minevi.ru
страница 1
скачать файл
Отдел образования Дятловского райисполкома
ГУО «УПК Роготновский детский сад – средняя школа»

Е.И. Кондрашонок


Через уроки чтения –

к воспитанию и развитию

Дятлово

2007

Рецензент

методист районного учебно-методического кабинета Е.Н.Баклага

Автор-составитель

учительница начальных классов ГУО «УПК Роготновский д/с-СШ»

Е.И. Кондрашонок
Через уроки чтения – к воспитанию и развитию /авт.-сост. Е.И.Кондрашонок – Дятлово, 2007. - 18 с.

В издании представлены материалы из опыта работы Кондрашонок Е.И., учительницы начальных классов, по реализации воспитательной и развивающей функций уроков литературного чтения.


Адресуется учителям начальных классов.
Кондрашонок Е.И., учительница начальных классов ГУО «УПК Роготновский д/с-СШ», д. Роготно, 34297

Содержание

Введение 4


Из опыта работы 5
Заключение 9
Приложение 10

Урок внеклассного чтения по теме «Устное народное творчество.

Пословица – всем углам помощница». 10
Урок літаратурнага чытання па тэме

“ Вялікае жаданне і намаганне –

здзяйсненне пастаўленай мэты ”. 16



Введение
Как сделать уроки чтения наполненными мыслью, чувствами? Как повести ребёнка 6-9 лет в мир сопереживания герою? Ведь только то оставляет след в душе маленького человека, что прошло через его чувства, и уроки чтения, наряду с уроками языка, математики, также могут быть уроками развития логики, мышления, причём даже в большей степени, ибо математическими способностями одарены далеко не все, а стать читателем, «следовать за мыслями великого человека» доступно всем детям.

По словам К.Д.Ушинского, «чтение – это упражнение в нравственном чувстве», поэтому наиглавнейшая задача уроков чтения – нравственное воспитание, становление личности ребёнка, обогащение души через чтение, размышление, через чувства.

Раскрыть замысел автора, т.е. выявить главную мысль произведения, сделать идейный вывод – над этими вопросами следует работать в большей мере на уроках чтения. Ведь писатели, «художники слова», - это великие мудрецы, которые учат нас жить. Создавая произведение, даже самое маленькое по объёму, они закладывают в него нравственную или эстетическую ценность; делясь своими ошибками, предупреждают наши; учат нас разбираться в жизненных коллизиях, искать выход из, казалось бы, тупиковых ситуаций.

Теперь иное, более прагматичное время, да и дети другие: взрослее, напористее; мягкость принимают за слабость, грубость – за твёрдость; заметны неумение чувствовать и нежелание задумываться. И уроки чтения в этом плане дают богатую возможность для нравственного воспитания и развития разума: учат сопоставлять, оценивать. Делать умозаключения, «извлекать тайну», оставшуюся за пределами слов.



Из опыта работы

«Реализация воспитательной и развивающей функций урока»
В основу работы над текстом я беру деталь произведения, иначе говоря, - авторское слово. Это помогает постановке проблемного вопроса, чтобы ярче и полнее выявить идею произведения.

Остановлюсь на малой доле произведений, помогающих воспитать чувство дружбы, товарищества, любовь к природе, бережное отношение к животным.

В беседе по басне И.Крылова «Лебедь, Щука и Рак» уместны вопросы: «Почему автор называет героев товарищами? Случайно ли это? Что могло объединить их, таких несхожих?»

Думают, мыслят мои ученики, перечитывают басню и вдруг – эврика! Вода! Да, если бы Лебедь и Рак подумали о Щуке, которая не умеет ни ползать по земле, ни летать, - дело пошло бы на лад.

Значит, чтобы быть настоящими товарищами, надо идти на уступки друг другу – к такому выводу приходят сами дети.

Для анализа рассказа Л.Пантелеева «Честное слово» можно заготовить вопросы:

- В какое время происходят события? (Слово кавалерист наталкивает детей на размышления: перед войной.)

Почему герой рассказа не назван по имени?

Почему писатель крепко, «по-взрослому», пожал руку малышу? Почему автор готов ручаться, что мальчик вырастет «настоящим человеком»?

И разворачивается дискуссия о том, какими качествами должен обладать «настоящий человек».

