minevi.ru
страница 1страница 2 ... страница 9страница 10
скачать файл

Министерство образования Российской Федерации


Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Кафедра менеджмента и маркетинга

Ю.А. Гоголев,

В.Н. Челомин,

О.А. Табекина

Товароведение,

экспертиза и

стандартизация
Утверждено редакционно-издательским

советом университета

в качестве учебного пособия


Нижний Новгород - 2003

ББК 30.609

Г 58

Ч 39



Гоголев Ю.А., Челомин В.Н., Табекина О.А. Товароведение, экпертиза и стандартизация: Учебное пособие. – Н.Новгород: Нижегород. гос. архит.- строит. ун-т, 2003. – 64 с.

ISBN 5-87941-265-2


Учебное пособие охватывает комплекс вопросов по стандартизации и экспертизе товаров. Отражены современные взгляды на товароведение, экспертизу и стандартизацию как на маркетинговый механизм регулирования качества и безопасности продукции в рыночных условиях. Пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности 061500 «Маркетинг».

ББК 30.609


ISBN 5-87941-265-2 © Гоголев Ю.А., 2003

© Челомин В.Н., 2003

© Табекина О.А., 2003

© ННГАСУ, 2003

1. ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ТОВАРОВЕДЕНИЯ



Товароведение представляет собой естественнонаучную дисциплину, предметом которой является потребительная стоимость товаров, то есть их способность удовлетворять личные и общественные потребности.

Потребительная стоимость товара показывает, насколько он благодаря своим потребительским свойствам удовлетворяет конкретные нужды покупателя. По своей природе потребительские свойства могут быть физическими, химическими и биологическими.

Дисциплина «Товароведение» как совокупность знаний включает:


  • классификацию товаров на группы, виды, разновидности и сорта; характеристику основных потребительских свойств товара;

  • характеристику факторов, формирующих и сохраняющих качества товара; систему оценки качества товара в соответствии со стандартами и нормами качества товаров; стандартизацию товаров и управление их качеством.

Товароведение состоит из двух разделов – общей части и частного товароведения.

Общая часть товароведения рассматривает основополагающие теоретические основы. Частное товароведение изучает характеристики конкретных групп товаров, состояние перспектив развития соответствующих сегментов рынка, классификацию товаров на ассортиментные группы.

Цель товароведения - изучение потребительских свойств товара и их изменений на всех этапах товародвижения для насыщения торговли всеми видами продовольствия высокого качества и в широком ассортименте.

Задачи товароведения: обеспечение качества продовольственного сырья и пищевых продуктов путем разработки законодательной и нормативной базы и ее адаптации к международным стандартам; расширение исследований пищевого и химического состава продуктов, определение их пищевой ценности; совершенствование системы рационального питания и профилактика пищевых токсикоинфекций, совершенствование методологии, создание материальной базы и разработка новых высокочувствительных методов для обнаружения вредных соединений, фальсификации пищевых продуктов; сведение к минимуму потерь, возникающих при продвижении товаров от производителя к потребителю, изучение потребительского спроса.

Принципы товароведения это безопасность, эффективность, совместимость, взаимозаменяемость и систематизация.

Безопасность – отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения товаром или услугой ущерба жизни, здоровью и имуществу граждан.

Принцип безопасности должен соблюдаться и в отношении процессов упаковки, транспортировки, хранения, предреализационной подготовки товаров к продаже. Безопасность является основополагающим принципом товароведения и одновременно одним из обязательных потребительских свойств товара.



Эффективность – принцип, заключающийся в достижении оптимального результата в процессе производства, упаковки, хранения, реализации и потребления товаров при минимальных затратах.

Совместимость – принцип, определяющий пригодность товаров, процессов или услуг к совместному использованию, не вызывающему нежелательных последствий.

Взаимозаменяемость – принцип, определяющий пригодность одного то­вара для использования вместо другого в целях удовлетворения одних и тех же потребностей. Взаимозаменяемость товаров обусловливает конкуренцию между ними. Предпочтение отдается товару, имеющему наилучшее соотношение цены и качества.

Систематизация – принцип, устанавливающий определенную последовательность однородных и взаимосвязанных товаров, процессов и услуг. На его основе базируются классификация, идентификация, обобщение, кодирование и другие методы товароведения.

2. КАЧЕСТВО ТОВАРА



Качество товара зависит от свойств, которыми он обладает, а также от его способности удовлетворять определенные потребности благодаря этим свойствам. Оценка качества продукции заключается в оценке его свойств, а также в соответствии их предъявляемым требованиям. В соответствии с международным стандартом ИСО 8402-86 под качеством продукции (услуги) понимают совокупность свойств и характеристик продукции (услуги), которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности, или качество продукции это совокупность свойств, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Свойство товара представляет собой его объективную особенность, ко­торая наиболее полно проявляется в процессе его потребления или эксплуатации. Свойства товаров могут быть простыми и сложными. Так, например, внешний вид является сложным свойством товара и состоит из таких простых свойств, как форма, масса и цвет товара. Качество товара оценивается с помощью показателей качества, которые представляют собой количественные характеристики наиболее важных свойств продукции.

