minevi.ru
страница 1
скачать файл
Урок № 2

Тема - Аллегорические циклы Арс нова.

«Триумф покаяния». «Триумфа Смерти».

Музыкальное течение Арс нова.
Цель урока – Познакомить учащихся с искусством Арс-нова.

Развитие у учащихся способности к осмысленному эмоционально-художественному восприятию культуры эпохи Проторенессанса.

Формировать способность к анализу и умению решения проблемных вопросов.

Формировать умение работать с книгой, выделять ведущую идею в прочитанном тексте, готовности учеников к самообразованию.



Формировать коммуникативные навыки – умение работать в группах.
Тип урока - Урок формирования знаний через погружение и созерцание - через эмоционально-образное проживание художественного произведения, проникновение в его суть, стиль
Учебно-дидактическое обеспечение – Презентация - «Живопись Арс нова». Раздаточный материал – словарь терминов и определений.

Учебник – Л.Г.Емохонова «Мировая художественная культура»


Основные понятия – Доминикнскй орен. Ересь. Святой Макарий. Месса. Мотет. Качча.
Элементы содержания – В искусстве Арс нова отобразилась двойственность миропонимания - с одной стороны человек научился находить оправдание для своей любви к земной жизни, с другой – был панический страх перед смертью и загробными карами.Рассмотрим два фресковых цикла.

«Триумф покаяния» (или «Триумф церкви») – в испанской капелле флорентийской церкви Санта-Мария Новелла Цикл посвящен деятельности доминиканского ордена.

Композиция делится на три части. Наверху - Церковь торжествующая: на радуге восседает Христос, окруженный ангелами (орел, телец , лев, ангел). Внизу - алтарь с мистическим агнцем. Ключи в левой руке означают, что он может открыть или закрыть доступ в небо.



В средней части показан путь, который ведет через исповедь и покаяние к вечному блаженству. дамы и кавалеры музицируют и танцуют, олицетворяя пустую суетную жизнь, отрывающие человека от религии. Рядом монах исповедует старца. Святой Доминик указывает группе покаявшихся на райские врата, через которые святой Петр и два ангела пропускают чистые души в образах детей в белых одеждах.

Внизу – Церковь воинствующая: папа, император, рыцари, духовные лица. Они восседают на фоне церкви Санта-Мария дель Фьоре. У их ног мирно дремлют барашки – паства. Их охраняют от волков собаки – «псы Господни». Подразумевается, что члены доминиканского ордена, основанного монахом Домиником в начале 13 века уберегают людей от еретиков, подобно тому, как собаки охраняют овец от волков. Доминик боролся с усомнившимися в вере, поддержал тонущую церковь-корабль и спас ее от гибели, подобно тому, как Иисус Христос пришел на помощь своим ученикам, когда они погибали в утлом суденышке в море Галилейском.

«Аллегория смерти» Это фресковый цикл, располроженный на длинной стене здания, опоясывающего кладбище Кампосанто (Здание Кампосанто расположено рядом с пизанским собором, в нем находится церковное кладбище.) Здесь показаны две сцены: справа юноши и девушки музицирующие на цветистом лугу, слева юноши и девушки на конях внезапно увидели три открытых гроба с трупами Святой Макарий указывает на них, призывая задуматься о бренности плоти и искать спасение в молитвах и постах.

В центре Аллегория смерти – летящая женщина с косой. О том, что смерть всемогуща и царит над всеми – бедными, богатыми, здоровыми, больными гласит надпись в центре фрески

Общее смятение, вихревое движение, заданное полетом Смерти, подчиняет себе все. Все словно сплетено в единое кружево.



Музыка Арс нова Для обоих циклов характерно изображение музицирующих и танцующих юношей и девушек - это свидетельство нового восприятия музыки, связанное с новым музыкальным течением Арс нова. Композиторы стали писать профессиональную, светскую музыку, отойдя от возвышенного григорианского хорала. Музыка изящная, гибкая, капризная.