- Хотелось бы вам иметь такого друга? Почему? (Он умеет держать слово. У него слово не расходиться с делом.)

Да, эти качества неоценимы в дружбе. Честь, честность – главные достоинства настоящего человека.

И заключительные вопросы урока «Какие испытания ждут впереди этого мальчика? Как он сумеет себя проявить?» - ведут к заданию на дом: найти и прочитать книги о ребятах-сверстниках – героях войны, но это уже тема внеклассного чтения.

Стать хорошими людьми помогает и рассказ Е.Пермяка «Чужая калитка». «Коли берёшься за дело – доведи до конца. А если видишь, что дело тебе не по рукам, подожди когда вырастешь» - учит дедушка своего внука, а вместе с ним учатся и мои ученики.

-Как вы думаете, кто подремонтировал калитку и скамейку? Как вы оцениваете поступки мальчика? Хотелось бы вам иметь такого товарища? Почему? Давая оценку поступкам Алёши, дети непроизвольно оценивают самих себя: «А как бы вы поступили на месте героя?», что является могучим средством самовоспитания.

Огромное воспитывающее значение имеют рассказы, повести о природе, растительном и животном мире. Очень много воспитательных моментов содержит рассказ К.Паустовского «Заячьи лапы». Читая этот рассказ дети учатся сопереживать, учатся доброте и милосердию, учатся отличать добрых, душевных людей от бездушных, «чёрствых», сопоставляя главных героев рассказа.

Анализируя рассказ можно задать детям такие вопросы: Какие эпизоды рассказа вас особенно взволновали? Почему? Ребята, как вы думаете будет ли спасён заяц? Кто поможет ему? Ведь не все люди жалеют его. Ветеринар не пожалел. А кто жалеет зайца? Как вы относитесь к беде зайца? Помогли бы вы ему в такой беде? Значит каких людей больше на свете? Да, добрых, сердечных людей конечно же больше.

Много внимания в своей работе я уделяю воспитанию у детей любви к природе. Ведь дети – будущие граждане нашей страны, им беречь и охранять её просторы, её богатства. Как удаётся осуществить эти задачи, покажу на примере чтения стихотворения Н.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

В работе с этим стихотворением я использую такой план:

1) вступительная беседа;

2) прослушивание стихотворения;

3) проверка первичного восприятия текста;

4) словарная работа;

5) самостоятельное чтение стихотворения с заданиями: при чтении пользоваться сносками, разделить стихотворение на законченные картины, пользуясь иллюстрациями заранее подготовленными учителем;

6) чтение стихотворения вслух. Составление картинного плана;

7) работа над языком произведения;

8) подготовка к выразительному чтению;

9) выразительное чтение стихотворения;

10) заключительная беседа.

Стихотворение Н.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» состоит из двух частей. В учебнике дана только вторая часть. Для более глубокого и осознанного восприятия учащимися текста я знакомлю их с первой частью стихотворения:

1. Вступительная беседа.

- В деревне Малые Вежи жил дедушка Мазай – одинокий, добрый человек. Влюблённый в природу, он большую часть своей жизни проводил в лесу, на охоте. Деревня, где жил Мазай, была особенная. Домики стояли на высоких столбах. Деревня была расположена в низине, и весной, во время половодья, её так затопляло, что жители не ходили по улицам, а плавали на лодках. Летом Малые Вежи утопали в зелени. Н.Некрасову нравилась эта зелёная деревня, и он каждое лето приезжал туда отдохнуть, побродить по лесам, поохотиться. В этих походах его неизменным спутником был дед Мазай.

Мазай знал много забавных рассказов, и Некрасов любил их слушать. И вот однажды, когда поэт и его старый друг были на охоте, совершенно неожиданно пошёл сильный дождь. Охотники спрятались в каком-то заброшенном сарае, и, пока пережидали дождь, Мазай рассказал об одном интересном случае из своей жизни. Некрасов на основе этого рассказа написал стихотворение «Дедушка Мазай и зайцы». Итак, послушайте это стихотворение.

2. Первичное чтение.

3. Проверка первичного восприятия.

- О каком интересном случае из своей жизни рассказал дедушка Мазай? Когда произошёл этот случай?

4. Словарная работа.

