА


Наши основные цели были и остаются следующими:


  • Формировать у участников программы ясное, связное и одновременно глубокое и систематизированное понимание процессов «становления и организации» личности и её расстройств самого разного уровня.

По сути, речь идет о развитии т.н. «клинического мышления» у психологов и психотерапевтов. Нам важно, продолжая поддерживать «феноменологическое видение» терапевтов, помогать им также мыслить в логике этиологии, патогенеза и системной принадлежности эмоциональных и поведенческих проявлений клиента.


  • Развивать «динамическую компетентность» терапевтов и консультантов. Диагностика развития и понимание структуры личности человека в любом клиническом процессе приобретают целостность и объемность, только если мы опираемся на его семейную историю, на психодинамику его ранних отношений, на понимание специфики его психологических травм и достижений.




  • Изучить важнейшие «сферы» диагностического и клинического опыта, которые слишком мало прорабатываются в базовых обучающих программах по гештальт-терапии и в других феноменологически ориентированных программах.




  • Разобраться в том, как именно помогать людям с различной личностной организацией, с различными характерологическими проявлениями. Практическая направленность, рекомендации по проведению психотерапии с каждым типом клиентов, основанные на понимании его уникальной индивидуальности, позволят работать дифференцированно и эффективно (насколько это возможно) как с людьми невротической организации, так и с пограничными (borderline) и психотически организованными личностями.



  • Кроме того, самый надежный способ прочувствовать и научиться использовать системные диагностические положения – это исследование своих собственных «внутренних сфер» (пограничных, психотических и невротических). Мы предоставим участникам такую возможность.



  • ЗАДАЧИ КУРСА




  • Знакомство с многофакторной психодинамической диагностической «системой координат», позволяющей использовать возможности и понять ограничения терапии различных личностных расстройств и проявлений.




  • Развитие навыков диагностики базовых личностных «профилей» и характерологических нарушений. Понимание причин и закономерностей развития того или иного личностного радикала в младенчестве, детстве и подростковом периоде.




  • Формирование навыков ориентации в «сложных» клиентах, развитие системного, клинического мышления у терапевта. Развитие умения выбирать эффективные стратегии в терапии сложных, нестабильных и клинически полиморфных клиентов.



  • Знакомство с особенностями собственной «личностной архитектуры», понимание специфики собственного личностного развития, своих ресурсов и естественных ограничений в терапии.



  • Системное исследование «трансферентных ловушек» клиентов и собственных специфических контртрансферентных процессов.



Андрей Валамин.


  • «АРХИТЕКТУРА» КУРСА

Специализация включает в себя (в течение 2,5 - 3 лет):


  • Восемь основных трехдневных тематических сессий (200 акад.часов)

  • Две супервизорские двухдневные сессии (40 акад.часов, обязательная часть программы!)

  • Итоговая (супервизорско-сертификационная) двухдневная сессия (20 акад. часов)

  • 15 акад.часов индивидуальной (очной и заочной) супервизии для каждого участника (обязательное требование)

  • Самостоятельное изучение специальной литературы, а также клинический анализ предоставленных ведущими предварительно к каждой сессии «тематических» фильмов (обязательное требование!)



Часы супервизии идут в зачёт участникам базового курса обучения гештальт-терапии («Программа 2 ступени»).