Появились новые жанры – качча (посвящалась теме охоты). Чаще звучали виланеллы и баллаты (лирика о любви)



Перемены произошли в профессиональной церковной музыке. Звучала многоголосная музыка. Мессы и мотеты опирались на три одновременно звучавших голоса, поющих разную мелодию с разными текстами. Мелодическое начало сосредоточено в верхнем голосе, а нижний, теноровый, выступал как бы опорой мелодии.

Вывод – течение Арс нова, способствующее светскому началу в профессиональной музыке, объединению мелодии и ритма, повлияло на все дальнейшее развитие музыкального творчества.
Структура урока

- Организационная часть.

- Повторение прошлого материала. Словарь терминов и определений, «Сцена оплакивания» - Джотто.

Постановка цели, актуализация знаний.

- Введение знаний. Лекция с элементами беседы в сопровождении зрительного ряда. Знакомство с фесками «Триумф покаяния», «Аллегория смерти»

Задание 1 – разобрать сцену ««Аллегория смерти»», стр.182,183

Ответить на вопрос - Как упоение жизнью, свидетельствующее о новом восприятии действительности, и средневековый ужас перед загробными карами уживаются в фресковых циклах 14 столетия? Записать в тетради.

Подведение итогов обучения – обсуждение выводов, записанных в тетради.

Определение домашнего задания

- стр. 17 – 184.


Домашнее задание – Аллегорические циклы Арс нова. «Триумф покаяния». «Триумфа Смерти». Музыкальное течение Арс нова.

Подготовить ответы на вопросы (раздаточный материал «Форма контроля»)

Стр 178 - 184
Форма контроля

1. Фресковый цикл Испанской капеллы посвящен деятельности доминиканского ордена. Расскажите об испанском монахе Доминике и основанным им ордене.

2. Расскажите о фреске «Триумф покаяния».

3. Расскажите о фресковом цикле, расположенном на длинной стене, опоясывающей по периметру кладбище Кампосанто – «Триумф смерти»

4. Как упоение жизнью, свидетельствующее о новом восприятии действительности, и средневековый ужас перед загробными карами уживаются в фресковых циклах 14 столетия?

5. Какая смысловая параллель просматривается между живописью и музыкой Арс нова?



6. Каким образом течение Арс нова способствовало появлению светского начала в профессиональной музыке?
Термины и определения

Месса – многоголосное циклическое хоровое произведение на текст католической литургии.

Мотет - (франц. motet, от mot - слово), жанр многоголосной вокальной музыки. Возник во Франции в 12 в. В основе раннего мотета - литургический напев в одном из голосов, к которому присоединяются др. голоса, часто с вариантом того же текста или с др. текстом.

Качча - (итал . caccia, букв. - охота, погоня), поэтическая и музыкальная форма, сложившаяся в Италии в 14 в. главным образом в связи с изображением сцен охоты.

Первоначально каччи создавались для пения с инструментальным сопровождением, позднее - и чисто инструментальные.
скачать файл



Смотрите также:
Урок №2 Тема Аллегорические циклы Арс нова. «Триумф покаяния». «Триумфа Смерти». Музыкальное течение Арс нова
45,62kb.
Семантико-стилістична характеристика вигуків в українській мові
47,48kb.
Над крутами круки
82,77kb.
Історія однієї вулиці: вулиця Максима Берлинського експрес довідка
33,39kb.
Л. Н. Толстой чем люди живы
194,61kb.
Г. Тутаев Интегрированный урок – дебаты
82,92kb.
Урок №6. Тема: "Адыги и ногайцы"
27,43kb.
История создания романа «Обломов». Тема, идея, проблематика, композиция
32,99kb.
Тема занятия экстрагенитальная патология и беременность
1180,76kb.
Урок медико-санітарної підготовки предмету «Захист Вітчизни» (для дівчат) 11 клас. Тема 10. Тема. Тривале здавлювання частин тіла людини: ознаки, небезпека, перша допомога. Мета
90,74kb.
Сборник статей №2 (Гл ред. Т. Г. Пархалина). М.: Инион ран, 2003. 240 с
41,97kb.
Урок сказка» по теме: «Упрощение выражений»
40,6kb.