5. Самостоятельная работа учащихся

6. Чтение стихотворения вслух. Составление картинного плана.

Следующий этап – работа над языком произведения, ознакомление учащихся с теми изобразительными средствами, с помощью которых автор рисует деда Мазая, человека доброго, влюблённого в свой «болотистый, низменный» край, во всё живое вокруг.

С этой целью выясняю, за что дед Мазай осуждал своих односельчан.

- За то, что они дичь ловят сетями, давят силками, а весной ловят, топят и бьют баграми зайцев.

Обобщая ответы детей добавляю, что дед Мазай осуждает односельчан за жестокое истребление дичи, за варварство, потому что он сам был добрый человек. Как отнеслись односельчане к тому, как дед Мазай в половодье спасал зайцев?

В ответ на этот вопрос следует выборочное чтение.

- Ради забавы спасал Мазай зайцев?

- Как Мазай заботился о больных зайцах?

Итак, как относился Мазай к родной природе? (бережно, по-доброму)

- Отражается ли в речи Мазая его отношение к природе, ко всему живому?

В стихотворении много народных слов и выражений, которыми насыщена речь Мазая. Чтобы определить, правильно ли дети понимают их смысл, на первом этапе они называют близкие по смыслу слова. Затем вдумываются в смысл каждого авторского выражения. С этой целью предлагаются такие вопросы: с какой целью употребляются отмеченные выражения? Какой образ кроется за ним? Приведу пример: «Выражение лопочут ушами употреблено автором для того, чтобы показать испуг, беспокойство бедных зверьков на островке».

Предлагаю упражнения, воспитывающие чувство ритма, внимание к особенности стихотворной речи. Найдите то место, где стихотворные строчки становятся короче. Прочитайте их. Почему поэт меняет ритм стихотворения? О чём говорится в этом отрывке?

- Чтобы показать стремительность движения зайцев, поэт сокращает стихотворные строчки, следовательно эту часть нужно читать быстрее, чем все остальные.

При подготовке к выразительному чтению стихотворения особое внимание обращала на паузы внутри и в конце строк, где отсутствие их приводит к нарушению ритмичности и созвучия:

С каждой минутой вода подбиралась

К бедным зверькам; // уж под ними

осталось /

меньше аршина земли в ширину,

меньше сажени в длину.

Тут я подъехал: // лопочут ушами,

Сами ни с места; // я взял одного…

Только на лодке две пары осталось –

Сильно измокли, ослабли; // в мешок /

Я их поклал - // и домой приволок…

Вынес я их на лужок; // из мешка /

Вытряхнул, ухнул - // и дали стречка!..

Затеем определяем задачи чтения для каждой картины отдельно.

1-я картина: до слов «..я раз за дровами..». эту часть надо прочитать так, чтобы передать, как дед Мазай осуждает своих односельчан за жестокое истребление дичи.

2-я картина: до слов «Эток гуторя…». При чтении этой части надо показать, как дед Мазай беспокоился, когда увидел утопающих зайцев на островке, и очень обрадовался, когда ему удалось их спасти.

3-я картина: до слов: «Только что начал работать веслом…».

4-я картина: до слов «Мимо бревно суковатое плыло…». При чтении этих частей нужно показать ласковое, доброе отношение Мазая к зайчишке на пне и зайчихе-толстухе. Зайчишку он называет горемыка, а зайчиху ласково-шутливо – дура. Дедушка накрыл зайчиху зипуном, чтобы её согреть.

5-я картина: до слов «Было потехи…». При чтении этой картины дети должны передать мысль: дед Мазай очень удивился, когда увидел зайцев на бревне. Какой он был находчивый: и этих зайцев он спас!

6-я картина: до слов «Мы за деревней…».Основная мысль этой части : забавно было смотреть односельчанам, как дед Мазай плывёт с зайцами в лодке и тащит за собой бревно с десятком зайцев.

7-я картина: до слов «Только на лодке две пары осталось…». Читая эту часть, нужно передать беспокойство зайцев, когда они увидели берег. Темп чтения второй части этой картины быстрый, живой.

8-я картина: до конца. При чтении этой картины дети должны показать заботу деда Мазая о больных зайцах: ведь он был очень рад, что спас и этих зайцев.

