minevi.ru
страница 1
скачать файл
Лазарчук Светлана Александровна,

педагог дополнительного образования

второй квалификационной категории

муниципального казённого образовательного

учреждения дополнительного образования детей

«Центр дополнительного образования детей

Пограничного муниципального района»

Сказочные герои для кукольного театра

Конспект занятия кружка изобразительного искусства



«Разноцветные капельки»

Цель занятия: Познакомить обучающихся с авторской плоской куклой, научить детей поэтапному изготовлению авторской куклы, воспитывать аккуратность, ответственность.

Задачи занятия:

Создать комфортную обстановку на занятиях, атмосферу доброжелательности и сотрудничества;

Воспитывать бережное отношение к народному достоянию;

Развивать творческое воображение, глубину и гибкость ума, самостоятельность, инициативу.

Формировать у них интерес к искусству изготовления кукол, декоративно прикладному искусству, экспериментальных умений и навыков.

Целевая аудитория:

Данное занятие проводится с обучающимися третьего года обучения на занятиях кружка по изобразительному искусству и предполагает знакомство с различными материалами.



Формы организации занятия: фронтальные, групповые, индивидуальные.

Методы обучения:

Наглядные: знакомство с иллюстративным материалом, образцом выполняемой работы.

Практические: закрепление теоретических знаний.

Аналитические: наблюдение, сравнение, самоанализ.



Предполагаемые результаты:

  1. Улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера.

  2. Развитие творческих способностей.

  3. Развитие коммуникативных навыков.

Изготовление плоских авторских кукол рассчитано на 8 часов и включает следующие этапы работы:

  1. Выбор сказочного персонажа.

  2. Изображение сказочного персонажа на бумаге.

  3. Перенос изображения на потолочную плитку.

  4. Прорисовка деталей на заготовке.

  5. Подбор красок, раскрашивание куклы с двух сторон.

  6. Изготовление ручки.

Оборудование и материалы: иллюстративный материал, образец куклы, потолочная плитка, бумага формата А-3, фломастеры, акриловые краски, набор кистей, палитра, ёмкость для воды, салфетки, нож для резки потолочной плитки, клей, рейка, изолента, ножницы.

Ход занятия:

Сообщение нового материала: Сказочные герои для кукольного театра.

Для начала попробуйте дать определение: Кукла — это...

Уверена, многие из вас определили куклу как детскую игрушку в виде фигурки человека. С вами согласятся авторы краткого толкового словаря русского языка для иностранцев. Посмотрим, как толкуется это слово в других словарях.
У В. И. Даля находим: «Сделанное из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева и пр. подобие человека, а иногда и животного. Детская кукла, игрушка. Живая кукла, автомат. Анатомическая или повивальная кукла, фантом, разборное подобие человека, для обучения. У валяльщиц и др. мастеровых: болван, форма». Отмечу интересное слово «кукольничать» (с ударением на первый слог), означающее занятие куклами, игры ими.

С. И. Ожегов дает следующее толкование: «1. Детская игрушка в виде фигурки человека. 2. В театральном представлении: фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актером (кукловодом). 3. Фигура, воспроизводящая человеческое тело».

То есть кукла по большей части представляется подобием человека и, как правило, предназначена для игры. Однако археологи и искусствоведы называют куклой любые фигурки человека, в частности и идолов, истуканов.

Сказать точно, когда появилась первая кукла в мире, невозможно. Из дошедших до нас исторических источников можно сделать вывод, что во все времена куклы были неизменными спутниками человека.

Театр кукол также пережил тысячелетия и десятки исторических укладов. Первые упоминания о кукольном искусстве связаны с празднествами в Египте. Женщины ходили из деревни в деревню с песнями. Они в своих руках несли небольшие статуэтки и приводили их в движение с помощью веревочек. Подобные куклы встречаются в Сирии, Латинской Америке.

Археологические раскопки помогли увидеть картину древнейшего празднества в Греции в 16 веке до нашей эры. Греческая традиция распространяется и на Древний Рим. Почти в каждом доме в Риме были свои коллекции кукол. Кому-то пришла в голову мысль изобразить мир с помощью ящика, в котором нет передней стенки и который перегорожен пополам по горизонтали.

Артисты-кукольники бродили с ящиками по странам Европы. Они показывали историю рождения Христа и историю царя Ирода. Для театра характерно обращение к фольклору. Со временем появились и декорации, они обозначали место действия. Но неизменным было восхищение человеком свойствами оживающего предмета. Куклы, дошедшие до нас, отличались изяществом, красотой отделки и изобретательностью.

Искусство кукольного театра по своей природе народное. Его истоки – игра с предметами. Театрализованные игры пользуются неизменной любовью у детей. Дети с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Они смеются и плачут вместе с куклами, предупреждают их об опасностях, готовы всегда прийти на помощь своим героям.