  • ВЕДУЩИЕ КУРСА


АНДРЕЙ ВАЛАМИН, врач – психиатр, психотерапевт с 25 - летним стажем практики, сертифицированный гештальт-терапевт. Специализации МАПО (СПБ) по групповой психотерапии, сексологии, основам психоанализа. Супервизор, тренер программ 1 и 2 ступеней Московского Гештальт Института, российско-норвежских гештальт-проектов, интенсива МГИ «Гандвиг 2013», Большого Белорусского Интенсива, сертифицированный супервизор и преподаватель гештальт-терапии. Сертификат «Совершенствование в гештальт-терапии» Французского Интситута Гештальт-терапии (трехлетнее обучение у Жан Мари Робина (Франция). Участник тренерского состава специализации «Долгосрочная Терапия Личностных Расстройств» (МГИ, г.Москва). Соорганизатор РОО «Северная Гештальт Инициатива».
ЕЛЕНА БОЧКАРЁВА, клинический психолог с 17 – летним стажем практики, педагог-психолог высшей категории, сертифицированный гештальт-терапевт (Центр «Здесь и Теперь», Москва), супервизор, терапевт и тренер программ 1 и 2 ступеней Московского Гештальт Института. Тренер интенсива МГИ «Гандвиг 2013», российско-норвежских гештальт-проектов и проектов по терапии детской травмы «Каникулы Бонифация», тематический тренер специализации МГИ по интегративной семейной терапии. Сертифицированный экзистенциальный терапевт (Ассоциация «Просто Вместе» И. Млодик), ведущая клиентских и супервизорских групп. Специализации по медицинской психологии и семейной психотерапии МАПО (СПБ). Соорганизатор РОО «Северная Гештальт Инициатива».


  • ПРИГЛАШЕННЫЙ ВЕДУЩИЙ


МАРИЯ АНДРЕЕВА (г.Москва), ведущий тренер Московского Гештальт Института, автор и руководитель специализации «Долговременная Терапия Личностных Расстройств», практикующий терапевт, супервизор, тренер и преподаватель с 20 – летним стажем, сертифицированный гешальт-терапевт, коуч, тренер программ 1 – 2 ступеней Московского Гештальт Института, многочисленных клиентских проектов и интенсивов МГИ.


  • ТЕМЫ СЕССИЙ (В ПРОЦЕССЕ РАЗРАБОТКИ!)

Сессия 1. Интегративный психодинамический подход.



Диагностическая система координат.

    • Интегративный психодинамический подход (Нэнси Мак – Вильямс, Стивен М. Джонсон и др.). Эго психология, традиция объектных отношений и сэлф – психология.

    • Клиническое мышление терапевта: «логика симптома» исходя из его этиологии и патогенеза.

    • Типологическое и уровневое измерения личности.

    • Уровень развития личности: степень психологического благополучия или нарушенности индивида.

    • Тип организации характера: уникальность каждого человека.

    • Диагностическая гипотеза: ограничения и возможности.

    • Идентификация уровня зрелости/патологии характера: структура невротического уровня, пограничная структура, структура психотического уровня.

    • Центральная проблема человека (безопасность, автономия или идентичность). Личностное переживание тревоги (тревога уничтожения, сепарационная тревога, страх наказания, повреждения, потери контроля).

Сессия 2. Клиническое приложение интегративного подхода.

  • Основной конфликт развития (симбиотический, сепарация-индивидуация, эдиповый). Способность к объектным отношениям и чувство собственного «Я». Психологическая защита, как индивидуальный стиль борьбы с трудностями жизни.

  • Первичные (примитивные) защитные и вторичные (высшего порядка) процессы.

  • Отношение защит к характеру. Личностный профиль. Основные психотерапевтические стратегии работы с сопротивлением.

  • «Внешняя» и «сущностная» специфичность личности пограничного уровня организации личности.

Сессия 3. Шизоидные личности.

  • Эмоционально – поведенческие паттерны. Адаптивная и защитная организация Эго.

  • Ранние отношения со значимыми другими. Субъективный опыт собственного «Я»: границы, ценности, аутентичность.

  • Исследование собственных шизоидных паттернов. Творчество и закрытость.

  • Шизоидность на различных личностных уровнях. Терапевтические подходы. Детали переноса и контрпереноса.

  • Дифференциальный диагноз. Специфика и ограничения в работе с пациентами психотического уровня организации шизоидной личности. Настороженность терапевта.

Сессия 4. Нарциссические личности.

  • Особенности аффектов и темперамента.

  • Психологические зашиты и адаптация в социуме. Паттерны объектных отношений, построение длительных отношений с другими.

  • Осознанные и бессознательные способы восприятия индивидом самого себя. Ничтожность и грандиозность.