Далее следует выразительное чтение учащимися всего стихотворения.

Заключительную беседу провожу по вопросам:

- Как вы представляете себе деда Мазая?

Используя иллюстрации, дети описывают его внешность, одежду.

- Понравился ли вам дед Мазай? Почему?

- Как сам пот относится к деду Мазаю, зайцам?

Обобщая ответы детей, говорю, что автор добрый, хороший человек. Как и дедушка Мазай, он любит природу, животных. Употребление автором народных слов и выражений говорит о том, что Некрасов – мастер языка, очень хорошо знал народный язык.

- Какое отношение к животным пробуждает автор? ( Доброе, заботливое отношение, как у деда Мазая. Животных надо не только любить, но и помогать им в беде, как это делал дед Мазай.)

Заключение

Таким образом, мы видим, сколько воспитательных ценностей заложено в каждом произведении.

Уроки чтения носят воспитательный характер, который предполагает свободную беседу нравственного плана. Проблемные же вопросы призваны будить интеллект ребёнка, ведь ему надлежит разобраться в нравственном затруднении. Здесь налицо активное творчество, а учитель ведёт, направляет общий разговор.

Наблюдая за отношениями детей во время уроков, на переменах, во внеурочное время, необходимо постоянно обращаться к тем моральным понятиям, с которыми дети знакомились на уроках чтения, непременно перекидывая «мостик» в реальную жизнь.

Воспитание нравственных качеств, норм поведения, отношения к природе – длительный процесс, и решить эту задачу за четыре года не представляется возможным: впереди ещё долгие годы школьной зрелости, но главное делает учитель начальных классов, «упражняя» детей «в нравственном чувстве» посредством чтения и анализа ситуаций, представленных широким спектром произведений, адресованных младшему школьнику.

План урока внеклассного чтения в 4 классе

Тема: «Устное народное творчество.

Пословица – всем углам помощница».

Устное народное творчество. Пословица - всем углам помощница.

Цель:


  • вызвать интерес к пословицам и поговоркам как яркой форме народного творчества;

  • развивать речь;

  • формировать познавательную активность;

  • воспитывать трудолюбие; интерес к книгам; умение быть настоящим другом; любовь к Родине.

Оборудование: выставка книг, устный журнал, конверт с пословицами, «солнышки», карточки с заданиями.

Форма проведения: устный журнал.
Ход урока


  1. Организационный момент. Психологический настрой на урок.

Учитель:

- Жило-было на свете Солнышко. Рано утром оно просыпалось и открывало пошире двери своего домика. И тогда его детки – Солнечные Лучики – отправлялись на луга, поля и лесные поляны, чтобы повеселить их. И всё к чему они прикасались, становилось светлым, радостным. А детям Солнышко дарило добрые, нежные, лучистые улыбки. Давайте и мы тоже подарим улыбку, чтобы стать добрее, ласковее, внимательнее. Ведь от улыбки всё оживает, светится нежностью, красотой и добротой!



2. Вступительное слово.

- Ребята, у меня в руках конверт. Давайте вскроем его и узнаем, что в нём находится.

(Ученики по очереди достают из конверта полоски бумаги, а учитель размещает их на доске.)
Красна речь пословицей.

Без пословицы не проживёшь.

Пословица – всем углам помощница.

Пословица недаром молвится.

Старая пословица век не сломится.
- О чём же мы сегодня будем говорить на уроке внеклассного чтения?

- Наш урок посвящён такому виду устного народного творчества, как пословицы и поговорки.



3. Разговор по кругу.

- А сейчас пусть каждый из вас расскажет, что он знает о пословицах и полговорках.



4. Обобщение ответов детей.

Все мы хорошо знаем и любим народные сказки, песни, загадки и пословицы. Пословица – это жанр фольклора, краткое образное изречение, заключающее в себе какое-то поучение. Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого их речь становится яркой, образной.

5.

Урок мы проведём в форме устного журнала. Открываем первую страницу нашего журнала.



Чтение – лучшее учение
Книга – зеркало жизни.

Книга для ума, что тёплый дождик для всходов.

Книга поможет в труде, выручит в беде.

Кто много читает, тот много знает.

Прочёл новую книгу – встретился с другом.