Существуют самые разнообразные куклы для самодеятельного кукольного театра: от маленьких, высотой всего 9 сантиметров, кукол на пальчик, до больших, в рост ребёнка, напольных кукол. Куклы-артисты отличаются друг от друга не только внешностью, но и устройством, или "анатомией». В зависимости от "анатомии" традиционные театральные куклы могут быть пальчиковые, перчаточные, тростевые, куклы-марионетки, куклы с "живой рукой", люди-куклы и другие.

Сказка – это особый мир фантазии и реальности. Уходя корнями в глубокую древность, сказка в образной форме рисует жизненный уклад народа, раскрывает его затаённые чувства, мечты и чаяния. Русская народная сказка имеет общую основу с русским изобразительным фольклором.

Одним из художников, рисующих сказочных героев в народном стиле является Юрий Васнецов. Можно не только любоваться его иллюстрациями к сказкам «Репка», «Теремок» и других, но и создать по ним сказочных героев для кукольного театра. Кукольный театр никого не может оставить равнодушным, будь то малыш или взрослый.

Кукольный театр предлагается детям как первый театр, потому что он больше, чем какой либо другой по своей природе близок и понятен детям. Когда куклы начинают двигаться, говорить, они переносят детей в совершенно новый, увлекательный мир, мир живых игрушек, где всё необыкновенное и всё возможно.



Практическая творческая работа: “Изготовление сказочного героя из русской народной сказки «Репка» из потолочной плитки»

(Приложение)



№ п/п

Описание операции

Фото операции



Педагог предлагает детям вспомнить героев русской народной сказки «Репка».

Рассматривают иллюстрации к сказке «Репка» художника Ю. Васнецова, готовые образцы, изготовленные педагогом.



f:\суперпапа репка\суперпапа репка 026.jpg



Дети выбирают понравившегося героя сказки (Репка, Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка) для работы.






Педагог проверяет организацию рабочего места каждого обучающегося.

Проводит инструктаж по технике безопасности.



f:\суперпапа репка\суперпапа репка 027.jpg



Практическая работа проводится поэтапно:

Нарисовать выбранного героя («Репка») на бумаге



f:\суперпапа репка\суперпапа репка 029.jpg

f:\суперпапа репка\суперпапа репка 030.jpg



Вырезать изображение по контуру.

f:\суперпапа репка\суперпапа репка 031.jpg



Готовые бумажные шаблоны разместить на потолочной плитке, обвести по контуру.

f:\суперпапа репка\суперпапа репка 033.jpg



Вырезать получившиеся заготовки ножом для резки потолочной плитки.

f:\суперпапа репка\суперпапа репка 036.jpg



На плоской заготовке прорисовать детали (руки, ноги, нос, глаза и т. д., по необходимости)

f:\суперпапа репка\суперпапа репка 037.jpg



Подобрать необходимые краски, раскрасить куклу с двух сторон.

f:\суперпапа репка\суперпапа репка 038.jpg



Изготавливаем из рейки и прикрепляем ручку к готовой кукле.

f:\суперпапа репка\суперпапа репка 040.jpg

Загрузка. Пожалуйста, подождите...
Подведение итога занятия:

1. Проведение выставки полученных работ.



2. Показ кукольного представления по русской народной сказке «Репка».

f:\24-11-11\изображение 001.jpg

f:\24-11-11\изображение 004.jpg

Список используемой литературы:

  1. О. Галеркина. «Художник В. Васнецов» Ленинград 1957.

  2. «В нашем театре» Сборник. М. 1966.

  3. «Карусель. Увлекательный досуг для вас и вашего малыша». М. 2010.
скачать файл



Смотрите также:
Создать комфортную обстановку на занятиях, атмосферу доброжелательности и сотрудничества
65,55kb.
Из опыта работы учителя английского языка Шахницкой Л. А
71,15kb.
Предлагает эффективный метод полного погружения в среду изучаемого языка homestay (хоумстей)
38,17kb.
Окосн и cми: новый виток сотрудничества
16,89kb.
Реализация индивидуального подхода при занятиях в типологических группах в 10-11 классах
48,23kb.
2 Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу города…
1567,49kb.
Виктор Иванович Филатов Данная книга является продолжением монографии Виктора Филатова «Сводки с фронтов Иудейской империи»
1869,41kb.
Археология и ботаника: традиции и перспективы сотрудничества а. Г. Ситдиков, М. Ш. Галимова
51,32kb.
Рабочая тетрадь по фармакологии
1165,38kb.
Дать учащимся возможность развить свои лингвистические способности; повысить интерес к изучению иностранного языка
9,14kb.
Проект направлен на организацию на территории школьного учебно-опытного участка лечебного сада-парка. В нем предполагается создать места для отдыха детей, проходящих летнюю практику и посещающих пришкольный лагерь
100,54kb.
Описания и кодирования товаров
165,49kb.