minevi.ru
страница 1
скачать файл
Тема урока: Либеральные начинания в царствование Александра I.

Реформаторская деятельность М.М. Сперанского.
Цель урока:

Задачи:

Образовательная: создать условия для усвоения учащимися исторических фактов, связанных с попыткой реализации либеральных преобразований в стране в начале царствования Александра I; выяснить причинно-следственные связи между социально-политической ситуацией в стране и неудачами этих начинаний.

Развивающаяся: развивать коммуникативные навыки, умение работать с различными видами источников, навыки исторического анализа.

Воспитательная: создать условия для осознания и принятия учащимися либеральных ценностей, уважение к историческому прошлому страны, формирование активной жизненной позиции.

Оборудование урока:

1.Учебник 2. Дополнительный материал об Александре I. 3. Портреты Александра I и М.М. Сперанского. 4. Задания для работы в группах. 5. Высказывания о Александре I.



Ход урока:

  1. Организационный момент – тренинг.

  2. Изучение нового материала:

1 этап. Вызов.

Учитель: В 1801 году – молодой император Александр начал своё правление. Его жизнь и дела вызывали разноречивые суждения. Пожалуйста, подтвердите это теми высказываниями, которые вы подготовили как домашнее задание.

Ученики: каждый читает высказывание и прикрепляет их к доске.

Учитель: Он вступал на престол с ясными намереньями сделать страну счастливой. Что он понимал под этими словами? Какие проблемы должны быть решены Александром I?

Учащиеся получают задание для работы с текстом в парах. Они формируют важные проблемы в виде кластера. Итог работы: общеклассный кластер на доске:

Создание парламента

Ликвидация последствий правления

Павла I
Отмена крепостного права

Введение конституции
Развитие образования в стране
Учитель: Молодого императора переполняли радужные надежды и обширные планы. Вокруг него существовал кружок друзей единомышленников. На заседаниях которого, строились планы грандиозных преобразований в стране. Императора окружали европейски образованные молодые люди: князь В.П. Кочубей, граф Новосильцев, князь А.А. Чарторыйский, граф П.А. Строганов.

А.С. Пушкин сказал об этом времени «Дней Александровых прекрасное начало».


Вопрос: что было осуществлено в ходе реформ, проводимых в 1801-1806годах?

Организуется индивидуальная работа с текстом. Выступления ребят. Составление второго кластера «Что осуществлено».

1.ликвидация последствий правления Павла I.

2. реформа в области образования.

3. 1802 год – создание министерств вместо коллегий.

4. 1803 год – Указ о вольных хлебопашцах.

Учитель: Сравните, ребята, планы и их конкретную реализацию. Какой вывод напрашивается?

Учащиеся: Не удалось осуществить отмену крепостного права, ввести в стране конституцию и парламент.

Учитель: Почему царю, самодержцу российскому не удалось осуществить задуманное?
2 этап. Осмысление

Учитель: Сегодня мы на уроке попытаемся дать ответ на поставленный вопрос, проанализировать царя провести реформы политического характера - ввести в России конституцию и парламент. Постараемся выяснить, почему так трудно шло осуществление реформ в России начала 19 века.

Первая попытка введения представительного органа в России связана с именем М.М. Сперанского.

Выступление учащегося с исторической справкой о М.М. Сперанском.

Работ в группах: по 4 человека

1 группа.

Ознакомьтесь с текстом §3 стр. 20

Задание: проанализируйте планы Сперанского по изменению сословного строя России. Ответьте на вопросы:

А) Какие сословия должны быть созданы?

Б) Какие права получили бы эти сословия?

В) Кто получал избирательное право?

Ответы учащихся:

Население делилось на три сословия: дворянство, обладавшее всеми гражданскими и политическими правами; среднее состояние (купцы, мещане, государственные крестьяне); «народ рабочий» (помещичьи крестьяне, мастеровые, прислуга).

Избирательное право получали первые два сословия. Для « третьего» сохранялось крепостное состояние, но предоставлялись некоторые гражданские права и возможность в перспективе перейти в «среднее состояние» путем приобретения собственности.

2 группа: ознакомьтесь с текстом § 3 на странице 17, 20

Задание: Каковы планы Сперанского по изменению государственного устройства России?

А) Какой должна быть организация государственной власти?

Б) Как должны быть организованы выборы?

В) Составьте на доске схему организации государственной власти.

Ответы:


  1. Во главе государства стоит монарх, обладающий всей полнотой власти.

  2. Государственный Совет – совещательный орган, назначаемый императором. В нем сходятся все ветви власти.

  3. Исполнительная власть принадлежит министерствам

  4. Законодательная власть принадлежит представительным собраниям всех уровней.

  5. Судебная власть принадлежит Сенату.

Учитель: Как вы думаете, кого не устраивал предложенный вариант реформ?

Проекты Сперанского вызвали резкое противодействие верхов дворянства. Раздавались голоса, что Сперанский в сговоре с врагами России, что он хочет поколебать вековые устои страны и умалить власть монарха.

В этих условиях многое зависит от личности царя. Почему Александр I не проявил волю и не довел дело до конца?

Выступление учащегося с характеристикой императора.

Учитель: что можем исходя из услышанного нами, сказать об Александре Павловиче?

Ответы учащихся:



  1. Он был скрытным, недоверчивый к людям и очень осторожный.

  2. Ловко пользовался людскими слабостями.

  3. Он неискренен.

  4. Двойственность характера, нерешительность.

  5. Он считал , что крестьянство не готово к свободе.

Вывод: Ни один из вопросов не был решен. Это вызвало разочарование общества в политике властей. Надежды и разочарования выразил А.С. Пушкин в своём стихотворении «Сказки»:

От радости в постели распрыгалось дитя:

«Неужто, в самом деле? Неужто не шутя?»

А мать ему «Бай-бай! Закрой свои ты глазки;

Пора уснуть уж, наконец, послушавши, как царь – отец

Рассказывает сказки».


3 этап. Рефлексия.

Учащимся предлагается составить синквейн об Александре I.


скачать файл



Смотрите также:
Урока: Либеральные начинания в царствование Александра I. Реформаторская деятельность М. М. Сперанского. Цель урока: Задачи
48,57kb.
Урока: у рок открытия новых знаний Тема: «Дружба» Цель урока: формирование у учащихся представлений о дружбе как отношении между людьми Задачи
101,75kb.
Урок по биологии в 7 классе. Тема урока: Многообразие птиц Тип урока: Комбинированный
113,36kb.
Планируемые результаты Предметные результаты
196,27kb.
Конспект урока лексическое значение слова
44,09kb.
Тема урока: Природные ресурсы и условия, задачи и методы их экономической оценки
46,95kb.
Урок алгебры в 11 классе. Тема урока:
53,98kb.
Конспект урока по литературному чтению. 2 класс. Учитель : Торопыно Наталья Михайловна, мбоу-туроснянская оош тема: Обобщение по теме «Люблю природу русскую. Зима». Цель урока : помочь детям повторить и обобщить пройденный материал
50,47kb.
План-конспект урока тема: Schweiz bekannt und unbekannt Класс: 11в задачи урока: Образовательные
35,49kb.
Конспект урока «Удельная теплота парообразования и конденсации.»
50,37kb.
Конспект пробного урока по математике
33,18kb.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика
103,15kb.