Грамоте учиться – вперёд пригодится.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Хорошая книга – лучший друг.

(Дети по очереди читают пословицы.)

Учитель:


- Книги рассказывают нам о многом: О нашей Родине и её природе, об интересных людях и их труде, об истории и культуре народов.

Книга является надёжным помощником в труде. Рабочий читает книги о станках. Чтобы научиться ими лучше управлять, сельский труженик – о том, как успешней собрать хороший урожай, врач – о том, как помочь людям стать здоровыми, учитель – о том, как лучше учить и воспитывать. Книги помогают лучше понять окружающую нас жизнь. Поэтому читать их надо не спеша, внимательно, не пропуская страниц. Кроме того, мы должны бережно относиться к книге.

Я к вам обращаюсь, товарищи дети:

Полезнее книги нет вещи на свете1

Пусть книги друзьями заходят в дома.

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

Игра «Ромашка». (На больших лепестках написаны названия книг, а на маленьких – их авторы. Нужно правильно совместить лепестки.)
Волшебник Изумрудного города В.Бианки

Русалочка А.Линдгрен

Кто в лесу живёт Ю. Дмитриев

Приключения Чиполлино Г.Х.Андерсен

Лесная газета Д.Родари

Малыш и Карлсон А.Волков


2-я старница

Дерево сильно корнями, а человек – трудом
Без труда мечта мертва.

Упустишь минуту – потеряешь час.

Без труда ничего не даётся.

Землю красит солнце, человека – труд.

Человек живёт век, а доброе дело – два.

Птица крепнет в полёте, а человек – в труде.

Деревья смотри в плодах, а человека – в делах.
(Ученик читает заранее подготовлённое стихотворение)
Стол, за которым ты сидишь,

Кровать, в которой ты уснёшь.

Тетрадь, ботинки, пара лыж,

Тарелка, вилка, нож…

И каждый гвоздь, и каждый дом,

И каждый ломтик хлеба –

Всё это создано трудом,

А не свалилось с неба.

За всё, что создано для нас,

Мы благодарны людям.

Придёт пора, настанет час,

И мы трудиться будем.


Учитель:

- А сейчас, пока вы школьники, главный ваш труд – это учёба, хорошие, крепкие знания. Но кроме хорошей учёбы вы должны уметь и себя обслуживать, а также помочь маме, брату, сестре. А сейчас предлагаю всем загадки о профессиях.


Его работа в глубине, на самом дне,

Его работа в темноте и тишине.

Пусть труд его нелёгок и непрост,

Как космонавт, плывёт он среди звёзд. (Водолаз)


Ему нужны такие вещи:

Молоток, тиски и клещи.

Ключ, напильник и ножовка,

А всего нужней – сноровка. (Слесарь)


Мастер, мастер, помоги –

Прохудились сапоги.

Забивай покрепче гвозди –

Мы пойдём сегодня в гости. (Сапожник)


3-я страница

Птица сильна крыльями, а человек – дружбой
Человек без друга – что земля без воды.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Друга ищи, а нашёл – береги.

Друзья познаются в беде.

Старый друг лучше новых двух.

Не тот друг, кто медком мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.

Будь сам другом – и тебе помогут в беде.
Учитель:

- Кто такой настоящий друг? Есть ли у вас настоящий друг?

Исполнятся песня В.Шаинского «Если с другом вышел в путь»

6. Физкультминутка.

Звучит музыка.

- Ребята, представьте, что вы на лесной полянке. Над вами яркое солнышко, оно дарит вам свои тёплые лучики. Протяните к ним свои ручки, возьмите их тепло. А теперь присядьте. Закройте глазки. Представьте, что перед вами красивый цветок. Подарите ему солнечное тепло. Погладьте его одной ручкой, другой. А теперь пора прощаться. Помашите на прощание своему цветку правой ручкой, левой. Откройте глазки. Улыбнитесь друг другу. Сядьте правильно на свои места.

4-я страница

Счастье не ищут, а делают
Счастье не в воздухе вьётся, а трудом достаётся.

Счастье без ума – дырявая сума: где найдёшь, там и сгубишь.

У кого счастье поведётся, у того и петух понесётся.
Учитель:

- Что же такое счастье?