Каждый отдельный товар имеет определенную номенклатуру показателей качества, которые классифицируются по количеству характеризуемых свойств; по способу выражения; по методу определения; по стадии определения и т.д.

В зависимости от количества характеризуемых свойств показатели качества подразделяются на единичные (например, стойкость запаха духов, покрывная способность краски и др.) и комплексные показатели. Например, разновидностью комплексного показателя качества является интегральный показатель качества. Он представляет собой отношение показателей свойств, определяющих потребительную стоимость и стоимость, и имеет следующую формулу:

а = Ко/3,

где: а - интегральный показатель качества; Ко – показатель, характеризующий основные потребительские свойства изделия;



3 (Зп + Зэ) – затраты на производство (Зп) и эксплуатацию изделия (Зэ).

Интегральный показатель можно определить и по другой формуле:



Ип = Э/3,

где: Э - суммарный полезный эффект от эксплуатации (срок службы утюга); 3 - суммарные затраты на его создание и эксплуатацию.



Показатели качества непродовольственных товаров по функциональному назначению можно подразделить на следующие группы.

Показатели назначения. Характеризуют свойства продукта, которые обусловливают сферу его использования, например физико-химические, органолептические показатели.

Показатели срока действия. Характеризуют способность продуктов сохранять свои потребительские свойства в течение определенного времени при соблюдении соответствующих условий эксплуатации.

Показатели транспортабельности. Определяют способность продуктов сохранять свои потребительские свойства в процессе транспортировки.

Показатели безопасности. Устанавливают, насколько безвредны производство, хранение, транспортирование и использование продукции для жизни, здоровья и имущества граждан.

Эстетические показатели. Определяют, насколько внешний вид изделия соответствует требованиям эстетики, насколько красиво он оформлен, насколько рациональна его форма.

Экологические показатели. Характеризуют степень воздействия вредных веществ, образующихся в продуктах при производстве, хранении, транс­портировании и хранении продуктов, на окружающую среду.

Формирование, обеспечение и реализация качества продукции осуществляются в процессе ее жизненного цикла.

Жизненный цикл продукции представляет собой все этапы и операции, связанные с созданием потребительной стоимости товара, ее модификацией и использованием.

Основные этапы жизненного цикла продукции это проектирование продукции, производство, выпуск в свободное обращение и эксплуатация или потребление. На начальных этапах жизненного цикла – проектирование и производство – происходит создание потребительной стоимости товара. На этапе эксплуатации или потребления происходит реализация качества продукции.

Факторы, формирующие качество продукции.

Маркетинговые исследования. Маркетологи осуществляют анализ конъюнктуры рынка, соотношения спроса и предложения, уровня качества товаров у конкурентов, номенклатуры продукции данного вида; определяются оптимальный объем выпуска продукции, его возможная стоимость.

Нормативная документация. Должна предъявлять такие требования к качеству продукции, ее производству, исходному сырью, материалам, которые бы обеспечили максимальную защиту интересов покупателей, наивысшее качество продукции, ее безопасность.

Качество сырья и материалов. Качество готовой продукции непосредственно зависит от качества сырья и материалов. Основной опасностью снижения качества товара является несоблюдение условий эксплуатации и транспортировки.

Качество технологического оборудования и процессов производства. Использование морально и физически устаревшего оборудования делает невозможным производство высококачественной, конкурентоспособной продукции, способствует образованию большого количества отходов.

Качество труда. Применение нового высокомеханизированного оборудования и современных технологий обусловливает использование высококвалифицированной рабочей силы и постоянное повышение профессионального уровня.

скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Ю. А. Гоголев, В. Н. Челомин, О. А. Табекина Товароведение, экспертиза и стандартизация
1041,39kb.
Вопросы к зачету по дисциплине «Судебная психиатрия» для студентов заочного отделения специальности 030501 – «Юриспруденция»
19,83kb.
Объединение «магнум арс» XVII научная конференция
114,83kb.
Дисциплина: "Метрология, стандартизация и сертификация"
488,27kb.
Задача №1 Расчет калибров для гладких цилиндрических деталей Исходные данные: 1 номинальный размер: D=d=5; 15; 4
141,41kb.
Учебной дисциплины по специальности 080801. 65 – прикладная информатика
34,15kb.
Психологическая экспертиза игр
244,82kb.
Программа дисциплины «Методы инженерного творчества»
278,04kb.
Н. А. Рыжова преподаватель кафедры «Стандартизация, патентоведение и менеджмент качества» гоувпо
39,53kb.
Конспект лекций по данной теме и соответствующие разделы рекомендуемой литературы. Для проверки готовности к занятию можно использовать контрольные вопросы. Повторно вернуться к ним рекомендуется по окончанию работы
347,66kb.