  • Проявления интернализованных представлений о себе и других в переносе и контрпереносе.

  • Рекомендации к ведению психотерапии. Сложности терапевтических отношений.

  • Дифференциальный диагноз.

Сессия 5. Депрессивные личности.

  • Потребности, желания, аффекты. Тестирование реальности и дефекты конструкции «Я - Мир». Защитные и адаптивные механизмы при депрессии.

  • Специфика ранних детско – родительских отношений. Депрессивное собственное «Я».

  • Стратегия и тактика терапевтического ведения. Опасности и ограничения в работе терапевта.

  • Трансферентные и контртрансферентные явления. Исследование собственной депрессивной жизненной динамики.

  • Дифференциальный диагноз. Навыки видения «депрессивных масок» и

«депрессивных угроз».

Сессия 6. Обсессивные и компульсивные личности.



  • Драйвы, аффекты и темперамент. Когнитивные и поведенческие защиты.

  • Особенности ранней детской травматизации. Проблемы идентичности.

  • Исследование собственной обсессивно-компульсивной сферы, навязчивых и страхов и упорных действий.

  • Сознательная уступчивость и бессознательное противодействие как проявления переноса и контрпереноса в терапии.

  • Терапевтические рекомендации. Понятие о «зависимой» личности, основные направления ведения. Проблемы созависимости.

  • Дифференциальный диагноз и стратегии адаптации.

Сессия 7. Истерические личности.

  • Особенности эмоционального реагирования, истерическая неустойчивость аффекта.

  • Ведущие защитные механизмы: репрессия желаний, страхов и боли.

  • Ранние отношения с материнской и отцовской фигурами.

  • Отношение к собственной личности и восприятие других.

  • Базовые представления о формировании сексуальной идентичности.

  • Исследование собственной «внутренней беспомощности» и истоков жизненного драматизма.

  • Возможности и ограничения терапии. Терапевтический альянс и эффективное обращение с переносами и контрпереносами.

Сессия 8. Симбиотические личности. Патогенетическое понимание и клинические аспекты проблемы зависимостей.

  • Этиология расстройства развития чувства отделенного стабильного self.

  • Различие материнских реакций на сепарационные проявления ребенка и его агрессию к матери.

  • Инкорпоративная интроекция внешних стандартов в «симбиотическом случае».

  • Экзистенциальный аспект симбиотической проблемы.

  • Терапевтические цели (эмоциональные, когнитивные и бихевиоральные).

  • Дифференциальный диагноз. Зависимое расстройство личности.



  • СЕРТИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ



  1. Прохождение тематических и супервизорских сессий.

  2. Написание эссе – реферата с анализом собственной личностной организации и специфики её формирования.

  3. Клиническое (системное) описание и защита случая долгосрочной работы с клиентом (не менее 10 встреч), а также теоретическое собеседование и демонстрация навыков системной диагностики на итоговой сессии.



    • ВСЯ ИНФОРМАЦИЯ

8 911 345 57 74 (Андрей),

8 911 331 12 85 (Елена).


скачать файл



Смотрите также:
Северная гештальт инициатива
123,74kb.
Гештальт — терапия контакта
4087,99kb.
Северная судостроительная верфь (1925-1930)
471,33kb.
Света, образуемая двумя материками: Северная и Южная Америка, которые, в свою очередь, состоят из трех Америк. Каких
77,1kb.
Национальная образовательная инициатива наша новая школа
103,34kb.
«Северная сага» Таллинн Аландские острова – Хельсинки 1 день Утром выезд на автобусе из Риги. Прибытие в Таллинн
50,09kb.
Цель: Развитие личности каждого учащегося, сохранение его индивидуальности, раскрытие его потенциальных талантов и создание условий для духовного и нравственного развития, умственного совершенствования. Задачи
152,2kb.
+ + + Создание инициативы соц-инициатива для основания специа- лизированного образо- вательного центра (соц) Начало: март 2008 по вопросам изменения Начало: сентябрь 2008 Климата (ИК) Начало: сентябрь 2008 г
18,79kb.