- Некоторые люди говорят, что счастье – это богатство, деньги, но ведь настоящее счастье за деньги не купишь. Ошибаются и те, кто считает, что всё счастье в славе. Добрая слава действительно радует человека. А от худой славы он не знает как отделаться. Счастлив тот, кто ладит счастье не только для себя, но и для всех.
5-я страница

Одна у человека родная мать, одна у него и Родина
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Родина – мать, умей за неё постоять.

Своя земля и в горсти мила.

Только тому почёт будет, кто Родину не словом, а делом любит.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Жить – Родине служить.

Если скажут слово «родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка-скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной, любимый двор.

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног

И большой, соседней фабрики

Громкий, радостный гудок.

Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!



7. Закрепление изученного материала.

Викторина пословиц

Кто много читает… (тот много знает)

Книгу читать… (как на крыльях летать)

Мир освещается солнцем… (а человек знанием)

Что одному не под силу, то… (легко коллективом)

Не красна изба углами - … (красна пирогами)
Игра. По двум словам отгадать всю пословицу:

Коса – камень (Нашла коса на камень)

Лес – дрова (Чем дальше в лес, тем больше дров)

Шило – мешок (Шила в мешке не утаишь)

Язык – дело (Не спеши языком, торопись делом)

Дело – мастер (Дело мастера боится)

Труд – лень (Труд человека кормит, а лень - портит).

8. Подведение итогов.

- Ребята, большое спасибо вам за активную работу на уроке. Мы познакомились с некоторыми пословицами на разные темы. А познакомиться с новыми вам помогут книги, которые вы видите на выставке. Эти книги изданы благодаря собирателям пословиц.



9. Рефлексия.

- На партах у вас лежат «солнышки». Если вам было легко, радостно и интересно на уроке, подарите «солнышку» свою улыбку, а если – трудно и грустно, пусть ваше «солнышко» отдохнёт.



План канспект урока літаратурнага чытання ў 4 класе
Тэма: “Вялікае жаданне і намаганне – здзяйсненне пастаўленай мэты”

Тэма “Вялікае жаданне і намаганне – здзяйсненне пастаўленай мэты.

А. Якімовіч. Дапамога”.

Мэты:

* пазнаёміць са зместам апавядання А.Якімовіча “Дапамога”;

* вучыць адказваць на пытанні, выкарыстоўваючы ўрыўкі апавядання;

* удасканальваць навык правільнага, свядомага, выразнага чытання;

* развіваць мову;

* выхоўваць увагу да людзей; настойлівасць у дасягненні пастаўленай мэты.



Ход урока


  1. Арганізацыйны момант. Псіхалагічны настрой на ўрок.

  • Урок літаратурнага чытання першы ў раскладзе. Як мы настроімся на працу з першага ўрока так і пройдзе ўвесь дзень. Якім бы вы хацелі яго бачыць? Якім хочаце, каб быў наш урок? Што б вы пажадалі сабе, уроку?

  1. Праверка дамашняга задання. (Дзеці пераказваюць апавяданне П.Місько “Каляндар сумлення”.)

  2. Уступная гутарка. (На дошцы запісаны словы: увага да чалавека.)

  • У чым, на вашу думку, заключаецца ўвага да чалавека? Як вы разумееце сэнс слоў спачуванне (уменне адклікацца на перажыванні, няшчасці іншых), чуласць (увага, спагада), прыхільнасць (адданасць)? Якім чынам гэтыя пачуцці могуць праяўляцца ў адносінах паміж людзьмі? Прывядзіце прыклады.

  1. Абмеркаванне сітуацый.

  1. Пеця дрэнна скача ў даўжыню. Ён паспрабаваў раз, другі – не атрымалася. Хлопчык вельмі засмучаны. Якім чынам можна яго падтрымаць?

  2. На перапынку Пеця стаіць каля акна адзін. Ён ціхі і сумны. Чым вы яму дапаможаце?

  1. Паведамленне тэмы і мэтаў урока.

  • Як вы думаеце пра што пойдзе гаворка на нашым уроку?

  • Так, мы будзем гаварыць пра увагу да людзей, будзем вучыцца дапамагаць людзям у цяжкіх жыццёвых абставінах. А дапаможа нам у гэтым апавяданне А.Якімовіча “Дапамога”.

  1. Падрыхтоўка да ўспрымання твора.

  • Разгледзьце ілюстрацыю да твора. Прачытайце загаловак. Як вы лічыце, хто да каго прыйшоў па дапамогу? (Унук да дзеда; хлопчык да ветэрана; сусед да суседа.) Якой можа быць дапамога ў тым ці іншым выпадку? Паслухайце апавяданне і скажыце, ці спраўдзіліся вашы выказванні?

7. Першаснае чытанне твора.

- Хто да каго прыйшоў па дапамогу?



8.Слоўнікавая работа.

- Як вы разумееце слова збянтэжыўся? (разгубіўся)



9. Паўторнае чытанне. Аналіз зместу.

- Як называлі Пецю ў класе? Чаму?

- З якой мэтай Пеця прыйшоў да ветэрана? Як сустрэў хлопчыка Ігнат Васільевіч? Пацвердзіце адказ радкамі з тэксту.

- Чаму Пеця хваляваўся? Знайдзіце словы і выразы, якія перадаюць унутраны стан хлопчыка. Як вы ахарактарызавалі б пачуцці хлопчыка?

- Як вы лічыце, з якой прычыны Пеця нечакана для сябе расказаў незнаёмаму чалавеку пра свае непрыемнасці? Знайдзіце і зачытайце, што адчуў у гэты момант Пеця. Чаму хлопчык разгубіўся? Якія адносіны склаліся ў Пеці з Ігнатам Васільевічам? Якія адносіны былі ў хлопчыка з аднакласнікамі? Чаму ў класе ў яго не было сяброў? Як вы лічыце, хто больш у гэтым вінаваты – аднакласнікі ці Пеця? Пацвердзіце радкамі з твора.

- Што ветэран прапанаваў Пецю?



10. Фізкультхвілінка

11. Чытанне па ролях.

Адшукайце ў творы адпаведны ўрывак. Паспрабуйце голасам перадаць няўпэўненеасць хлопчыка і мяккую настойлівасць Ігната Васільевіча.



12. Складанне характарыстыкі героя.

Хацеў Пеця кожны дзень рабіць прабежкі? Чаму, тым не менш, хлопчык згадзіўся з прапановай Ігната Васільевіча? Як гэта яго характарызуе? Выберыце словы і выразы, якія дапамогуць скласці характарыстыку хлопчыка.



  • Як змяніўся Пеця – якім ён быў да сустрэчы з Ігнатам Васільевічам і якім ён стаў у канцы зімы?

  • Хто ж каму дапамог? Якая галоўная думка твора?

13. Самастойная работа: падзяліць тэкст на часткі і скласці план. Падрыхтоўка да пераказу па складзенаму плану.

14. Пераказ апавядання па складзенаму плану.

15. Падвядзенне вынікаў урока.

- З якім творам пазнаёміліся на ўроку? Хто яго аўтар?

- Чаму вучыць нас гэтае апавяданне?

- Як вы думаеце, якім будзе наш сённяшні дзень?



16. Дамашняе заданне: падрыхтаваць пераказ апавядання А.Якімовіча “Дапамога”.


скачать файл



Смотрите также:
Устное народное творчество
205,9kb.
Виртуальное народное вече
16,02kb.
Открытая научно-практическая конференция обучающихся «Грани творчества» Номинация «Художественное творчество»
19,06kb.
Лукашова Светлана Ивановна 06. 02. 2013 Итоговое комплексное занятие
65,13kb.
Бабушкин сундучок
29,99kb.
Изобразительное искусство и декоративно – прикладное творчество «Зимняя фантазия»
38,89kb.
3 Образовательная область «Художественное творчество»
82,17kb.
К. П. Победоносцев Московский сборник содержание церковь и государство Новая демократия Великая ложь нашего времени Суд присяжных Печать Народное просвещение Герберт Спенсер о народном воспитании Закон
11863,22kb.
4 «Я, конечно, вернусь…!». Жизнь и творчество В. Высоцкого
128,54kb.
Урокам искусства Предмет Примерная тема урока Эпиграф мхк творчество П. Сезанна
150,14kb.
Фантазеры. Путешествие в космос
122,34kb.
Пуанкаре Анри математическое творчество
189,89kb.